Саммит ШОС: Китайский Дракон и Русский Медведь как сила многополярности
В Китае прошел саммит лидеров стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), по итогам которой главы государств приняли Циндаоскую декларацию. Совместный документ подписали руководители России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, а также Индии и Пакистана.
В рамках форума также проводились отдельные интеллектуальные мероприятия, организованные Институтом Китая Фуданьского университета во главе с Чжаном Вэйвеем. Философы, экономисты, политологи обсудили перспективы многополярного мира, а также роль России и Китая в его формировании. Среди зарубежных участников дискуссий – русский философ Александр Дугин, французский экономист Мишель Альетта, сингапурский политик Кишоре Махбубани и другие.
Мультилатерализм и мультиполярность
Участники мероприятий обсуждали, в первую очередь, характеристику современного мира. Очевидно, что сейчас мы наблюдаем переход от однополярного глобалистского устройства к чему-то новому. Западная гегемония все еще жива и готова дать последний бой – но, очевидно, что дни ее сочтены, и с каждым днем появляется все больше сторонников нового, многополярного мира.
Важно различать понятия, которые порой путают – мультилатерализм и многополярность.
Мультилатерализм – это модель, которая в полной мере раскрылась во времена правления американского президента Барака Обамы, в ее основе – поглощение Западом других частей планеты. Формально под мультилатерализмом подразумевается альянс нескольких государств для преследования общей цели и решения общих проблем, однако на практике это означало претворение в жизнь исключительно глобалистских пожеланий. К примеру, у Хиллари Клинтон была идея - G2 – совместного правления США и Китая, но по факту – под руководством Вашингтона. Впрочем, в КНР предложение не приняли – что сказалось на развитии страны исключительно положительно.
Многополярность – совсем иное. Здесь нет универсальности в том смысле, в котором о ней говорит модернистская и постмодернистская культура Запада. На самом деле нет ничего универсального в человечестве, нет концепта общечеловеческих ценностей, которая характеризует все общества.
Права какого человека?
О том, что либеральная концепция "прав человека" на практике не работает, свидетельствует, как минимум, представление о человеке в разных культурах - в каждом свое понимание, что такое человек и в чем его предназначение. В либеральном западном мире человек рассматривается как индивидуум, в исламской культуре трансцендентное ставится на первое место, в китайском понимании человека - «рэн» - социальное важнее индивидуального. Есть христианское понимание личности, в котором пересекаются социальные обязательства человека и его духовный путь, а буддийском мировоззрении задача человека – избавиться от иллюзии.
Поэтому само понятие «права человека» априори не может быть универсальным – это исключительно западное толкование, идеологический концепт, спроецированный на нас.
Таким образом, многополярность основывается на признании инаковости других. Нет единого понимания, что и как правильно.
Понимание многополярности
Многополярность основывается на позитивном понимании других культур и принятии плюрицентричности ценностей других народов. На этой основе строится диалог, а не монолог, дискуссии о самых главных понятиях, а не однополярная проекция англо-саксонского видения мира. Важно покончить наконец с западным империализмом и колониализмом – и не только в экономической или политической сферах. Китай является наглядным примером, насколько успешной может быть экономика, не имитирующая чужие модели.
Профессор Альетта, сторонник концепции регуляционизма, в ходе конференции изложил свое видение ситуации в Китае. Если говорить об экономической составляющей, то регуляционизм (который также называют экономическим интервенционизмом) - это идея, согласно которой экономическая активность должна быть урегулирована для достижения общественных интересов через планирование, субвенции, прогрессивное налогообложение. Но Китай этим не ограничивается: так, компартия в КНР играет главную роль не только в сохранении порядка, но и в продвижении китайского видения демократии, где общество - это ключевой фактор.
У России в период после распада СССР и до правления Владимира Путина был критический период, когда при имитации западного образа жизни было потеряно все - суверенитет, независимость, индустрия.
Интеллектуальная деколонизация
Однако помимо экономической деколонизации необходимо избавиться от оккупации нашего интеллекта.
