Письмо читателю Рене Генона
Вводные примечания
Ближе к концу своей жизни отец Серафим написал письмо молодому человеку, с которым он никогда не встречался, но про которого узнал, что тот интересуется произведениями французского метафизика Рене Генона. Генон был первым автором, благодаря которому отец Серафим понял необходимость ортодоксии и традиции. Это понимание заставило его оценить китайскую духовную традицию, основываясь на собственных сильных чувствах в отношении ортодоксии, и ознакомиться с произведениями Ци Минь Чина как подлинного представителя этой традиции, что в конечном итоге привело отца к традиционному толкованию откровения Христа в Православии. В этом письме отец Серафим рассказывает, как его путь к традиции и ортодоксии позволил ему раскрыть Правду. Он признает свою западническую идентичность и подтверждает христианские корни Запада, а затем объясняет, что путь Христа не ограничивается конкретно западнической культурой.
В этом письме мы увидим, насколько отец Серафим был далек от «фундаментализма» и синкретизма. Религиозный фундаментализм (убеждение, согласно которому ничего за пределами своей собственной традиции не может быть правдой) является интеллектуальным удовлетворением для ограниченных взглядов на мир, в то время как религиозный синкретизм (убеждение в том, что все традиции равны между собою) встречается только у людей с поверхностными взглядами на мир. Избегая обеих крайностей, отец Серафим следует по пути, который для него самого вовсе не был интеллектуально удовлетворительным, ведь путь Правды и является таковым. Как он сам писал: «Когда я стал христианином, я добровольно распял свой ум, и все кресты, которые я ношу, для меня являлись единственным источником радости. Я не потерял ничего и приобрел все».
Содержание письма
Уважаемый Кен,
Соломония (Ронда) поделилась со мною Вашим недавно написанным ей письмом, и читая его, я в Вашем лице почувствовал родственную душу, которой, возможно, мои слова могли бы принести пользу.
Случилось так, что мой взгляд на мир формировался в значительной степени под влиянием учения Рене Генона (в этом письме речь идет о роли Православия). Я прочел все его книги, которые смог найти; благодаря его влиянию я изучал древний китайский язык и проявил решимость сделать для китайской традиции то, что Генон сделал для индуизма; мне даже представилась возможность пообщаться с истинными знатоками китайской традиции и много узнать у них. Так что я только сейчас понимаю, что он (Генон) имел в виду, когда говорил о разнице между такими подлинными учителями и преподавателями университетов. Благодаря Генону я научился искать и любить Правду, ставя ее превыше всего, и не довольствоваться ничем другим, кроме самой Правды. Именно это, в конце концов, привело меня к Православной Церкви. Вполне возможно, что мой опыт поможет и Вам. В течение многих лет я пребывал в поисках, и хотя я понимал, что был «выше всех традиций», в то же время я с уважением относился ко всем другим традициям. Более глубоко я проник только в китайскую традицию, потому что она никем на Западе не была представлена исключительно с точки зрения самой традиции.
Я посетил православную церковь, чтобы ознакомиться с еще одной из «традиций», зная, что Генон и один из его учеников (имеется в виду Фритьон Шуон – прим. перев.) толковали православие как самую аутентичную христианскую традицию. Тем не менее, как только я переступил порог Православной Церкви (Русская церковь в Сан-Франциско), со мной произошло то, чего я никогда не испытывал ни в каком другом (буддийском или ином) храме: сердце шепнуло мне, что это мой дом, и что я, наконец, нашел то, что искал... Поначалу я не понимал смысла всего этого, потому что служба проводилась на неизвестном мне языке, и я не был знаком с самим процессом. Я начал чаще посещать православные службы, постепенно изучая язык и обычаи, но в отношении всех подлинных духовных традиций я придерживался основ своих геноновских идей. Но когда я больше узнал о православии, мне на ум пришла новая мысль: Правда – это не абстрактная идея, которую ищут люди и которая познается умом, это что-то личное, даже сама личность, которую мы ищем и любим всем своим сердцем, и которая выше всего. И вот так я встретил Христа. Я рад тому, что на мое приобщение к православию ушло несколько лет, и у меня не было никакого эмоционального волнения. Знакомство с учением Генона помогло мне погрузиться в православие без каких-либо трудностей, с которыми сталкиваются некоторые новообращенные, будучи не готовыми к чему-то глубокому, каким является Православие. Мое присоединение к Православной Церкви произошло в тот момент, когда я покинул академический мир и отказался от попыток донести до западного мира китайскую традицию. Незадолго до этого мой китайский преподаватель также покинул Сан-Франциско, не оставив нового адреса, так что мой единственный реальный контакт с китайской традицией в стиле Генона исчез без следа. Я вспоминаю его с любовью, но став православным, я понял, насколько ограничено его учение: он утверждал, что китайское духовное учение полностью исчезнет из мира, если коммунизм останется в Китае у власти. Это свидетельствует о слабости китайской традиции. Однако Православие, которое я обрел, все переживет и будет существовать до конца мира, так как, в отличие от других традиций, которые передаются из поколения в поколение, традиции Православия переданы человеку самим Богом.
Когда я оглядываюсь назад, то с радостью вспоминаю Рене Генона, моего первого учителя о Правде, и я молюсь, чтобы Вы взяли из его учения только хорошее и не позволили ограничениям связать Вас. Даже психологически «восточная мудрость» не для нас, западников из плоти и крови. Православная традиция может быть обнаружена в Западной Европе в течение первых десяти веков до того, как Рим отвернулся от Православия. Тем не менее, это не просто еще одна «традиция», «передача» духовной мудрости из прошлого. Это правда Божия здесь и сейчас, она дает нам прямой контакт с Богом, что не в состоянии обеспечить никакая другая традиция. В других традициях Правда передается из поколения в поколение, с тех времен, когда люди были ближе к Богу или пришли к Правде своим собственным умом. Но истинная Правда есть только в Христианстве, в откровении Бога о себе человечеству. Я назову только один пример: есть учения о духовном обмане в других традициях, но они не настолько тщательно очищены, как об этом проповедовали православные Святые Отцы; и что еще более важно, обман, исходящий от сил зла и нашей падшей природы, настолько распространен и настолько фундаментален, что никто не в состоянии его избежать, если только Бог любви, который раскрывается в христианстве, не рядом с ним. Подобно этому индуистская традиция учит многим истинам о конце Кали-юги; но только тот, кто знает Правду, будет в силах противостоять искушениям этих времен, и многие, узнавшие антихриста (противоположно индуистской Чакраварти), все равно будут любить его, потому что только сила Христа может дать Сердцу силы, чтобы противостоять антихристу. Я молюсь за Вас, чтобы Бог открыл Ваше сердце, и чтобы Вы делали все возможное, чтобы признать его. Там Вы найдете счастье, которое Вам раньше и не снилось, Ваше сердце объединится с Вашим разумом в признании истинного Бога, и любая ложь, которую Вы когда-либо слышали, исчезнет навсегда. Я молюсь за Вас, чтобы Бог дал это Вам! Не стесняйтесь писать обо всем, что приходит на ум и на сердце.
С любовью, отец Серафим