Систани снова в эпицентре антииранской политики
Информационный шум победы Садра на прошедших выборах в Ираке все еще не утихает. Теперь в эпицентре внимания стоит вопрос о создании коалиций и распределения полномочий(кто из шиитов с новой властью, а кто вынужден будет уйти в оппозицию). На фоне победы Садридистов незамеченным оказался важный нюанс – поражение Систани.
В преддверии осенних выборов Марджа выдал фетву о необходимости активного участия в избирательном процессе, однако явка составила около тридцати с лишним процентов, согласно западным данным, цифра едва перешла сорок. Получается, что народ Ирака намеренно проигнорировал мнение Систани? Но почему? Ведь нас с разных сторон заверяют о “величии” главы Наджафа. Отталкиваясь от статистики по выборам, можно сделать несколько выводов.
1 - “авторитет” Систани многократно преувеличен.
2 – враждебные по отношению к Тегерану настроения непопулярны в иракском обществе, в следствии чего иракцы не хотят потакать Мардже.
Известно, что требуя активности на выборах, Систани в-первую очередь хотел избрания если не антииранских, то хотя бы нейтральных политических фигур с наличием “секуляризма головного мозга”. Однако большая часть из тридцати процентов страны сделала выбор в пользу Садра(с заметным отрывом от остальных) и Малики. Складывается ощущение “троллинга” сто стороны иракцев по отношению к главе Наджафа, ведь к обоим политикам Марджа относится с ненавистью. В этой связи следует напомнить, как незадолго до выборов некоторые религиозные фигуры связанные с Систани позволили себе нападки на оппонентов. Данная категория священнослужителей намеренно игнорируют решение парламента принятое год назад по изгнанию оккупантов из страны, и вместо Штатов в глазах иракцев пытается выставить Иран*, как образ главного врага.
Примерно 14-го августа в сеть попала видеозапись с выступлением по случаю месяца Мухаррам Хамида аль-Ясири представителя Систани в провинции Мутанна. Ясири также является главой бывшей фракции Хашада аль-Шааби – “Бригады сторонников Марджи”. Представитель Систани осуждал проиранские организации Ирака, обвиняя их в “выполнении приказов извне”. Подобные заявления из уст лоялистов “Марджи” звучат не в первый раз. После создания Сил Народной Мобилизации, Систани и его последователи эпизодами позволяют себе шквал критики в адрес “проиранской части” Народного Ополчения и его союзников. Однако именно в преддверии выборов и на фоне месяца печали и скорби по внуку Пророка(мир ему) – Имама Хусейна( мир ему)*1, заявление Ясири несло под собой угрозу междоусобицы шиитского сообщества Ирака.
Систани понимает, что лично для него выборы не имеют значения. Глава Наджафа проиграл еще в 2003, когда взявшись за руку с американцами принялся “строить демократию” на крови иракцев. То, что происходит сейчас(растущая оппозиция среди священнослужителей, появление различных Исламский оппозиционных организаций и наличие иранских союзников в парламенте) лишь логический итог ошибок Систани.
Такая антииранская выходка “марджи” обусловлена еще и некой “игрой мышц”. Ведь не стоит забывать, что президентом Ирана стал аятолла Раиси, что символизирует возобновление политики “экспорта Исламской Революции”. Тем самым бросая камень в сторону “последователей Рахбара” внутри Хашад аль-Шааби, Систани пытается разыграть карту иракского национализма и “защититься” от нависшей тени Исламско-революционного Кума.
Зацикленность на ИРИ довела до нескольких курьезных моментов Наджафа. Еще в конце июля Систани и его КО проигнорировали воздушные удары сионизма по базам “Боевой дивизии Имама Али”, фракция некогда входящая в Хашад аль-Шааби является последователем “Марджи”. Ранее в начале года у молодого человека призывавшего к борьбе с американцами и сионистами, представитель Систани вырвал микрофон. Наджаф и раньше молчал, когда американцы бомбили Силы Народной Мобилизации. Вывод очевиден – для режима мулл в Наджафе намного важнее изолировать Кум и ради этого “черные аятоллы Ирака” готовы закрыть глаза даже на убийство собственных последователей руками оккупантов.
Таким образом мы видим два совершенно противоположных направления в шиитской ветке Ислама. Если одни рассматривают фигуру Имама Хусейна(мир ему), как великого революционера восставшего против тогдашнего символа мирового язычества и видят пример в жизни внука Пророка(мир ему) для продолжения борьбы с куфром, то другие в стремлении контролировать верующих Ирака(и не только), настолько низко пали, что исковеркали представление о великом мученике Единобожия(мир ему) выставляя его фигуру в рамках узколобого национализма(аузубиЛлях)*2.
Возвращаясь к теме выборов. Активная политика Систани по подрыву “иранского влияния”.
