Православный Византийский Союз от Адриатического моря до Тихого океана

01.02.2019

материал издания "Кадетское письмо" (Аргентина)

Калабрийская инициатива

Вместе с Рождественским поздравлением, «Кадетское письмо» получило следующий запрос от одного из своих постоянных читателей из России:

«В КП №109 Вы ссылаетесь на калабрийскую инициативу по созданию Византийского Союза и уже написанную программу для него. Идея создания подобной международной организации на основе универсальности православной веры, национально-­языковой идентичности и необходимых политико-­экономических реформ у потенциальных участников Союза представляется достаточно конструктивной и требующей конкретного проектного развития в увязке со сходными интегральными концепциями. Могли бы Вы, уважаемый Игорь Николаевич, предоставить ссылки или сам текст перевода на русский проекта и программы Византийского Союза? Заранее благодарен, Богданов Александр.»

Инициатива создания Византийского Союза была сформулирована в январе 2000 года, в печатном номере 22 «Кадетского письма» (тогда еще не было электронных версий Кадетского Письма) следующии образом, в передовице «Две тысячи лет Христианства»:

«Сегодня, в день 2000-­летия Христианства, никак нельзя избежать необходимости установить, какие процессы второго тысячелетия были положительными, а какие отрицательными. Ибо Христианство не может обойтись без Истины. Необходимо также предначертать и наши естественные, логичные и для нас жизненно важные перспективы на будущее. Во-­первых, необходимо спешно и неотлагательно восстановить Всероссийский Союз, Союз «Великия, Малыя и Белыя Руси, как всегда гласили исторические государственные титулы наших великих князей, царей, митрополитов и патриархов. Во-­вторых, надо создать Всеправославный Союз, Византийский Союз всех православных народов. Сегодня в мире существует много таких региональных и мировоззренческих союзов: Мусульманский Союз, Арабская Лига, Западно-­Европейский Союз (упорно называемый «Европейским, сиречь «Всеевропейским» или »Паневропйским», агрессивно претендующим на продвижене до Урала), Организация Американских Государства, Содружество наций (сперва назывшееся Британским Содружеством Наций) и т. д .

Нам надо объединяться и вступать в союзы не только исключительно на основании рассовых, племенных и соседских признаков, (в чем заключались несостоятельность и слабость славянофильства, ибо не все славяне православные), а в первую очередь на основании религиозных, духовных, мировоззренческих, нравственных, культурных и бытовых признаков,. Православные народы нам ближе, чем не православные славянские народы, которые на практике в большинстве случаев проявляли к нам часто свой каинов комплекс. Всероссийский союз, в рамках Византийского Союза, является нашей спасительной перспективой».

Эта статья в Кадетском письме тогда была упомянута в информации из Буэнос-­‐Айреса местными представительствами агентств печати РФ. Необходимо отметить, что одно из вышеназванных объединений, а именно (Британское) Содружество Наций, состоит из 53 государств, и по английски называется «коммонвельт» (commonwealth, от commonweal), каковое название впервые было ошибочно примененно Кромвелем в смысле «республика», для названия им провозглашенной Английской республики, возглавленной диктаториально им самим, с титулом «лорда протектора», после убийства английского монарха. Правильным переводом этого слова на русский язык могло бы быть «общее благо» (по-­‐ немецки Gemeinwohl), но сегодня под ним подразумевается «общее добро», главным образом в экономическом смысле, в духе современного западного мировоззрения. Первая же в мире республика, основанная первым царем Рима Ромулом учреждением Сената и Коллегии авгуров (Цицерон ставит на первое место Авгуров), скорее имела смысл «общее дело».

Почти через два года, в октябре 2001 года, милостью Божией мне представилась возможость поехать с моей женой в Италию, чтобы поискать её родственников (она внучка итальянцев) и посмотреть музеи и раскопки этрусков, историей каковых я издавна интересуюсь. Незадолго до этого, я прочитал в «Аргентинском обществе эллинской культуры» доклад «Византия в Италии», после которого были показаны фильмы и фотографии следов византийской культуры в Равенне. Меня, как вицепредседателя этого общества (сегодня я его председатель), тогда попросили навестить также Калабрию и наладить контакты с калабрийскими учёными византинологами.

