Национализм Европы как реакция на кризис мультикультурности

25.05.2016

Затягивание узла социально-экономических и культурно-этнических проблем, растерянность и неготовность к комплексному решению проблем европейскими правительствами приводит не только к разочарованию и недовольству европейцев, но и являются питательной средой для распространения разнообразных национал-социалистических идеологий и организаций. Объективные процессы исторического развития, такие как международный финансовый кризис и его последствия, резкое сокращение социальных гарантий и общее ухудшение благосостояние граждан Европы, ухудшение рабочего законодательства, могут подтолкнуть европейский мир в объятия самых радикальных течений. На данный момент, развитие политического сценария Европы видится очень похожим на 1930-е годы, когда право-центристские силы, неспособные решить экономические проблемы, первоначально уступали место социалистам, обещающим своему электорату прекрасное будущее уже чуть ли не на следующее утро после выборов. На практике же оказывалось, что к решению поставленных задач, последние оказывались не готовы, как и их предшественники. Вот тут-то и появлялись на политической арене националистические силы (ультра-правые и национал-социалисты), предлагающие гражданам восстановить былое величие нации. В качестве движущей силы в достижении своих политических целей в таких случаях всегда берется неистовая борьба с так называемыми «виновниками» всех бед (евреями, цыганами и т.п.). В настоящее время такими «виновниками» могут стать беженцы с Ближнего Востока и Африки, вызывающее поведение которых, действительно, ставит европейцев в сложное положение. Самым ярким примером современной политики, является ситуация во Франции, когда в 2002 году на выборах президента Франции Жан-Мари Ле Пен сумел выйти во второй тур и набрать 16,86 % голосов [4]. В то время в больших политических кругах Национальный фронт никто не воспринимал всерьез, более того, его членов в прессе открыто называли не только маргиналами, но и нацистами. Однако спустя 12 лет Национальный фронт уже стал третьей силой во Франции. Он победоносно провел местные выборы и добился 25 % во французской квоте Европарламента, а с 2015 года эту политическую силу также представляют 26 мэров городов, в том числе и Марселя [1]. Ряд экспертов причинами такого взлета популярности националистов называют пересечение трех проблем: наплыв мигрантов, угрозу терроризма и кризис греческих долговых обязательств.  Первые две причины видятся наиболее более вескими в контексте последних событий, протекающих в Европе. Народный фронт возлагает большую часть ответственности за совершаемые во Франции, особенно в пригородах, преступления именно на иммигрантов. Поэтому восстановление законности и безопасности в стране непосредственно связано с репатриацией иностранцев на родину и ограничением их дальнейшего въезда. После череды бархатных революций, прокатившихся на Ближнем Востоке и Африке с 2011 года именно эта партия возглавила антииммигрантские силы, развернув кампанию по прекращению приёма беженцев. Несмотря на то, что националистические взгляды партия пропагандировала с начала своего существования, наибольший отклик у электората они нашли именно в наши дни. Эта ситуация достаточно показательна для понимания протекающих политических процессов в современной Европе, очень быстро начинающей разворот к национализму и право-центризму.  

