От Республики к Многонациональному государству
- Расскажите немного об истории Боливии. Какие причины привели к основанию Многонационального Государства?
Боливия была основана в 1825 г. после освобождения от испанской колонизации. Лидеры этого процесса были метисами, детьми испанцев, которые не признавали права коренных народов, узурпированные после европейского нашествия в 1492 г. История Боливии - это вековая борьба за освобождение, самопожертвование и героизм народа и рабочего населения, в большинстве своем индейцев.
Как описал вице-президент Альваро Гарсия Линера, «Во времена существования колонии, а затем и Республики боливийский народ был вынужден существовать не только в полном забытьи и дискриминации, но и в условиях эксплуатации и насилия. На каждую попытку со стороны большинства индейского и рабочего населения поиска мирного сосуществования на равных условиях ответом доминирующей элиты, колонизаторов и республиканцев было насилие, репрессии, запугивание и массовое истребление». Только в 1952 г. коренное население получило право голоса, но его продолжали ограничивать в самовыражении в культурной, экономической и политической сферах.
В 1985 г. правящие круги предпочли неолиберальную модель с ее основной чертой – сведение роли государства к минимуму. Они были убеждены, что экономические и социальные проблемы могут быть решены по «законам рынка». В течение двух десятилетий были приватизированы основные предприятия и высокорентабельные секторы, энергетика, телекоммуникации и другие.
Пытались приватизировать и водные ресурсы, были заняты поддержкой только определенных секторов, а именно – крупных частных предприятий, ориентированных на экспорт, не уделялось должного внимания внутреннему рынку. Экономическая политика диктовалась Всемирным Банком и Международным валютным фондом. В конце каждого года правительство в очередной раз прибегало к помощи этих структур, чтобы выплатить зарплату государственной бюрократии.
Результатами этой политики стало получение экономической прибыли иностранными компаниями и лицами, ослабление государственного суверенитета, углубление неравенства и социальная фрагментация.
С начала 2000 г., после так называемой «Войны за воду», эпицентром которой стал город Кочабамба, происходит слом гегемонии политической системы и провозглашается истощение неолиберальной модели развития и режима «договорной демократии», т.е. такой «демократии», при которой элиты договариваются править по очереди с разделением власти и сфер управления.
Экономическое положение страны было катастрофическим, чистые международные резервы (ЧМР) едва составляли миллиард долларов, уровень коррупции был высочайшим, правительство выделяло на зарезервированные, скрытые средства миллионы и миллионы долларов в год, не отчитывалось ни перед кем и использовало эти деньги для личного обогащения.
Что касается политической ситуации, традиционные партии, в том числе левые, были ослаблены, поскольку население больше им не доверяло.
В 2003 г. после месяцев политической нестабильности, вызванной сопротивлением населения усилению зависимости от США и продолжением разбазаривания наших природных ресурсов, народ выгнал президента Гонсало Санчеса де Лосады, сбежавшего в США. В декабре 2005 г. народ Боливии путем демократического голосования принял решение начать процесс Демократической и культурной революции, во главе которой встал Эво Моралес Айма.
- Расскажите о демократической культурной революции.
В январе 2006 г. Эво Моралес Айма принял управление страной, пообещав уделить внимание политическим, экономическим, социальным и культурным проблемам общественных движений с целью перестроить Боливию.
Стоит отметить, что с 2006 г. лидерство индейцев и крестьян стало осуществляться не только в интересах индейцев, крестьян и рабочих, а в интересах всего боливийского народа: крестьян, рабочих, студентов, торговцев, профессионалов различных областей, предпринимателей. Наше правительство приняло конкретные меры: вернуть природные ресурсы и компании, приватизированные неолибералами и находящиеся в руках иностранцев.
Национализация углеводородов стала важным шагом в этом процессе и в настоящий момент представляет сектор, дающий наибольшие поступления в казну страны.
Другим важным решением боливийского общества в 2006 г. стал созыв Конституционной Ассамблеи для перестройки страны. Как и ожидалось, этот процесс был достаточно напряженным и стоил больших усилий, касался нерешенных глубинных, болезненных вопросов повестки дня.
- Каковы отличительные черты нового Многонационального Государства? В чем состоят особенности новой Конституции Боливии?
В новой политической Конституции от января 2009 г. принятая модель государства – это «унитарное социальное правовое многонациональное коммунитарное децентрализованное государство с автономиями» (Ст.1). Эта модель отражает идеологию, которая легла в основу его устройства.