«Мы во многом остаемся под влиянием однополярного момента в сфере мыслей, философии, теорий, науки, концептов. Самое важное в концепции многополярного мира - покончить с глобальной доминацией Запада путем интеллектуальной деколонизации. Мы должны освободиться от этой иллюзии универсальности западного языка с его концептами», - подчеркнул в ходе выступления Александр Дугин.
Мы должны не только избавиться от западной доминации в интеллектуальной сфере, но и вернуть западную цивилизацию в ее нормальные, доколониальные рамки. Тогда у нее появится шанс на выживание. В каком-то смысле, временной возврат во времена великих империй возможен.
Экономика как продолжение политики
Участники дискуссий сошлись во мнении, что современный капитализм не имеет ничего общего с привычным пониманием демократии. Как доказали еще Бродель и Шмитт, война и государство были началом современного капитализма, и все связанные с этим мифы о свободе, торговле – метанарратив колонизации. Однажды Клаузевиц сказал, что «война есть продолжение политики иными средствами» - то же самое можно сказать и об экономике.
«Капитализм есть не что иное как оружие, и пользующиеся им субъекты – государство, общество, нации, - поясняет Дугин, - Если мы рассматриваем систему как оружие, нужно понять - кто его использует?».
Обретение суверенитета
«Китай - прекрасный пример того, как мы можем использовать социализм, капитализм, начало или завершение отношений с другими частями мира в интересах китайского народа, - добавил философ, - Китайский народ – субъект истории, кит культура – тоже субъект; это - пример многополярности».
Многие страны сегодня несуверенны, и при этом недостаточно сильны. Они нуждаются в переходе к реальному суверенитету, поскольку многополярный мир основан на балансе реально суверенных государств.
Западу для этого перехода необходим раскол - на США и Европу. Сейчас, благодаря политике Дональда Трампа, этот раскол становится все серьезнее – скандал в рамках G7 стал отличной иллюстрацией кризиса сложившегося глобалистского консенсуса в отношениях США и Европы. Политика Трампа злит истеблишмент, но зато дает Европе шанс переосмыслить свою идентичность, геополитическую позицию, интересы, а также подумать о собственных, независимых военно-стратегических силах (инициатива PESCO потенциально могла бы помочь европейцам в этом вопросе).
Европа может стать новым феноменом многополярности, независимым от США. В таком случае будет два Запада – европейский и англо-саксонский. Этот слом поможет проявиться другим полюсам в новом мире.
Взаимопомощь
Заслуга Путина - в начале процесса восстановления суверенитета России и оформлении ее как серьезного глобального игрока. Одна из наших слабостей сегодня - экономика, зато политически и в военном отношении страна крепко стоит на ногах. Евразийский полюс с годами, на фоне кризиса западной парадигмы, будет только укрепляться – этому способствуют, не в последнюю очередь, такие организации-гиганты, как ЕАЭС и ШОС.
«ШОС – центрально ядро, пример того, как можно создать многополярность. Это ядро многополярного мира. Это еще не многополярный мир, но путь к нему», - пояснил Дугин.
Отдельный полюс – дружественный нам Китай как суверенный и независимый игрок, к тому же сильнейший в экономическом смысле.
Параллельно с западной парадигмой борется и исламская цивилизации. При поддержке других игроков – России и Китая, а также с вовлечением других региональных игроков - мы можем спасти и исламский полюс. Исламский мир сам по себе разнообразен (шииты, Иран, Турция, Саудовская Аравия, Пакистан и другие) и имеет свои центры притяжения – но он активен, имеет большой потенциал и внесет свой важный вклад в становление многополярности.
Другими весомыми полюсами могут стать Латинская Америка и Африка (в случае последней, это самый логичный шаг после деколонизации – возможен панафриканский проект, который поддержат другие полюса).
Сейчас мы находимся на переходной стадии, и западный гегемон все еще жив. Но Желтый Дракон и Русский Медведь борются с этим монстром. Баланс нового миропорядка при координации усилий полюсов возможен – это будет не биполярный и не однополярный, но многополярный мир.