Куда мы интегрируемся и какой ценой

08.10.2015

В последние несколько лет идея европейской интеграции является обязательной частью публичных диспутов и предвыборных платформ всех политических партий. Такое единодушие молдавских политиков поначалу нас радовало несказанно. А все потому, что движение из советского тоталитарного прошлого виделось нам только в одном направлении – на Запад. Капиталистический Запад представал перед нами как единственная альтернатива коммунистического прошлого, буквально околдовав общественное сознание. Исторические разочарования, за которыми последовал энтузиазм первого постсоветского десятилетия, породили ряд стереотипов, подменив- ших собой политическое мышление. Европейская интеграция стала чем-то вроде пара-религии.

До переворота 2009 года европейские институты в один голос требовали, чтобы мы осуществляли реформы, укрепляли правосудие и местную власть, соблюдали права человека и демократические принципы. Однако после прихода к власти альянса стало абсолютно очевидным, что постоянная и беспощадная критика и претензии в адрес бывших правителей страны уступили место геополитическим интересами. Зачастившие в наши края высокопоставленные европейские и американские чиновники расточают лишь похвалы в адрес нынешней власти, - а вслед за ними, как старательные школьни- ки, местные подпевалы.

Сама идея европейской интеграции превратилась в заманчивый миф, в дорогу с односторонним движением, в неоспоримую истину. А поскольку всякий культ нуждается в шаманах и жрецах, то про-европейское апостольство собрало целый сонм персонажей, которые  высоты положения государственных мужей или экспертов вещают с телеэкранов банальности о «светлом будущем», которое неминуемо наступит вместе с европейской интеграцией. Этих местных подражателей регулярно гладят по головке оракулы «из центра», нисходя периодически на нашу все еще не реформированную землю с высот Европы. Той самой Европы, ставшей для коллективного менталитета чем-то вроде фата-морганы, к которой мы обязаны единодушно стремиться, не задавая лишних вопросов, без сомнений или мер предосторожности. Обещание быть принятыми в Рай земной, где больше нет экономических и социальных проблем, представленное в виде священных заповедей с Олимпа международных институтов, пьянит и держит нас в перманентном ожидании блаженства. Мы жаждем его с наивной искренностью атеиста.

Вырвавшись из-под пресса уравниловки советского коммунизма, но не успев очнуться от состояния коллективного беспамятства, мы попали под другой пресс - либерального капитализма, который, вследствие нашего интеллектуального дефицита, приняли за единственную альтернативу «старому миру». В отсутствие твердой и не- зыблемой системы ценностей, дающей четкие жизненные ориентиры, мы окунулись в систему координат, о которых имели весьма поверхностные сведения, но от которых исходило очарование бытового комфорта. То есть, именно того, чего нам так сильно не хватало в прошлом. Слепая вера в прогресс, в чудеса техники, в волшебные функции рынка, в возможности саморегулирования капиталистической системы, которая автоматически разрешает любую проблему, по-прежнему питает в полной мере воображение наших сограждан.

Мечта каждого молодого молдаванина – уехать за границу. Дома работы нет. Стало быть, мотивы – экономические. Конечно, да. Однако в данном случае - как, впрочем, и всегда - первичен моральный фактор. Отсутствие глубокой и активной внутренней жизни, широты кругозора, высоких устремлений сводит все чаяния обывателя лишь к удовлетворению материальных нужд. Экономическая разруха и хроническое отсутствие рабочих мест, как известно, вызывает не только массовый исход молодежи за границу. Тяжесть и глубина социальных, психологических и демографических последствий бес- прецедентны. Человеческие потери страны достигают более чудовищных масштабов, чем во времена классических войн. (Что собой представляют современные войны без обычного оружия или, по-английски, non-military wars, с их организационной, экономической, информационной и т.п. составляющей, кто агрессоры и каковы их цели, можем обсудить в другой раз.) А ту часть молодежи, которая осталась дома, получила образование и выучила иностранные языки, заманивают программами «Work and Travel» открывать Америку. Именно так осуществляется охота за элитной молодежью, где при- манка - радужные перспективы за океаном. Выигравшие этот билет в Рай земной, обезумев от счастья, не осознают того, что оказались в глобальной мясорубке, которая, вероятнее всего, лишит их корней, дома, родных - живых и мертвых, - которым они нужны здесь. Погоня за личным счастьем, состоящим в том, что всякую проблему можно решить финансовым методом, - это эффект пропаганды массовой культуры, с ее идолами и ритуалами. Либеральный индивидуализм занял место советского коллективизма. Новообращенные с Востока перещеголяли своих западных «собратьев» в эгоизме и отсутствии обязательств перед окружающими, родными, обществом, страной. Все, что имеет значение, - это маниакальная гонка за материальными благами, которая пресекает всякое стремление выйти за узкие рамки искусственного образа, привитого «свободным миром».