Президентские выборы во Франции, на которых победил социалист, а на третье место вышла лидер Национального фронта, затем убедительная победа социалистов на выборах во французский парламент, победа националистов на выборах в Венгрии, борьба между правыми и левыми радикалами на повторных выборах в парламент Греции показывают, что в ближайшем будущем голоса европейцев будут отданы двум политическим силам: социалистам и национал-социалистам. В тех странах, где уже победили социалисты, например, во Франции, их действия вызвали большой резонанс, однако реальных успехов не принесли. Так, за последние годы во Франции были легализованы однополые браки и прочие извращения, за что так активно выступал Ф. Оланд, упрощено миграционное законодательство, что вызвало еще больший приток беженцев и массовую критику населения. Еще больший резонанс вызвало желание французского правительства внести существенные поправки в трудовое законодательство. В соответствии с этими поправками, французские власти хотят упростить процедуру увольнения сотрудников, а также изменить правило о 35-часовой рабочей неделе: мелкие и средние компании смогут вводить гибкий график. В общем виде в соответствии с законопроектом сохранится 35-часовая рабочая неделя, но компании смогут вводить 48-часовую неделю, 12-часовой рабочий день, а «в исключительных обстоятельствах» даже 60-часовую рабочую неделю. Правительство Франции заявляет, что эти реформы должны способствовать росту экономики страны [5]. В борьбе за свои права на улицы Парижа вышло более миллиона французов, происходят стычки с органами правопорядка, аресты. Французское правительство социалистов не желает отказываться от своих планов, граждане не желают уступать и скатываться к средневековым условиям труда, поэтому следует ожидать дальнейшего противостояния власти и народа. Более того, Франция оказалась совершенно не готова к полному краху идей толерантности, мультикутьтурализма и наплыву мигрантов. В результате чего Франция приняла на себя первый удар террористических актов [6]. Все это привело к усилению националистических настроений в стране. На данном этапе развития ситуации всем понятно, что на ближайших выборах в этой стране социалистические силы не смогут победить и уступят место более радикальной и решительно настроенной политической силе. По мере эскалации конфликтного противостояния европейцев и все прибывающих мигрантов, которые не желают признавать традиций и обычаев народа, в среде европейцев будет набирать все большую популярность идея не только защиты своих ценностей, но и своего национального достоинства по отношению к «варварам», бесцеремонно разрушающим их мир. Именно в этих условиях зерна национализма не только прорастут, но и будут цвести махровым цветом. Весьма показательны результаты мониторинга исследовательской компании GlobeScan, проведенного в 18 странах Европы по результатам которого, Германия лидировала по уровню народной неприязни к идеям космополитизма и мультикультурализма. В рамках социологического исследования, респондентам задавали вопрос, ощущают ли они себя в первую очередь гражданами своей страны или «людьми мира». Только 4 % граждан Германии твердо заявляют о том, что ассоциируют себя с «людьми мира». С 2009 года процент германцев, склоняющихся к мысли о преимуществе «мирового гражданства», снизился с 43 % до 30 % [7]. Аналогичная тенденция была отмечена экспертами и в России. Растущая неприязнь к космополитизму, видится примером морального сплочения нации ее готовности противостоять агрессивному глобализаторству и возвращению былого величия Старого света.

По официальным данным в 2015 году на границах Евросоюза было зарегистрировано более 1,8 миллиона нелегальных пересечений, а с начала 2016 года европейское Агентство по координации защиты внешних границ зафиксировало 140 тысяч незаконных переходов внешней границы ЕС, что на 600 % превысило прошлогодние показатели за аналогичный период [9]. Все эксперты сходятся во мнении, что в ближайшее время количество мигрантов в Европу сокращаться не будет. Проблема мигрантов подтолкнула европейский мир и в первую очередь рядовых граждан к осознанию ошибочности идей мультикультурализма и несостоятельности мягкой, безболезненной интеграции народов. Столкнувшись с комплексом проблем, европейцы пришли к осознанию ошибочности своих надежд в области неограниченной толерантности и терпимости.  А практика жизни показала, что гарантированное признание права за мигрантами быть другими со стороны принимающей стороны абсолютизируется и приводит к совершенно неожиданным результатам. Признание и уважение со стороны местных жителей нередко порождает у мигрантов феномен собственного превосходства. Некоторые национальные меньшинства сводят к высшей степени свою национальную культуру, религию, образ жизни. Нередко гости Европы пытаются навязать свои идеалы коренному населению. Открытость, толерантность, требования первичной интеграции, (знание языка, уважение демократии, необходимость работать и др.), зачастую отвергаются, что фактически противоречит самой сущности глобализационных процессов и больше подходит под определение действий завоевателя. Это же касается и вопроса диалога культур в рамках европейских фундаментальных ценностей. Такие понятия, как демократия, толерантность, уважение прав и свобод человека, верховенство закона, свобода слова многими мигрантами игнорируются. В сложившихся условиях можно говорить о фактическом культурно-цивилизационном противостоянии. 