Мы прибыли в Реджио Калабрия, столицу этой бывшей византийской провинци № 2, в начале октября 2001 года и остановились в одной гостиннице вблизи известного местного археологического музея, в котором работал калабрийский византинолог профессор Джиакомо Олива. Нас любезно провели до его кабинета, в другом здании. Я представился и начал разговор с того, что упомянул мой доклад о Византии в Италии, а также и мою статью о Византийском Союзе. Я был немного поражен, когда профессор Олива мне ответил, что с инициативой создания Византийского Союза уже выступили несколько лет тому назад представители местной калабрийской интеллигенции. Они официально обратились к Европейскому союзу создать в его рамках Византийский сектор, состоящий из Греции, Румынии, Калабрии и России. (Сербия находилась «де факто» в состоянии войны). Это предложение тогда не было принято, под предлогом того, что Россия не входит в Европейский Союз, Румыния же не представляла затруднений, ибо она тогда уже была кандидатом для вступления в него.

Я тогда сразу понял, что калабрийцам не нужно было обращаться к Европейскому Союзу с такой инициативой, а надо самим прямо создавать такое содружество, союз или лигу, вне всяких других организаций и без нужды испрашивать чьё-­‐то разрешение. Ведь многие члены Европейкого Союза состоят не в одной, а сразу в нескольких аналогичных организациях. Например, Англия является учредительницей «Содружества наций», другие члены которого не состоят в Европейском Союзе. Франция связана с некоторыми своими бывшими колониями в Африке, которые не входят в Европейский Союз.. Почти все другие европейские страны состоят в многих содружествах, лигах и объединениях, а сегодня иногда и в «коалициях».

Профессор Олива тогда мне сказал, что нужно непременно продолжать усилия для создания «Византийского Союза». Он меня просил продолжать дальше говорить и писать на эту тему. Он подчеркнул, что Россия будет играть особую роль в этих процессах. Дальше он рассказал, как греческо-­‐византийское населения Калабрии более пяти веков защищало греческий язык и богослужение на греческом языке в своих храмах и монастырях. После признания папой римским в 1081 году завоеваний норманнскими пиратами византийских провинций в Италии, Калабрия была насильно включена в церковную юрисдикцию Рима. Однако, лишь в 17-­‐м веке удалось ликвидировать греческое богослужение в Калабрии и заменить литургию Святого Иоанна Златоуста латинской литургией. Этому помогла униатская Конгрегация Василиан, которую ввели в Калабрии в 1579 году, вскоре после рекомендации иезуитского дипломата Поссевина ослабить православную Россию отколом от неё Малороссии. Затем, после внешнего отчуждения Калабрии от своих истоков, эта Конгрегация была переброшена в тогда еще Русскую Галичь, с аналогичной целью.

Интересно, что профессор Олива тогда рассказал мне и моей жене, что сегодня снова начинается медленное возрождение литургии Святого Иоанна Златоуста в Калабрии. Например, в горном местечке Джераче тогда служил эту литургию русский эмигрант отец Димитрий Макаров, родившийся в 1921 году в Шанхае. На мой вопрос о программе предлагаемого Византийского Союза, профессор Олива отослал нас к другому калабрийскому учёному византинологу, профессору Доменико Минуто.

Вехи для программы Византийского Союза

Профессор Доменико Минуто встретил нас тоже любезно. Мы его навестили в его кабинете несколько раз. Затем он мне прислал в Буэнос-­‐Айрес свою брошюру на итальянском языке о многовековой реакции Калабрии на западническое ярмо, наброшенное на неё после её насильного отчуждения от Византии. Он сказал нам, что является членом калабрийского Комитета византийских исследований и принимал участие в инициативе создания Византийского Союза. Его ответ на мой вопрос о предлагаемой программе этого Союза был очень интересным и долгим, во время наших последующих визитов.