Государство является единственным центром политической власти, социальным и правовым, другими словами, принимает демократическую форму, разделение властей, всеобщее голосование и т.д., отдавая приоритет коллективным ценностям на индивидуальными; многонациональным и коммунитарным, утверждает свою многокультурную природу, т.е. признает различные народы, среди которых боливийцы – главный народ, в котором сходятся коренные народности, объединенные культурной идентичностью.
Заявление о многонациональном характере Государства подразумевает признание народов и коренных народностей как коллективного субъекта, следовательно, предполагает признание и коллективных прав. Этот аспект очень важен, т.к. ранее культурный фактор сводился только к фольклору.
Также государство провозглашается «децентрализованным с автономиями», на всей территории которого осуществляется государственная власть, в перспективе адекватно распределенная между государственными структурами.
Новое Государство признает и провозглашает в качестве этических и моральных принципов: «ama qhilla, ama llulla, ama suwa», что значит “не будь слабым, не лги и не укради”.
В отношении системы управления новое боливийское Государство принимает в качестве формы правления партисипативную, репрезентативную и коммунитарную демократию с равенством условий для мужчин и женщин.
Что касается прав, то Конституция собрала в «Декларации прав» 3 поколения прав человека: индивидуальные, коллективные и право на благоприятную окружающую среду, имеющих одинаковую силу, и представила иерархию коллективных прав, поставив их в один ряд с индивидуальными и установив гарантии их реализации, выраженные в политике государства.
Основными правами являются право на жизнь, физическую, психологическую и сексуальную неприкосновенность, право на воду и питание, образование, здоровье и жилье, основные услуги.
Среди гражданских прав выделяют право на культурную самоидентификацию, неприкосновенность частной жизни, честь и достоинство, свободу мысли, духовность, религию и культ, свободу собраний и ассоциаций, право заявить частное или коллективное ходатайство, неприкосновенность жилища и тайну личной переписки, доступ к информации и средствам связи, право выражать и свободно отстаивать свои мысли и мнение, свобода выбора места жительства, пребывания и передвижения по территории.
Политические права включают участие в формировании, осуществлении и контроле за политической властью напрямую или через своих представителей.
Права коренных индейских народов и крестьян объединяют право на культурную идентичность, свободное существование, территориальность, свободу определения, защиту своих традиций; институты признаются частью государственной структуры, право на место проживания (территории), межкультурное и двуязычное образование, здоровье, совещание, участие, создание собственных политических, экономических и судебных систем.
Права на благоприятную окружающую среду подразумевают сохранение окружающей среды здоровой, защищенной и поддержание ее равновесия.
Экономические, социальные и культурные права включают право на образование, здоровье, право на общественную безопасность, труд, частную собственность (личную или коллективную с гарантией наследования), детство, отрочество и молодость, семью, старость, право распоряжаться своей свободой, право потребителя и производителя.
Важно упомянуть в качестве еще одной отличительной особенности этой Конституции то, что природные ресурсы являются собственностью народа Боливии. Народ Боливии также обладает правом собственности на землю и использования дохода от природных ресурсов, имеющих стратегический характер, входящих в сферу государственных интересов и использующихся для развития страны.
Главные функции государства: регулировать, обеспечивать стратегическое производство, развивать и поддерживать национальную промышленность. Признаются четыре формы собственности: частная, государственная, общинная и кооперативная.
Основные коммунальные услуги являются правом человека, и государство должно гарантировать, обеспечивать и защищать их. Приоритетом является национальный рынок, поощряется внутреннее потребление. Здравоохранение находится в руках государства, поскольку именно Государство должно гарантировать здоровье.
- Как складывалась экономическая ситуация в Боливии в последние 5 лет?
На протяжении 2010 г. заметна положительная макроэкономическая динамика, в частности в последние 5 лет.
За пятьдесят лет дефицита нефинансового государственного сектора Боливии в 2006 г. имел место профицит бюджета, несмотря на высокий уровень государственных инвестиций, что произошло благодаря новой роли Государства-производителя, принимающего активное участие в экономике страны.
Данные результаты отражают ответственное управление макроэкономикой, способствующее реализации различных социальных программ, которые включены в стратегию «Искоренения крайней бедности», что составляет часть «Национального плана развития» правительства: «План жизни», пенсия «Достойные выплаты» (Renta Dignidad), субсидия Хуана Асурдуй (Juana Azurduy) для матерей и стипендия Хуансито Пинто (Juancito Pinto) для детей которые учатся в государственных школах.