Первоначально мультикультурализм задумывался как принцип взаимной толерантности культур и их носителей. И хотя в его фундаменте было заложено требование параллельного существования разных культур, предполагалось, что будет происходить процесс их взаимного проникновения, обогащения и дальнейшего развития в рамках европейской культуры. Сторонники европейского мультикультурализма наивно надеялись, что, благодаря демократии, процесс включения элементов культуры иммигрантов из стран «третьего мира» в собственное культурное пространство и наоборот, будет происходить естественно и органично. Однако осознанием ложности такого понимания мультикультурализма, стала идея политкорректности. Сущность ее заключается в сокрытии по этическим причинам, негативных сторон миграционного процесса. В результате чего, некорректное поведение мигрантов в странах, где их радушно приняли, все чаще стало вызывать раздражение местного населения. Политкорректность стала результатом осознания невозможности успешно справиться с интеграционными проблемами и, была вызвана чувством растерянности политических элит. Также не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что само увеличение миграционных потоков в европейские страны, постепенно превращается в фактор политической и социально-культурной нестабильности принимающих государств [8].

В этих условиях все большую популярность завоевывают правые националистические силы. В Германии такой силой, быстро набирающей политические очки, стала партия ПЕГИДА («Патриотические европейцы против исламизации Запада»), на демонстрации которой выходят более 30 тысяч человек. Основными лозунгами партии являются призывы «за сохранение нашей культуры»,  «против религиозных войн на немецкой земле». Показательна и ситуация в Австрии, где кандидат «Партии Свободы» победил в первом туре президентских выборов (за него проголосовали более 36 % избирателей) и проиграл выборы второго тура уступив своему оппоненту всего 0,6 % [10]. Распространение национализма в Европе видится, как попытка европейцев не только отреагировать на своеобразный «закат Европы», потерю её экономических и политических рычагов влияния в мире, но и способом сохранить Евросоюз как таковой. Наплыв мигрантов, невозможность договориться о квотах их расселения, установления внутренних таможенных барьеров и угроза терроризма – очень серьезная угроза конфедерации. Не менее важным может стать и фактор вступления Евросоюза в проамериканский трансатлантический пакт, который поставит экономику Старого света в фактическую зависимость от США. Все это естественным образом генерирует европейский национализм и желание сохранить самостоятельность. Именно поэтому практически все националистические партии Европы вместе с проблемой миграционных потоков, обсуждают вопросы противодействия процессам глобализации, протекционизма, сохранения экономической независимости от своих американских партнеров и создания многополярного мира в геополитическом пространстве.

На фоне национального подъема европейцев и их агрессивного противопоставления враждебному исламскому миру идеи национализма могут трансформироваться в идеологию фашистского толка, когда одна нация (или в целом европейский этнос) станет противопоставляться остальному миру.  При этом радикализация настроений европейцев будет возрастать при либеральных мерах - по мере распространения политики урезания социальных расходов при одновременной поддержке эмигрантов и их фактической безнаказанности, что и продемонстрировали событии новогодней ночи в Кельне. Эксперты склонны полагать, что ситуация в Германии в 1933 году во многом была похожа на ту, что сложилась сейчас в Греции, Испании, Португалии, а очень скоро станет реальностью и для большинства других стран Евросоюза. Тогда в Германии только официально были безработными более 6 миллионов человек, то есть 30 % трудоспособного населения и 3 млн. работавших по сокращенной рабочей неделе (США – 25 %, Франция – 20 %, Англия – 18 %.). Гитлеру после избрания его канцлером и поджога Рейхстага удалось разгромить политических противников, имея под рукой отряды штурмовиков. Куда труднее было быстро возродить парализованную экономику с 68 тысячами предприятий-банкротов и огромной армией безработных. Как известно, Гитлеру удалось решить данные проблемы. И этот пример тоже будет взят на вооружение его идеологическими последователями [2].