Сперва он кратко заявил, что основной целью создания Византийского Союза является восстановление сраведливости по отношеню к Калабрии и к другим бышим византийским и православным территориям, на которые не только было насильно накинуто чуждое им идеологическое ярмо, но которые также были насильно отчуждены от своего быта и от своего мировоззрения. Профессор Минуто тогда сделал краткий исторический эскурс на эту тему, на основании которого я затем через три года сделал мой доклад на испанском языке «El modelo helénistico de globalización multipolar» («Эллинистическая модель многополюсной глобализации»), на акте, организованном посольством Греции в Аргентине, под покровительством Делегации Европейского Союза в Аргентине, на Международной выставке книги в Буэнос-­‐Айрес, 2 мая 2004 года. Я тогда сказал:

«Таким образом, в результате «отвоеваний и завоеваний» Александра Великого (336-­323 до Р. Х.) была создана новая многонациональная империя и одновременно установлен культурный и религиозный плюрализм в её рамках, без мировоззренческой гегемонии... Так возник новый вид большого государства, чью основную идею можно резюмировать, как попытку синтеза между маленьким греко-­италийским полисом и большими территориальными государствами Востока. (В примечании № 50 испанского философа Юлиана Мариаса к его переводу на испанский язык «Политики» Аристотеля подчеркивается, что «вся политическая проблема Древнего Мира заключалась в переходе от государственной формы полиса к другой форме, не сводящейся к городу, при сохранении конституции полиса»). В результате, все эти эллинистические имперские территории покрылись сетью полисов или, по-­римски, муниципалитетов.

Эта характеристика политических структур, основывающихся на такой глобальной «муниципальной сети», продолжает с тех пор быть актуальной и до наших дней. Именно она принесла, в той или иной мере, бытовое освобождение всем народам, что и стало первым прямым поводом для возвеличения Александра Македонского, как всеобщего освободителя. Эхо этой чрезвычайной популярности дошло и до наших дней. Эта первая вселенская цивилизация, каковая продолжает быть до сих пор моделью мультиполярной и полифонической глобализации, называется эллинистической цивилизацией, ввиду того, что греческая культура явилась её катализатором. Её характер является действительно универсальным, и её многочисленные достижения заключают в себе основные принципы, применимые в любом месте и в любом времени. Однако, нельзя терять из виду тот факт, что мы имеем дело не с геометрическими схемами власти, но с ядром идей, верований, принципов и концепций, специфически терпимых по отношению к другим верованиям, а посему и способных достичь гармонического сожительства.

В политической области тогда было достигнуто своего рода оплодотворение больших государственных территориальных организаций центральной идеей греческого полиса, в том смысле, что политика касается всех, а не только тех, кто обладает высшей властью, и что сама власть как таковая, в принципе возникает соборне, из среды самого населения. («агора» происходит от глагола «собирать»). Именно поэтому эти колоссальные территории покрылись практически самоуправляющейся сетью муниципальных «властей на местах». Так осуществляется идея подлинной Империи. Само выражение «империя» является производным от понятия «верховной власти» в Римской Республике, понимаемой, в первую очредь, как высшая судебная и высшая военная власти, ибо сам этот термин отнюдь не обозначает «тотальной» ни «абсолютной» власти. Настоящая империя характеризуется непременным участием в центральной власти периферийных элит, в чём как раз и заключается основное нововведение Империи Александра Великого.» (Русские тетради № 19).