Принято считать, что Муктада Садр – эталон “нового иракского национализма”. В связи с чем глава Садридистов по мнению западных наблюдателей, является некой “третьей силой” Ирака, после “проиранских деятелей” и Систани. Это утверждение в корне неверное, но западные институты славятся тем, что рисуют некую картинку на политической карте стран, после чего пытаются разными методами оказывать пагубное влияние на местное общество. Итак, Садр условный “new-националист”, а Марджа безусловный оплот ахбаритов Наджафа и глав некоторых племен с идеей радикального национализма. И что же мы видим, в ряде мест с преимущественно шиитским населением, доверенные лица Систани призвали людей голосовать за Садридистов. Казалось бы удивительное зрелище, давние враги объединились и будут злорадствовать по поводу “объединения” двух основных фигур “религиозного национализма” в противовес Ирану, но на мой взгляд если абстрагироваться от эмоций, то мы увидим совершенно другую картину.
Систани призвал идти на выборы для блокировки “проиранских фигур”, но судя по факту поддержки Садра некоторых представителей Марджи в провинциях, глава Наджафа угодил в иранскую “ловушку”, ведь именно Муктада является одним из самых опасных оппонентов Марджи и параллельно, глава Садридистов является старым союзником Исламской Республики. Еще совсем недавно в годы американской оккупации, Cистани пытался убить Садра руками Вашингтона, однако предупреждение из Ирана охладило пыл Марджи.
Так почему же теперь сторонники Систани призывают голосовать за Садра? Парадокс? Отнюдь. У главы Наджафа банально нету выбора, у него нету своих хорошо подготовленных кадров для доминирования на политической арене Ирака, поэтому он вынужден подстраиваться под новые условия и правила. Систани загнан в угол, с одной стороны “проиранские фракции”, с другой – амбициозный священнослужитель-реформист, продолжатель линии легендарной семьи Садра.
Долгое время Марджа для противостояния Ирану апеллировал к “иракской идентичности и независимости”, теперь против него выставлен молодой харизматичный представитель семьи революционеров, который использует ту же националистическую риторику и уже пользуется популярностью у молодежи. Систани своими руками подвел Ирак к пропасти, в то время как его самые разные заклятые враги из числа союзников ИРИ пытаются спасти Родину революции Имама Хусейна(мир ему). Марджа осознанно поддержал Садридистов, ведь ему остается надеется на возобновление вражды между Малики и Садром внутри “шиитского дома”. Но слов шейха Хазали мы знаем, что у иракских деятелей теперь достаточно опыта, что бы не повторять прежние ошибки. Изменения сферы богословия Наджафа неизбежны, их можно лишь отсрочить, но рано или поздно революция все равно завладеет последним пристанищем первого Имама шиитов и четвертого халифа суннитов(мир ему).
P.S. Через день после инцидента с последователем Марджи из Мутанны, иракский ресурс Al-Ahad опубликует инфу из офиса Систани, где будет сказано, что якобы у Ясири годами не продлевалась аккредитация.( право быть представителем Систани в провинции)
Тем не менее просроченное уполномочие не отражает главного факта – большой антииранской фобии у Систани и его лоялистов. “Марджа” продолжает быть верен своей тактике, а именно критике Ирана через доверенных лиц в провинциях. И кстати действия Ясири произошли в предвыборное время, что можно трактовать, как попытку дискредитации “официальных” проиранских полит сил(коалиция ФАТХ) с целью подорвать доверие населения к ним.
Попытка отделить Ясири от Систани рассказом об аккредитации лишь добавляет ряд вопросов. Почему его ранее не сняли с кафедры? Почему о его просрочке сказали только после инцидента? Почему его не осудили официальные представители Систани из других провинций? И общий вопрос, почему систанисты все еще поднимают тему о Хашад аль-Шааби? Ведь еще два года назад фракций лояльные “Мардже” вышли из состава Народного Ополчения и присоединились к армии, а в систему управления Народной Мобилизации был назначен представитель “официальных вооруженных сил страны”.
С Хамидом аль-Ясири произошел и другой достаточно загадочный случай. 21 июня глава Хашад аль-Шааби и по совместительству Бригады Хизбаллах , Абу Фадак посетил аль-Ясири. Спустя месяц 31 июля между командирами вновь произошла встреча. Остается только предполагать, какие темы фигурировали в беседах, но важно то, что Абу Фадак на фоне победы аятоллы Раиси в Иране, свой первый визит совершил именно к аль-Ясири –представителю Систани. Для полноты картины укажу, что Систани против ухода США из Ирака, в то время, как Тегеран готовится к боевым действиям против оккупантов.
* - В качестве своего обоснования отсутствия антиамериканской риторики, “традиционалисты Наджафа” ссылаются на факт хороших отношений между Вашингтоном и “Марджей”.
*1 - Ясири не то что, не смутил месяц траура по внуку Пророка(мир ему), он позволил себе достаточно опасные выпады и сравнения. Например он сравнил местные ополчения союзные Тегерану с проклятым Шимром(убийца Хусейна, мир ему). Такая достаточно вульгарная и не поддающаяся логике трактовка усугубила и без того большую пропасть между диктатурой Систани в Наджафе и революционными силами Ирака.
*2 – по логике Систани именно иракские “шииты” являются главными наследниками “традиции борьбы” Имама Хусейна(мир ему). То есть мы наблюдаем буквалистское “объяснение” священных текстов по “шиитски”, где вместо трезвого разума богословия доминирует расизм и национализм. Данный абсурд пропагандируется в хаузах Наджафа лояльных “Мардже” на протяжении веков.