Конец Света как генеральная проблема нашего времени
Наблюдаемый ныне 30-летний застой в жизни РФ, намеченный в своем историческом начале застоем и распадом СССР, продолжает порождать по периметру государственных границ страны новые политические разломы. Возникающие социальные трещины заполняются в прибалтийско-украинском регионе боевыми ресурсами и подразделениями НАТО, углубляются очередной вспышкой военного конфликта между Арменией и Азербайджаном, расширяются политической нестабильностью в среднеазиатских республиках с непредсказуемой сменой власти в Киргизии. Эти частные угрозы в развитии постсоветской России обрели в уходящем 2020 году глобальный размах в распространении смертельной пандемии Коронавируса и консолидации антироссийских сил Западной цивилизации во главе с США.
Общее нарастание напряженности в современном мировом сообществе все более явно ставит человечество перед угрозой нового глобального военного конфликта, близкого по своему разрушительному потенциалу к реализации событий Апокалипсиса как мифологического пророчества Конца Света. Реальный уровень нарастания такой угрозы получил свое концептуальное осмысление в интервью А. Дугина «У конца света нет даты», опубликованном на сайте «Изборский клуб» 14 декабря 2020 года (https://izborsk-club.ru/20371). «Ведь в Апокалипсисе речь идет о том, что есть не один фиал гнева Господня….. Но коронавирус — одно из предупреждений». Как пели в недавнем советском прошлом «большевики-ленинцы», «есть у Революции начало, нет у Революции конца!»
Должен признать достаточно убедительным вывод А. Дугина об искусственном характере появления Коронавируса на мировой арене, обозначившем возникновение глобальной угрозы будущему всего человечества: «Коронавирус — идеальный способ регулирования численности населения Земли через истребление, геноцид определенной его части». Но мы не можем согласиться с главным тезисом авторитетного ученого, что «нет даты» свершения и «завершения» мировой трагедии. К сожалению, эта «Черная дата» указывает на нынешние реалии XXI века, в пространстве которого мы с вами уже находимся. Объективным основанием нашего утверждения служит общая ускоряющаяся историческая динамика развития миррой целостности.
Представляя мир в качестве целостной, внутренне единой реальности, мы должны допустить в ее развитии действительность универсальной закономерности, определяющей общую логику ее эмпирических изменений, исторически зримых модификаций. Одной из таких «рационально-эмпирических» моделей мировой целостности является хронографическая картина эволюции структурных уровней материи, разработанная А.А.Мироненко [26: 5, 13–14, 15]. Автор рисует многоуровневую картину генезиса организационных и управленческих структур материального мира, наглядно раскрывающую закономерный процесс его поступательного развития от простого к сложному. Подчеркивая многокачественный потенциал исторического генезиса видов организации материи, исследователь полагает в то же время наличие на каждом из уровней бытия некоторой постоянной величины темпоральной динамики присущих ему организационных форм [26: 29]. Поскольку при переходе с одного уровня бытия на другой происходит усложнение способов организации материи, постольку развитие ее содержания обнаруживается в удвоении скорости эволюционных изменений по сравнению с предшествующим этапом. «Из этого следует, что время развития (длительность) определяющей роли каждого данного уровня вдвое меньше предыдущего, а последующего – вдвое меньше данного» [26: 29]. Однако установленная исследователем регулярность в темпоральной динамике мирового развития тут же претерпевает у автора существенную деформацию, эмпирическую «поправку», отвергающую логику соответствия усложнения и ускорения эволюционного процесса. Чрезмерная усложненность, искусственность, предлагаемой схемы расчета мирового времени становится очевидной при моделировании автором параметрических факторов общественной жизни [26: 47–50].
Стремление к определению универсальных параметров социального развития обнаруживается в программе математического моделирования общественной жизни С.П.Капицы. При этом интегральным показателем социальной динамики для него служит рост численности народонаселения [17: 207–208]. Найденный закон «квадратичного роста», по мнению С.П.Капицы, удовлетворяет требованиям формального единства реализуемого процесса, его независимости от локальных условий окружающей среды [17: 220–221]. Однако автор, определив математический алгоритм роста численности населения в мире, тут же вынужден ввести эмпирические поправки и ограничить действие закона внешними обстоятельствами. Следовательно, разработанная С.П.Капицей модель «квадратичного роста» населения Земли сама должна опираться на прочное эмпирическое основание, обладающее действительно всеобщей необходимостью, самоочевидной достоверностью [17: 223–224].