Значит, основой (фундаментом) программы Византийского Союза является провозглашение, в рамках декламируемой сегодня свободы мнений, стремления к принципиальному восстановлению эллинистической политической модели, сочетающей возможность сильной верховной власти с местными самоуправлениями, обеспечивающими подлинную свободу верований, мировоззрения и быта на местах. В присланной мне своей брошюре, профессор Минуто уточнил в самом её названии, что политическая конституция, по гречески «полития» (politeia), должна быть лишь описанием и фиксированием собственной манеры бытия и жизни (modo di esere e di vivere), а не программой чужих форм (т. е. «псевдоморфозой»). Вехами для первоначального проекта программы Византийского Союза профессор Доменико Минуто предлагает:

1. Страны и области не принадлежащие к традициям северо-­‐западной Европы, ведущие свои культурные традиции от византийской культуры, должны требовать и настаивать, чтобы их специфическое мировоззрение тоже принималось во внимание в рамках сегодняшней «глобализации». Ведь такая «глобализция» не будет подлинной, если в ней будут монопольно господствовать только лишь воззрения народов северо-­‐занадной Европы и северной Америки. (Я спросил тогда професcора Минуто, понимает ли он под «северо-­‐ западной Европой» франко-­‐норманские структуры. Профессор ответил, что да, ибо сегодняшние североатлантические структуры в основном франко-­‐норманнские ).

2. Особенно важной задачей Византийского Союза должна быть повсеместная защита памятников византийской кульутры от современного варварства. Например, на эгейском побережьи Малой Азии около трёх тысячелетий процветала элллинская, а затем эллинистическая культура. Фактически там зародились не только философия и многие науки, но и сама европейская цивилизация. Там и до сегодняшнего дня продолжают стоять разрушенные и разрушаемые памятники христианской византийской культуры. После этнической чистки греческого населения в начале 20-­‐х годов XX столетия, сегодня наступает, согласно професору Минуто, следующий этап осквернения: превращение разрушенных православных святынь в туристические притоны, для времяпровождения современных варваров-­‐туристов. В очень многих местах византийского мира, утверждал тогда профессор Минуто, происходили и происходят подобные антиправославные варварские осквернения и разрушения, как например, на Кипре, на Косово и даже на Украине. Мы не смеем молчать об этом, но должны свидетельствовать о нашем протесте.

3. Византийская культура и сегодня может дать много хороших и положительных ответов на разные современные проблемы, в том числе и в области экономики. Об этом необходимо иногда напоминать. Например, древняя Римская Империя тоже была своего рода экономическим глобализованным миром. Все жизенные соки этого мира шли в одном направлении, в сторону Рима. Из африканских провинция и из Египта в Рим направлялась пшеница, из Калабрии вино, оливковое масло и керамическая посуда для них. Когда этот глобализованный рынок рухнул, и Адриатическое море оказалось разрезанным на части, то в Калабрии, уже во времена Византийской Империи, крах этого глобального мира не обернулся крахом всех рынков вообще, ибо на месте одного глобального рынка возникли многие отдельные рынки, которые стали устанавливать прямые связи между собой, без прохождения через какой-­‐либо центр. Также возникли новые экономические отрасли на местах, как в Калабрии, где развилась промышленность переписывания книг, для всего тогдашнего культурного мира, каковым была Византия. А затем из Калабрии византийская культура и византийские книги попали в Северную Италию, и так началась в Западной Европе эпоха Возрождения. Но сама Калабрия, после её феодализации, была низведена до нищеты, уничтожением её культуры, её экономики и её 400 монастырей, под ярмом западно-­‐ европейских варваров и их тогдашней феодальной псевдоморфозы. Нечто аналогичное произошло и с Сицилией, другой византийской провинцией, бывшей тогда, до её включения в Западный мир, самой благоустроенной и самой передовой территорией в Западной Европе, согласно русскому византинологу А. А. Васильеву. Города Сицилии были единственными городами Западной Европы где тогда еще действовали водопроводы и система каналазиции.

Калабрия в течение веков сопротивлялась этой культурной и мировоззренческой перестройке и переориентации, говорит профессор Минуто. Греческий язык в храмах, в нотариальных актах и даже среди народа героически сохранялся более полутысячелетия. И даже когда, наконец, латинская литургия полностью заменила греческую, а калабрийский диалект итальянского языка почти повсюду вытеснил греческий язык, калабрийцы не отреклись от своих корней и от своего прошлого, как это иногда происходит в других краях, даже сегодня. Профессор Минуто при этом вынул из телефонного столика телефонную книгу Реджио Калабрии. «В этой телефонной книге подавляющее большинство имён – греческие. Фамилии стали итальянскими, но имена в большинстве случаев остались греческими». Имя дают при крещении сами родители, а при формализации фамилии присутствует влияние государства. После отчуждения калабрийцев от собственного традиционного государства и насаждения взамен ему чужого государства, с чужими формами (с чужой «политией» = конституцией), прозошел окончательный «развод навсегда» между гоударством и населением в Калабрии, говорит професср Минуто.