В последние годы мне не единожды приходилось выслушивать родителей, хвастающих с глупым удовлетворением: глядите, мол, их дети устроились за кордоном, в Европе, в Канаде, в США. Их нелепая радость происходит из распространенного в коллектив- ном сознании предрассудка, что Запад якобы является вершиной цивилизации. Следовательно, интеграция детей в данное общество служит автоматическим доказательством их превосходства, профессиональной состоятельности. Во времена, когда мир рассуждал нормальными категориями, отъезд кого-либо из близких далеко от дома воспринимался как проклятие, повод для страдания. Но котел глобализации, о котором бывший политзаключенный, обладающий глубоким политическим мышлением, Ион Морару недавно сделал пророческое предупреждение, растворяет всё, что в него попадает - народы, традиции, веру, семьи, обязательства.

Массовое зомбирование происходит намного быстрее и бесконечно объемнее, чем в коммунистические времена. Тогда агрессия была грубой, открытой и вульгарной. Насилие, запреты, разрушение церквей и устранение неугодных, насаждаемый силой атеизм и жестокие материальные лишения. Сегодня прямая советская тирания заменена тонким, коварным, неосязаемым влиянием Запада. Обезбоживание посредством репрессий и мучений заменено обезбоживанием посредством материального изобилия и гедонизма. Коммунистическая власть в стиле «hard power» была подменена властью потребительской в стиле «soft power». Вчерашние угнетения и ограничения заменены свободой без границ и обязательств, с моральным расслаблением вплоть до разложения. Место коллективизма занял индивидуализм. При этом «экономический детерминизм», материализм, дарвинистская ересь, идол прогресса и миф о пози- тивистском историческом становлении остаются основой эсхатологических ожиданий. И это для тех, кто исповедует веру в деньги, которые являются не средством, а самоцелью. Манипулирование, промывание мозгов и внедрение фальшивых ценностей и моделей, меняющих с огромной скоростью парадигмы и поведение целых сообществ, - это прямые следствия воздействия индустрии кино и крупных телеканалов.

Ныне всё больше людей знают, КАК они хотят жить, и всё меньше задаются вопросом: ДЛЯ ЧЕГО жить. То есть, во имя каких целей, иных, нежели меркантильные. Ведь интеллектуальные и моральные горизонты шире собственных рамок частной жизни, инстинктов и примитивных потребностей. А здесь плотный окоём частной жизни, инстинкты и элементарные потребностями окружены бездной интеллектуального и морального вакуума. Примерами, достойными подражания, перестали быть героизм, жертвенность и святость. Их заменил образ равнодушного и бездумного потребителя.

Борьба за политическую независимость страны увязла во все более и более усиливающейся зависимости от иностранного капитала. Сегодня стало дурновкусием говорить об экономической не- зависимости, о защите внутреннего рынка от вторжения иностранных товаров и капитала. Говорить о необходимости минимального экономического протекционизма, о смене кредитной политики для отечественного производителя, об условиях допуска иностранно- го капитала только в те секторы национальной экономики, где не хватает местных инвестиций, указывать, что свободное движение капиталов, услуг, товаров и рабочей силы может нанести невос- полнимый урон таким государствам, как Молдова, значит выйти за обязательные рамки политкорректности. Безграничный либерализм выгоден лишь крупным мировым экономикам, и государство обязано применять свою власть и силу, чтобы избежать экономической зависимости.

Демократия, за которую мы так долго боролись, выродилась в плутократию. Главы модных ныне партий - либо олигархи, либо их приспешники. Предвыборные кампании приучили своих участников давать пустые обещания тем, кто ждет прихода счастья сразу после выборов. И если первые «свободные выборы» еще оставляли место для искренности, духа справедливости, борьбы идей, то последние скатились до простых упражнений в манипулировании массами и до покупки голосов обнищавших крестьян. Из избирателей люди превратились в электорат, то есть, депутат не появляется в результате волеизъявления народа, а наоборот: политический деятель – это как менеджер ООО, которое называется электоратом. Так возникли политики с Ограниченной Ответственностью. Место политических борцов с противостоянием идей, как это было изначально, заняли ловкие  коммерсанты,  ребята  без  комплексов,  без  интеллектуальных и духовных забот, без ответственности и без всяких пределов в жажде обогащения. Свободное экономическое соревнование заменили клиентурный капитализм и скрытые монополии, свобода слова подменена дезинформацией и манипуляцией, свобода собраний деградировала до массового насилия под прикрытием революционной мифологии и иностранного покровительства. Местные олигархии слились с международными, интересы местных криминальных структур сплелись с интересами мафии международного уровня. А наивная публика продолжает смаковать миф о конфликте между коммунистами и антикоммунистами, клеймить почивший СССР и обожествлять Запад.