Свою версию глобальной модели мировой темпоральности – «вселенского времени, геологического времени, оси истории человечества» – разрабатывает А.Е.Кулинкович [19]. «Применительно к проблемам геологии эта версия легла в основу конкретных методик, существенно важных при поисках и разведке месторождений нефти, газа, угля – методик «геотаймерного анализа». В литературе… эта версия «уравнения Рока» получила название «уравнения Хлебникова–Кулинковича»» [20].
Характерные контуры действительно всеобщей, объективной зависимости темпоральной динамики были намечены в материале живой природы Ф.Энгельсом, увидевшим здесь действие закона постоянства ускорения биотической эволюции: «По отношению ко всей истории развития организмов надо принять закон ускорения пропорционально квадрату расстояния во времени от исходного пункта» [40: 620]. Эта установленная Ф.Энгельсом эмпирическая закономерность с некоторым уточнением может быть экстраполирована на всю доступную нашему наблюдению Вселенную: по отношению ко всей истории мировой целостности следует принять закон циклического ускорения эволюционного процесса пропорционально двойному расстоянию по времени от исходного пункта» [11: 35; 8]. В соответствии с данным обобщением можно построить математическую прогрессию темпоральной динамики мировой эволюции в ее ретроспективной направленности от настоящего к прошлому. Исходной мерой намечаемой исторической ретроспекции будет интервал времени в 1 век (100 лет). Отложим последовательно 6 отрезков мирового времени, из которых каждый последующий в ретроспекции этап будет охватывать удвоенное время предшествующего. Сумма элементов данного числового ряда – 1, 2, 4, 8, 16, 32 – составит 6300 лет, указывая в своем итоге на такой узловой момент истории человечества, как становление на рубеже V–IV тысяч лет до н.э. раннеклассовых цивилизаций Востока – Древнего Египта и Месопотамии. Если к полученной сумме в 63 столетия прибавить десятикратное увеличение 6-го шага нашей прогрессии (320 веков), то полученная величина в 38 300 лет будет соответствовать примерному возрасту «человека разумного», определившего идеальные перспективы социально-исторической практики человечества и создавшего современную техногенную цивилизацию.
Повторим ту же процедуру, но уже с единицей измерения, равной десятикратному увеличению 6-го шага первого числового ряда (32000 лет): 32, 64, 128, 256, 512, 1024. Сумма этих величин обозначит отрезок мировой истории в 2016000 лет. Согласно данным современной антропологии, примерно 2 млн. лет назад на Земле появились первые представители человеческого рода, возник вид «человека умелого». Если сложить полученный результат (2016000) с десятикратным увеличением 6-го шага данного числового ряда (10240000) и возрастом «социализированного человечества» (38000), то величина в 12294000 лет будет указывать на период существования в истории земной фауны такого ископаемого вида антропоидов, как «рамапитек», отделившего около 12 миллионов лет назад человека от ныне существующих человекообразных обезьян, ставшего прародителем человеческого рода.
Проделаем вновь вычисления, но уже с исходной единицей, равной десятикратной величине 6-го шага предшествующего ряда (10240000 лет): 10240, 20480, 40960, 81920, 163840, 327680. Сумма величин этого ряда (645120000 лет) указывает на эпоху кардинального преобразования в развитии живой природы, обозначившую переход от примитивных форм жизни к сложноорганизованным, целостным существам животного мира. Если к этой величине (645120000) прибавить десятикратное увеличение 6-го шага данного ряда (3276800000 лет) и возраст человечества в его максимальных границах (12294000 лет), то интервал в 3934214000 (3,9 млрд) лет укажет в общих чертах длительность существования жизни на Земле.
