Торгово-промышленные связи России и Ирана: шаг в будущее

21-23 декабря в Тегеране состоялась российская национальная промышленная выставка «Торгово-промышленный диалог: Россия – Иран», которая обещает стать новой страницей в истории российско-иранских экономических отношений. Такого рода выставка проводилась впервые, при этом она превосходила масштабами даже самые представительные международные выставки из тех, что устраивались в Иране в последние годы зарубежными странами. 
 
Руководил этим российским проектом министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Своих представителей в Тегеран отправили более 100 компаний из России. С иранской стороны наблюдался небывало высокий уровень представительства. В обсуждении новых перспектив сотрудничества с Россией приняли участие министр промышленности, рудников и торговли Ирана Мохаммад Реза Нематзаде, министр связи Махмуд Ваэзи, вице-президент Ирана по науке и технологиям Сорен Саттари, глава Центрального банка Валиаллах Сейф. Все они подчёркивали желание иранского правительства не только обсуждать состояние и перспективы сотрудничества России и Ирана, но и выйти на вполне определенные договорённости, наполненные конкретными финансовыми, экономическими и техническими деталями. В павильонах выставки повсеместно слышалось: «Сотрудничество Ирана с Россией достигло исторического пика, такого не было за всю историю наших отношений».
 
Действительно, существующий незначительный объем двусторонней торговли между Россией и Ираном в последние годы явно не соответствовал высокому уровню политических отношений. Москва и Тегеран активно сотрудничают по многим региональным вопросам, а последние три года часто называют друг друга партнерами и союзниками. В то же время товарооборот между нашими странами в эти же три года сокращался и лишь немногим превышает сегодня 1,5 млрд. долларов. Несмотря на то, что ограничение деловых контактов было вынужденным из-за действующих против Тегерана экономических санкций, низкий уровень двусторонней торговли давал повод сомневаться в прочности политического альянса России и Ирана. Подобные опасения стали звучать чаще по мере решения иранского ядерного вопроса, появления перспективы отмены в начале 2016 года санкций и возвращения в Иран западных компаний. 
 
На этом фоне решение Москвы укрепить российско-иранские политические отношения коммерческими договоренностями в сфере экономического сотрудничества выглядит и логичным, и своевременным. Возможность придать новый импульс развитию торгово-экономических связей с Ираном, обсудив их состояние на самом высоком уровне, была успешно использована в ходе ноябрьского визита президента В.Путина в Тегеран. На встрече главы Российского государства с верховным лидером Ирана аятоллой Хаменеи стороны договорились о расширении торгово-экономических отношений. Лидеры России и Ирана не говорили о намерениях, они обозначили совершенно конкретные, наиболее актуальные и приоритетные направления экономического сотрудничества. Был решен вопрос и о финансовых условиях. Для развития двусторонней торговли Россия подтвердила готовность выделить Ирану экспортный кредит на 5 млрд. долларов. Эти деньги с учетом сохраняющегося санкционного режима в отношении ИРИ предназначены для финансирования в Иране проектов российских компаний. Иранская сторона выразила глубокую признательность по этому поводу.
 
Теперь важно выполнять политическую волю глав двух государств. Согласование условий открытия кредитной линии намечено на начало 2016 года, при этом правительство России, как отмечает министр Мантуров, за счет компенсационных механизмов сделает кредитную программу достаточно привлекательной. Вероятно, что процентная ставка по кредиту будет на уровне 4-5% годовых. Кроме того, Иран и Россия с целью облегчения обмена иранскими риалами и российскими рублями подписывают финансовый договор, что также обещает обеспечить рост торгово-экономического сотрудничества в несколько раз. В дополнение к этому есть договоренности с Центральным банком Ирана о налаживании корреспондентских отношений между коммерческими банками двух стран. Все эти меры направлены на преодоление антииранских санкций в финансовой и банковской сферах. США и Евросоюз, как известно, снимать санкции не спешат. Борьба за иранский рынок лишь начинается. 
 
