Россия как контргегемон: о силе ценностей в мировом масштабе

03.02.2022
О проекте Указа Президента «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»

Мы с восторгом встречаем новость о проекте Указа Президента «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Ведь в нем напрямую говорится о тех опорах, которые незримо армируют российскую государственность на протяжении веков: служение Отечеству, необходимость созидательного труда, ценность крепкой семьи, коллективизм.

Верхи глобального запада выбрали линию по снятию всех коллективных идентичностей: от религиозной и национальной до гендерной. 

Мы говорим: Россия - это цивилизация, впитавшая в себя живые соки разнородных племен и этносов. Долгая жизнь этого многоцветия стала возможна только благодаря общей почве. И эта почва традиции, понимаемой местами по-разному, но сходной в таких вещах: умение принимать ближнего, приоритет духовного над материальным, высокие нравственные идеалы, взаимопомощь и взаимоуважение.

Общность народов России это не данность, но длительная работа, которую проделывают поколение за поколением. Оригинальный взгляд на то, как выковывается любая общность, даже мельчащее идеологическое изменение в нем, высказал Антонио Грамши. 

А. Грамши создал теорию гегемонии, по которой власть держится не столько на мышцах и уме силовых структур, сколько на ежедневной работе интеллектуалов, которые являются в своих малых группах лидерами мнений. Каждый человек является в данной концепции носителем идеи. Чем ярче человек её осознает, тем вероятнее, что он будет её распространять вокруг себя: на работе, в интернете, в разговоре в общественном транспорте. Сумма высказанных идей и использованных каналов донесения информации (от разговора и интернет-блога до творческого и политического акта), умноженная на известность носителя высказывания и дают насущную идеологическую обстановку в единицу времени.

Идеи стяжательства, индифферентности к миру, культ эгоизма, вседозволенности, безнравственности, отрицание идеалов здорового патриотизма составляют скверный, но основной поток в информационной среде сегодня. По Грамши, такие идеологемы являются раковыми клетками в нашем обществе, которые способны заразить окружающие здоровые. 

Мы, с кругом авторов, взялись за традиционалистское прочтение теории Грамши и выпустили альманах, в котором постарались очертить сложившуюся в России и мире ситуацию в сфере идей. Так, мы пришли к выводу, что глобальный гегемон, тот, кто держит власть над умами – это не какое-либо государство или политический блок, но система ценностей, сложившаяся вокруг лево-либерального понимания капитализма. Значит, задача контргегемона – работать через сферу культуры, воспроизводя и множа традиционные её образцы. 

Контргегемония - действия пассионарных интеллектуалов по борьбе с глобальным гегемоном, несущие собственную положительную повестку, а именно традиции собственных культур, выраженные в политике и экономике. 

Контргегемон, как субъект контргегемонии, делится на уровни:

1. Индивидуальная контргегемония – пассионарный интеллектуал, который сознательно вступает в борьбу с планами гегемона по уничтожению коллективных идентичностей. Если интеллектуал не осознает своего противника на метауровне, то он является стихийным контргегемоном.

2. Локальная контргегемония – межгрупповой союз пассионарных интеллектуалов, который осознаёт себя в национальном масштабе.

Локальный уровень делится на общественный и государственный. Общественный уровень может перерастать в государственный. Так, Исландия против МВФ есть пример перерастания одного уровня в другой, а поход за солью при Ганди — общественный уровень, создавший предпосылки к перерастанию в государственный. 

Наиважнейшая задача локального государственного контргегемона – осознать себя как зачаток межгруппового международного союза.

3. Мировой контргегемон – межгрупповой международный союз пассионарных интеллектуалов на общественных и государственных началах для борьбы с глобальным гегемоном за внедрение своей положительной повестки. Сегодня таковым являются Китай и Иран. Северная Корея не предлагает положительной внешней повестки, оставаясь на уровне государственного локального контргегемона.

Сегодня Россия в этой модели может стать локальным государственным контргегемоном, если Указ Президента «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» будет принят. Если мы начнем на деле реализовывать сказанное в Указе и покажем своему народу плоды такого труда, то Россия сможет с уверенностью выходить уже и на мировой уровень контргегемонии. Создав собственные международные организации и сети, мы станем для Европы маяком в контргегемонисткой борьбе, так как имеем с ней общую христианскую основу, чего не может предложить Европе ни Иран, ни Китай. При этом мы не будем навязывать никому свою повестку как формулу, но предложим контргегемонистскую модель: выберите для своей страны путь развития, основанный на собственном понимании традиций и ценностей.

Итак, сегодня нематериальные ценности выступают самым опасным оружием на внешнеполитической арене. Достоевский в пушкинской речи пророчествовал: «назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только … стать братом всех людей, всечеловеком». Но без понимания себя самого, нельзя полюбить и ближнего. Начнем же с малого – вспомним, кто мы есть. 

Николай Арутюнов, руководитель Культурного Пространства «Солнце Севера»

Hola