Отсутствие собственных воззрений, характера и нравственных принципов у нынешней власти проявило себя особенно ярко в истории с попыткой принять так называемый закон об антидискриминации. Неубедительный лепет власть предержащих о признании прав «сексуальных меньшинств», как о предварительном условии вступления в ЕС, оказался лакмусовой бумажкой. Заявлять всерьёз, что сексуальные отношения между двумя мужчинами или двумя женщинами столь же естественны, как и отношения между представителями противоположных полов, равносильно демонстрации нравственного падения, безразличия к окружающим и бесстыдства. Состояние морального паралича и атрофии религиозного чувства, удвоенное низкопоклонством перед представителями европейской бюрократии, предстало перед нами во всем своем уродстве.

Посланники  отнюдь не  доброй  воли,  они  же представители сомнительных зарубежных кругов, даже смеют утверждать, - а наши хлопотливые наймиты от правительства повторяют, как попугаи, - что принятие этого закона является предварительным условием для режима либерализации виз в столь желанную Европу. Проследив логическую цепочку, можно сказать, что торг состоит в следующем: дайте нам ваши души и ваших детей, и мы дадим вам визы. А если завтра европейские комиссары (ох, как мрачно звучит этот термин на постсоветском пространстве) потребуют, чтобы мы узаконили как норму инцест, педофилию (только что признанную в Канаде сексуальной ориентацией), зоофилию, некрофилию и прочее в том же роде, что скажут наши «yes-мэны»? Те самые, кто ни единым жестом не рискует показать несогласие с Брюсселем, так же как когда-то молдавская советская бюрократия стояла по стойке «смирно» перед Москвой. Комплекс неполноценности перед эмиссарами-гастролерами, которые изрекают «истины в последней инстанции» для имитаторов из верхов нашей власти, имеет историческое объяснение.

Выйдя из-под гнета советского режима в большинстве своем дехристианизированными и подпав под влияние западного секуляризма, немногие из нас сознают, что значит нормальное состояние, которое выходит за рамки элементарного удовлетворения биологических потребностей. Отсутствие принципов, умственная зашоренность и влияние масс-культуры сыграли свою роль.

Неспособность сохранять достоинство и подходить избиратель- но к внешним воздействиям, - понимать, например, что чрезмерное присутствие иностранного капитала не менее вредно, чем иностранное военное присутствие, что национальные ценности и традиции не должны быть отброшены в пользу сомнительных ценностей, при- внесенных извне взамен нашей идентичности, - остается основной болезнью коллективного менталитета. Все это глубоко поражает общественное пространство, перенаселенное «властителями дум», отштампованными на конвейере западных грантов.

Да, мы хотим интегрироваться в ЕС. Но не любой ценой и не со склоненной головой. Мы хотим осуществить политические и экономические реформы, но не путем попрания традиций и веры. Мы знаем, что подлинные перемены, столь долгожданные, не могут исходить от тех, кто поклоняется экономическому идолу, не помня души и морали.

Молдове нужна духовная революция. Нам нужна революция консервативная. Мы можем выбраться из трясины только усилием духа. Наше возрождение возможно только через возврат к своим корням. Наши корни исходят из христианской православной веры. Единственная система ценностей, единственная точка отсчета, единственно незыблемое мировоззрение основывается на христианском учении. Мы выживем и в дальнейшем сможем продолжить череду поколений ровно в той мере, в какой сумеем отказаться от иллюзий модернизма, которые сделали из человека автономное существо, порождение большого взрыва, случайный продукт эволюции видов, ввергая его в гордыню самодостаточности. Только осознание того, что человек не может быть мерилом собственной ценности, а стоит ровно столько, насколько соотносится с высшей моделью, вне- земной, единственной, которая возвышает, облагораживает и придает смысл жизни как непрерывному усилию самосовершенствования, может и должно стать спасением для нас.

Молдове нужна новая элита, новая духовная и интеллектуальная аристократия в ее традиционном смысле. Знание исторического наследия, глубокое осмысление международного опыта, восприятие Молдовы как собственной судьбы, преодоление провинциальных комплексов и межнациональной розни, культивирование чувства собственного достоинства, мужественных и героических примеров в контрасте с коммунистическим коллективизмом и либеральным меркантилизмом – вот основные принципы, которыми следует руководствоваться при формировании новой элиты. Какое общество мы хотим иметь завтра, какими будут наши отношения с соседями, ка- ким в геополитическом аспекте будет место Молдовы в отношении России и США, - именно на эти фундаментальные вопросы пред- стоит найти ответы представителям новой формирующейся элиты. И, главное, разумные практические решения. Энергичный и трезвый оптимизм, общие активные усилия, масштабное видение и вера – вот составляющие завтрашнего успеха Молдовы.