Россия начала с решения финансовых вопросов и, как представляется, выбрала беспроигрышный вариант. Повышенное внимание к решению проблем финансового сопровождения сделок объясняется тем, что несовершенство процедуры взаиморасчетов с находящимся под санкциями Ираном, пожалуй, является основным препятствием на пути быстрого расширения взаимодействия двух государств в промышленной сфере. Активный интерес к сотрудничеству с Ираном проявляют многие российские производители, растет количество обращений в финансовые институты содействия развитию российского экспорта по поводу предоставления кредитной, гарантийной и страховой поддержки по внешнеторговым контрактам с иранскими заказчиками. В этом ряду есть компании, содействие экспорту продукции которых в Иран имеет для экономики России стратегическое значение.
 
К примеру, компания «Гражданские самолеты Сухого» может поставить в Иран около 100 самолетов Sukhoi Superjet 100. Каталожная стоимость лайнера в базовой версии составляет 36 млн. долларов, то есть даже в первом исчислении этот проект может превысить три миллиарда долларов. Вице-президент Ирана Сорен Саттари заявил, что Тегеран рассчитывает на создание инфраструктуры для заключения этого контракта и на масштабную локализацию технологий при закупке пассажирских самолетов российского производства. Как видно, одна эта сделка вполне может превысить в три раза нынешний объем товарооборота с Ираном (2014 год – 1,68 млрд. долларов). В дополнение к этому Россия ведет переговоры с иранской авиакомпанией Kish Air о возможной поставке до 15 самолетов Ту-204СМ.
 
Не менее масштабным проектом считается строительство двух новых блоков иранской АЭС «Бушер» по российскому проекту. Заместитель главы Организации по атомной энергии Ирана Бехруз Камальванди в кулуарах выставки заявил, что строительные работы начнутся на следующей неделе. Напомним, что Россия и Иран подписали в ноябре 2014 года ряд документов, расширяющих сотрудничество сторон в области мирного использования атомной энергии и открывающих возможность строительства в Иране восьми блоков АЭС по российским технологиям. 
 
В целом Россия и Иран определили 35 первоочередных проектов в областях энергетики, строительства, возведения морских терминалов, прокладки железных дорог и других отраслях. Сегодня наиболее существенным является вопрос финансирования. В частности, помимо государственного кредита в 5 млрд. долларов, российский ВЭБ и Центральный банк Ирана готовят соглашение о предоставлении Ирану кредита в размере 2 млрд. евро, который пойдет на оплату подвижного состава для иранских железных дорог. «В части вагоностроения - это коммерческие кредиты ВЭБ с компенсацией процентных ставок, которая предоставляется Минпромторгом, для того чтобы обеспечить иранским заказчикам нашей техники наши кредиты на конкурентных условиях», - подчеркнул министр Мантуров. Верят ли в реальность таких планов правительства РФ наши экспортеры?
 
Сейчас на этот вопрос можно ответить утвердительно. Вернемся в павильоны выставки «Торгово-промышленный диалог: Россия – Иран». Здесь, к примеру, научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» представила свою продукцию, разработанную специально для железных дорог Ирана. Генеральный директор корпорации УВЗ Олег Сиенко говорит о том, что корпорацией уже спроектированы более 10 единиц подвижного состава для Ирана, 5 прошли сертификацию, ещё 3 в работе. «Уралвагонзавод» готов в самые сжатые сроки поставить для нужд железных дорог ИРИ необходимые партии вагонов. С такой же готовностью приехали в Тегеран и многие другие российские производители.
 
«Проведение мероприятий, подобных сегодняшней выставке, представляется жизненно необходимым для развития двустороннего взаимодействия между нашими странами», – подчеркнул Денис Мантуров. Россия и Иран сделали ещё один важный шаг на этом пути.