Если обратиться к энциклопедическому определению понятия «фашизм», то следует обратить внимание на шесть наиболее значимых признака этой идеологии и политики:

  1. обоснование по расовому признаку превосходства и исключительности одной, провозглашаемой в силу этого господствующей нации;
  2. нетерпимость и дискриминация по отношению к другим «чужеродным», «враждебным» нациям и национальным меньшинствам;
  3. отрицание демократии и прав человека;
  4. насаждение режима, основанного на принципах тоталитарно-корпоративной государственности, однопартийности и вождизма;
  5. утверждение насилия и террора в целях подавления политического противника и любых форм инакомыслия;
  6. милитаризация общества, создание военизированных формирований и оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем [11].

Первые два пункта естественным образом могут быть реализованы, как ответ на агрессивное поведение волны мигрантов станут определяться желанием сохранения своей идентичности. Третий пункт уже давно применяется Западным миром как механизм глобального доминирования и решения своих внешнеполитических и экономических задач. Военные операции в Ираке, Афганистане, Ливии и других странах происходили при всяческом потворстве и участии европейских держав. Проводя или поддерживая подобные военные операции за пределами своих государств, европейское правительство не сильно заботилось о соблюдении демократических прав и свобод тех народов, которые попадали в сферу интересов большой политики. Есть и другой вариант, когда идеи демократии и свободы становятся информационным прикрытием для свержения неудобных режимов или развязывания полноценных военных операций. Так или иначе, происходит демонстрация двойных стандартов и подмена понятий. И как мы можем видеть, европейская общественность вполне лояльно относится к таким подтасовкам и смысловым подменам. Ограничение прав и гражданских свобод может быть легко осуществлено в рамках антитерристической борьбы и противодействия экстремизму, что также может быть не только спокойно принято, но и поддержано европейцами. Милитаризация общества, создание военизированных формирований проявляется в активном развитии и применении частных военных компаний, которые еще в 1990-е годы получили статус равноправных участников военных операций в ходе войн на территории бывшей Югославии (1991 – 1995 гг. в Хорватии, в 1992 – 1995 гг. в Боснии и Герцеговине, в 1998 – 1999 гг. в Косово и Метохии, а также в 2000 – 2001 гг. в регионах Южной Сербии и Западной Македонии) [12]. Напряженная международная обстановка подталкивает европейцев к усилению своего военного блока. В этом направлении большую активность проявили германцы. Так, в последнее время в средствах массовой информации распространилась новость о том, что Германия предложит странам ЕС активизировать работу над созданием единой европейской армии. По данным СМИ Германия выступит с данной инициативой уже в июле этого года.  Немцы предложат создать единый европейский генштаб и совет министров обороны стран ЕС. Кроме того, страны ЕС должны будут наладить механизмы совместного производства и использования военной техники [13]. Естественно, что данные примеры не являются прямым следствием распространения профашистских идей в Европе, однако некоторые тенденции развития современного европейского общества заставляют серьезно задуматься о его политическом будущем. Массовая популярность идей националистического толка в Европе наглядным образом может быть продемонстрирована на следующих примерах. Так, на этикетках вина и пива в итальянских магазинах уже несколько лет подряд можно обнаружить портреты Гитлера и Муссолини. Итальянская прокуратура и чиновники, обещали вмешаться и добиться ликвидации спиртных напитков с этими возмутительными этикетками. Однако выпуск данного вина не только не прекратился, но и саму скандальную партию не изъяли с прилавков [3]. В соответствии с законами рыночной экономики, спрос диктует предложение. Итальянский фашизм в Европе уже давно не вызывает особых нареканий со стороны европолитиков. В частности, к нему никогда не скрывал своих симпатий бывший премьер-министр Италии С. Берлускони, известный своими скандальными заявлениями об итальянском диктаторе. Чего стоит только заявление о том, что Муссолини якобы не убивал людей, а «лишь отправлял их в отпуск – в ссылку во внутренние районы страны», да и саму фашистскую Италию, бывший премьер-министр называл «малой демократией» [14]. И если подобные заявления С. Берлускони еще вызывали в европейской прессе волну критики и протестов, то действия карательных националистических отрядов на Украине, ношение ими фашистской свастики и символики СС, осталось совершенно незамеченным западными СМИ. Квинтесенцией идеи европейского национализма стал фильм немецкого режиссера Д. Внендта  «Он снова здесь», вышедший в германский прокат в 2015 году, где главную роль в картине играет А. Гитлер. В качестве дополнительный рекламной акции, главный герой в гриме и форме фюрера выходил на прогулку по улицам германских городов, привлекая к себе радостных прохожих, пожимавших руку и желающих сфотографироваться с фюрером... Никаких протестов и возражений со стороны немцев не поступало, многие даже жаловались герою фильма на социальные трудности и проблемы с мигрантами. Сам же фильм оказался весьма популярным, так же как и книга, по которой он был снят. Данные примеры культурной жизни Европы видятся очень симптоматичными в ментальных сдвигах европейского мира. Можно с полной уверенностью сказать, что европейский национализм – это не одна из перспектив развития будущего, а уже сформировавшаяся в сознании европейцев идеология, которая лишь ждет своего часа.   