Наибольший вклад в рост ВВП внесли следующие отрасли экономики: строительство, горнодобывающая промышленность, службы государственного управления и электроэнергетики, газовая и водная отрасли, тогда как в отношении расходов государственный сектор продемонстрировал наибольшую активность. Политика социальных расходов была важным фактором сохранения динамики внутреннего спроса, благодаря перераспределению доходов среди наиболее уязвимых секторов экономики с помощью социальных выплат. Данная экономическая эффективность позволила Боливии впервые продемонстрировать самый высокий уровень экономического роста в регионе в 2009 г.
Росло как частное, так и экономическое потребление. Это стало результатом восстановления уровня предложения продуктов питания, благодаря мерам правительства по снабжению рынков, избегая спекуляции; созданию предприятия по поддержке производства продуктов питания; временным ограничениям на экспорт продуктов питания; а также благодаря осуществляемой Центральным Банком Боливии политике, ориентированной на обеспечение ликвидности экономики, сохранение внутренней покупательной способности денег и углубление процесса «боливианизации» экономики.
С 2003 г. имело место положительное сальдо платежного баланса, период с 2006 г. характеризовался отличными показателями, а в 2008 г. положительное сальдо достигло самого высокого уровня в истории. Это произошло благодаря увеличению экспорта, положительной динамике прямых иностранных инвестиций, увеличению денежных переводов из-за границы и внутреннего спроса. Несмотря на финансовый кризис (сентябрь 2008 – первое полугодие 2009 гг.), положительное сальдо платежного баланса в 2009 г. составило 537 млн. долл. США, что на 77,37% меньше по сравнению с 2008 г., но более благоприятно по сравнению с другими странами региона.
В 2009 г. Боливия превратилась в чистого международного кредитора, в связи с тем, что сальдо по международным инвестициям составило 3,053 миллиарда долларов США. Это произошло благодаря накоплению международных резервов - со стороны активов и вследствие низкого уровня внешнего долга – со стороны пассивов. Необходимо отметить, что уровень прямых иностранных инвестиций, таких как резервы, продолжал расти.
В 2010 г. чистые международные резервы достигли 10 миллиардов долларов США, на сегодняшний день это самый высокий уровень резервов в Латинской Америке по отношению к ВВП.
Самые высокие доходы поступали от сектора углеводородов и в результате выплаты налогов, последнее показывает уровень доверия граждан к системе, которая борется с коррупцией.
В завершении скажем, что мы не только преодолеваем неолиберальные догмы, но и догмы старого левого движения, которое заявляло только о борьбе классов и игнорировало или не уделяло первостепенной важности культурным вопросам, крестьянам и коренному населению.
В Боливии демократические процессы идут дальше, чем простое участие в голосовании на выборах. Народ активно участвует в процессе принятия решений, как на уровне правительства, так и в Многонациональной Ассамблее посредством агрегирующих их интересы организаций.
Граждане Боливии объединяются для построения многокультурной страны, в которой различные культуры с особенными системами организации производства, суда, языками и традициями ищут общую цель, чтобы сосуществовать в справедливости, полном признании всех своих прав и гармонии с природой.
- Как складываются отношения между Боливией и Россией, и каковы, на Ваш взгляд перспективы дальнейшего взаимодействия между нашими странами?
Внешняя политика Боливии основывается на новой Политической Конституции Государства, принятой в январе 2009 г. Она ориентирована на создание справедливого, солидарного, разнообразного мира и гармонию с природой. Среди основных направлений политики мы можем обозначить «дипломатию народов», которая уделяет особое внимание взаимоотношениям народов всего мира, подчеркивая важность соблюдения прав человека и принципов жизни, мирного разрешения конфликтов.
Отношения между Боливией и Россией базируются на принципах взаимоуважения и понимания, суверенитета и невмешательства во внутренние дела. Наши отношения получили новый импульс с момента визита президента Эво Моралеса в РФ в феврале 2009 г. Мы считаем Россию стратегическим партнером Боливии, особенно в энергетическом секторе. Однако, это не единственная область взаимодействия. Мы ведем переговоры о покупке российских технологий, есть и ряд других областей, в которых мы бы хотели сотрудничать. Взаимный интерес развивать двустороннее сотрудничество достаточно силён, и, надеюсь, сохранится в будущем.