Спасово яблоко

19.08.2024

Когда мы сталкиваемся с выражением «Яблочный Спас», возникает недоумение -- как высокие мотивы христианской догматики и строгий церковный календарь смогли настолько сблизится с народной жизнью крестьян (со временем сбора урожая плодов), что появилось столь причудливое и в то же время очень русское, очень нежное словосочетание? Дальше мысль, как правило, не идет. Сухие церковники, склонные к рафинированному рационализму, с раздражением пожимают плечами -- мол, чего еще ждать от «темного невежественного народа», а люди попроще спешат освятить плоды земные, не вдаваясь в тонкости метафизики. А они тут есть. 

«Яблочным Спасом» назван в народе великий двунадесятый праздник Преображения Господня. На иконе мы видим Спасителя, находящегося в центре огромного круга. Рядом с ним на вершинах двух из трех гор --  фигуры пророка Моисея и пророка Илии. Внизу три избранных апостола -- Петр, Иаков и Иоанн, ставшие свидетелями чуда и закрывающие лица в ужасе и трепете от видения (нетварного, по учению св. Григория Паламы) Фаворского Света. 

В круге, где находится преображенный Христос в своем божественном естестве, изображены лучи и часто большая опрокинутая пятиконечная звезда, а так же множество маленьких звезд. 

Что означает круг на иконе? Это сам божественный Свет (лучи) и небо (звезды). Причем греки понимали под небом (οὐρανός) весь мир (κόσμος). В своем ночном видении основатель западно-христианского монашества преподобный Бенедикт Нурсийский созерцал божественный свет, а в нем маленький мир, казавшийся игрушечным перед абсолютной неохватностью Божества. Свет и небесно-космический круг тесно связаны -- концептуально и изобразительно.

Мир -- это самая дальняя «периферия Бога». Можно сказать, что бесконечно далекая от него, но все же именно Бог является ее центром.

Итак, круг, в котором стоит Христос на иконе Преображения, это «весь мир». Но в то же время, это -- сфера. У древне-греческого философа Парменида сфера, точнее, сфайрос, σφαῖρος – главный образ бытия. Сфайрос = мир, космос. 

Но не является ли яблоко или какой-то иной плод круглой формы, но все-таки именно яблоко – простым и наглядным образом сферы? Яблоко созревает на мировом древе и неразрывно связано с вертикальной осью. 

Не приблизились мы таким образом к разгадке «Яблочного Спаса»? Если яблоко -- это сфайрос, мир, то Христос и пришел его спасти. Слетевшее с оси колесо нуждается в срочной починке. Правильное бытие центрировано вокруг Бога, сгруппировано вокруг Него. Оно упорядочено системой божественных лучей. И тогда оно гармонично и совершенно -- как спелое яблоко.

Плод яблока имеет пять зерен. Если разрезать яблоко по горизонтали, получаем в центре пятиконечную звезду.

И точно такая же звезда очерчена на иконах Спасителя в круге в сюжете Преображения.

Можно продолжить нашу символическую цепочку и дальше. Древний символ царской власти на русском называется «держава». Он представляет собой совершенную сферу, увенчанную крестом. На латыни -- globus cruciger, на греческом -- σταυροφόρος σφαίρα. Этот предмет как символ царской власти встречается (вначале без креста) в имперском Риме. Крест появляется позднее при христианах. Но уже в Византии «держава» (σφαίρα) ассоциировалась с яблоком. В немецком это выражение получило эксплицитную форму: на немецком «держава» - Reichsapfel, дословно, Царское Яблоко. Когда держава выпала из рук огромной статуи Константина Великого, это было расшифровано как зловещий знак, указывающий на близкое падение Византии и наступающий конец света. С этой темой связана и позднейшая греческая эсхатология, где предсказывается, что турецкие властители однажды потеряют «красное яблоко», и тогда их правление завершится. Да и сами турки, считают, что их высшей целью и идеалом является Qızıl Alma, Красное Яблоко, синоним господства и славы.

Яблоко -- символ Империи, Царства. Тут следует обратить внимание на то, что в христианской традиции можно выделить два толкования царства. Например, в теории «Двух Градов» бл. Августина. 

Есть царство небесное. Его Царь -- сам Христос, и слово Христос (Χριστός), Мессия (משיחא), «Помазанный» означает именно «помазанный на царство». «Царем» в православной молитве устойчиво именуется и Святой Дух. При этом христианская догматика подчеркивает, что царство является общим признаком всех трех лиц Пресвятой Троицы. И снова в православной иконографии -- чаще всего в сюжетах Крещения и Благовещения -- Дух Святой изображается в виде голубя в круге, представляющем собой «утолщение» луча. Это еще одна версия божественного сфайроса. 

Есть царство земное. Его держит в своей руке православный Император, катехон (ὁ κατέχων). В самóм тексте Второго послания святого апостола Павла К Фессалоникийцам (2:7), где впервые упоминается «катехон» (ὁ κατέχων) , Удерживающий (как гапакс всей Библии), есть упоминание и того, чтó он удерживает (удерживаемого) или того, чтó (и на сей раз не «кто») удерживает человечество от прихода сына погибели (антихриста). Держащий -- ὁ κατέχων, а удерживаемое -- τὸ κατέχον, держава. Разница в написании двух греческих букв – «ο» и «ω», то есть в различии активного причастия и активного причастия. Удерживаемое, τὸ κατέχον -- это и есть «яблоко царства», Reichsapfel.

Два царства не обязательно противопоставлены (как у Августина), они могут пребывать в суперпозиции -- как не тварный Фаворский Свет и залитый им (божественными энергиями, по учению св. Григория Паламы) мир. 

Яблоко участвует и в ключевых сюжетах иных традиций. Греки говорили о яблоках Гисперид, дающих вечную молодость. В этом качестве яблоко и яблоня встречаются и в русских сказках. Там это волшебное дерево par excellence.

Из-за яблока, присужденного Парисом Афродите, вспыхнула Троянская война.

Возможно, что загадочное имя Аполлон (Ἀπόλλων), не имеющее ясной этимологии, восходит к той же древнейшей основе.

Яблочным континентом называли индусы обитаемый срединный мир -- Джамбудвипа.

Яблоко появляется и в сюжете грехопадения -- в раю. Могут заметить, что ивритское «пери» (פֶּ֫רִי) не «яблоко» точно (яблоко на иврите -- тапуах, תפוח), а просто «плод». Но перевели это слово в Вульгате как mālum (от греческого μῆλον) не просто так. 

Ведь яблоко -- больше, чем яблоко, это космо-онтологический сфайрос. Всякий круглый плод, включая дерево Джамболан, откуда индийское Джамбудвипа, это в каком-то смысле яблоко-мир, яблоко-царство.

И в заключение. Могут заметить, что иногда Христос -- например,  в иконографии сюжета Всеобщего воскресения -- изображается не в круге, а в овале (мандорла). Так ведь у нас, русских, есть же еще и «Ореховый Спас»..