Список используемых источников

 

  1. Коричневая волна: почему Ле Пен будет трудно закрепить успех на выборах // РБК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rbc.ru/politics/07/12/2015/5665aa5d9a7947243882faa1.   (дата обращения: 04.05.2016 г.).
  2. Призрак «железной гвардии» бродит по Европе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://anna-news.info/node/6624. (дата обращения: 04.05.2016 г.).
  3. Фашизация Европы. Гитлер на полках итальянских магазинов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gvozd.su/?p=9122/ (дата обращения: 04.05.2016 г.).
  4. Parties and Elections in Europe. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.parties-and-elections.eu/france.html (дата обращения: 24.05.2016 г.).
  5. Французы вышли не на работу, а на улицы // Кommersant.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2952341 (дата обращения: 24.05.2016 г.).
  6. Васильев М.В. Террористический удар по Франции как многовекторный проект дестабилизации Евросоюза // Политика, государство и право. 2015. № 11. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://politika.snauka.ru/2015/11/3563 (дата обращения: 24.05.2016 г.).
  7. Что и для русского и для немца хорошо // Русская планета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusplt.livejournal.com/69691.html (дата обращения: 24.05.2016 г.).
  8. Бубнов И., Халилова-Чуваева Ю.А. Проблема национальной идентичности в условиях кризиса европейской политики мультикультурализма. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gisap.eu/ru/node/36234 (дата обращения: 24.05.2016 г.).
  9. Frontex: в 2016 году количество мигрантов в Европу превысит 1 млн человек // Новая газета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/news/1700688.html  (дата обращения: 24.05.2016 г.).
  10. Австрия выбирает свободу // katehon. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://katehon.com/ru/agenda/avstriya-vybiraet-svobodu (дата обращения: 24.05.2016 г.); Выборы президента в Австрии: евроскептик Хофер проиграл 0,6% за счет голосования по электронной почте // Русский обозреватель. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rus-obr.ru/days/34318 (дата обращения: 24.05.2016 г.).
  11. Фашизм // Большая советская энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dazzle.ru/antifascism/fascism.shtml (дата обращения: 24.05.2016 г.).
  12. Валецкий О. Частные военные компании, их создание и развитие. // Альмана «Войны, история, факты» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.almanacwhf.ru/index.php?catid=17:13nomer&id=85:privatearmy1&Itemid=21&option=com_content&view=article (дата обращения: 24.05.2016 г.).
  13. Германия предложит создать единую европейскую армию // katehon. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://katehon.com/ru/agenda/germaniya-predlozhit-sozdat-edinuyu-evropeyskuyu-armiyu (дата обращения: 24.05.2016 г.).
  14. Берлускони о фашизме: "Это была малая демократия" // inopressa. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.inopressa.ru/article/16Dec2011/repubblica/berlusconi.html (дата обращения: 24.05.2016 г.); Слова Берлускони о Муссолини вызвали скандал в Италии // Взгляд. 2013. 27 января.