Наконец, профессор рекомендует нам объехать всю Калабрию на автомобиле, с туристичеким гидом, что мы затем и сделали, но это другая тема. А также продолжать выступать за учреждение Византийского Союза, что мы до сих пор и продолжаем делать.

От Цетиня до Владивостока

Вернувшись из Калабрии в Аргентину в конце отября 2001 года, я решил предложить правлению «Аргентинского общества эллинской культуры» прочесть доклад о

«Византийской Калабрии» в следующем учебном году, который в южном полушарии начинается в начале марта. Я  прочел этот доклад по-­‐испански 14 мая 2002 года. До этого, я написал большую статью на эту тему в Кадетском Письме № 29, от декабря 2001 года. К сожалению этот номер был издан только типографским образом и его нет среди электронных номеров этого бюллетеня. Тогдашний ведущий член Правления Московского Содружества суворовцев и нахимовцев, покойный полковник Е. П. Исаков, был очень доволен и одобрил эту статью и всю эту акцию. Когда затем Буэнос-­‐Айрес посетил митрополит Черногорско-­‐Приморский Амфилохий, я ему тоже упомянул эту идею Византийского Союза. К моему удивлению, он мне ответил, что он давно тоже так думает. И добавил, что со временем будет одна сплошная мировоззренческая, культурная, политическая и экономическая территория «от Цетиня до Владивостока».

Очевидно, что Византийский мир тогда будет противовесом атлантическому миру, сегодня простирающемуся от Варшавы и Вильна на Запад, до Гавайских островов. Но при этом, Византийский мир не будет вражески настроен ни к Атлантическому миру, ни к Исламскому, ни к Конфуцианскому. В этом наше мировоззренческое преимущество.

Однако, наши враги это тоже знают. Они уже давно мечтали создать «турецкий кордон от Боснии до Пакистана». Этот «шахматный план» пока провалился, но у них уже давно есть и другие планы в запасе. Например, план Посевина натравить Малороссию на Великоросию, сегодня особенно активизированный, а также и более заскреченный план постепенно увеличивать территорию Румынии на востоке и на западе, как «буфер» между Россией и Сербией, а также продолжать «строить» «Большую Албанию».

Всё-­‐же они вынуждены предвидеть возможность Православного Объединения, и для этого имеют свой запасной план такого развития. Сербский электронный сайт «Видовдан» сообщает, что в США опубликовали карту таких прогнозов, воспроизводимую ниже. Сайт

«Видовдан» пишет по этому поводу: «Американский национальной совет информации, вместе с ЦРУ опубликовал “карту будущего на 2020 год“. В этом проекте говорится, что Европейский Союз разделится на 3 части: Западный блок (Германия, Франция, Англия, Ирландия, Австрия, Италия, Испания, страны Бенелюкса и Скандинавские страны), Новая Европа (Эстония, Латвия. Литва, Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Словения и Хорватия) и Восточная Европа или Православный Союз (Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Молдавия, Румыния, Болгария, Греция, Македония, Сербия, Черногория и Босния и Герцеговина.»

 

Значит, получается, что «Православный Союз», в крайнем случае придёться допустить, но, как и Россию, опять же лишь в рамках Европейского Союза, т. е. не до Владивостока. Кроме того, этот «Православный Союз» должен будет иметь своим фундаментом деньги от продажи газа, а не мировоззрение, отмечают авторы этого проекта. То есть, он тоже должен будет поклоняться Золотому тельцу, как и Североатлантический мир. 

Буэнос-­Айрес, январь 2019