Достаточно «точные» попадания установленной прогрессии в узловые точки мировой эволюции, характеризующие «социальную» историю человечества, его биосоциальную предысторию и биотическую эволюцию, позволяют предположить, что на следующем этапе наших построений мы должны будем зафиксировать начальный момент физического зарождения Вселенной. Проделаем еще раз ту же операцию, но с исходной единицей, равной десятикратному увеличению 6-го шага предшествующего числового ряда (3277000000 лет): 3277, 6554, 13108, 26216, 52432, 104864. К сумме этих чисел (206451000000 лет) прибавим десятикратное увеличение 6-го шага данного ряда (1048640000000 лет) и возраст существования жизни на Земле (3934214000 лет). В соответствии с эмпирической логикой мировой прогрессии возраст Вселенной составит интервал времени в 1259000000000 (1,259·1012, то есть 1 триллион 259 миллиардов) лет.
Наше прочтение темпоральной динамики мировой эволюции при всей меткости математических попаданий в узловые точки исторического процесса все же остается в количественной форме довольно абстрактной моделью действительной истории, требуя дополнительного подтверждения своей эмпирической достоверности. Таким подтверждением будет служить ее качественная интерпретируемость. Проясним качественный смысл первого цикла представленной схемы: 1 – 2 – 4 – 8 – 16 – 32. Эта последовательность обозначает продолжительность возрастных формаций в развитии мировой цивилизации. Так, современный «капиталистический мир», рожденный в огне наполеоновских войн, существует около 2-х столетий (XIX–XX вв.). Предшествовавшее ему общество «просвещенного абсолютизма» жило 4 столетия (ХV–ХVШ вв.). Эпоха «средневековья», утвердившись в полноте своей религиозной идеи в арабо-исламском натиске на древний мир, охватила 8 веков (VII–XIV вв.). Античное общество, взращенное эстетикой древнегреческого миросозерцания, пережило 16 столетий своей истории (X в. до н. э. – VI в. н. э.). Социальный уклад раннеклассовых цивилизаций «эпохи бронзы» («азиатский способ производства») просуществовал около 3-х тысячелетий (IV–II тыс. л. до н.э.), тогда как «первобытнообщинный строй» времен Варварства растянулся на 30 тысячелетий – от появления «человека разумного» до утверждения ремесленного способа хозяйственной деятельности в ходе овладения тайнами металлургического производства.
Соответствие величин геометрической прогрессии возрастным параметрам реальной истории мировой цивилизации позволяет сделать прогноз, что «посткапиталистическая» эпоха нарождающегося глобально-информационного общества продлится всего одно столетие, захватит лишь ХХI век. «Так, мгновенность распространения информации в сетевом обществе ведет к постоянно возрастающему ускорению перемен на социальном уровне. Быстротечность становится новой временной размерностью современной жизни. Схождение многообразия с быстротечностью и новизной обусловливает кризис адаптации, который в условиях, диктуемых сетевой логикой, выводится на уровень резонанса» [38: 33]. Информационный глобализм ХХI века преодолевает в своем максимуме порог времени как «протяженной», длительной, растянутой реальности и определяет мир как чистый феномен творческой силы жизни, как непрерывное возрождение первородной энергии сущего из «небытия», из глубин мирового вакуума. Действительным выражение скрытых энергий «исторического вакуума» и становится глобальный социум, способный «разрядить» свой свободный потенциал и в разрушительном взрыве новой мировой войны, и в созидательном преображении действительности. В контексте наблюдаемого сжатия социально-исторического времени в интервал нулевой длительности онтологическая структура времени теряет качественную однородность, однозначную непрерывность и становится дискретным пространством разнородных сил, антиномических возможностей, действительная динамика которых будет определяться потенциалом духовной свободы человека в претворении желанного будущего, когда ход мирового времени оказывается производной функцией очеловеченного пространства.
Таким образом, темпоральная динамика мировой целостности обозначает реалиями современного социума точку бифуркации в историческом развитии человечества - перехода от естественной необходимости к духовной свободе, к сознательному выбору своего будущего: свет творчества становится направляющим лучом в утверждении вселенского будущего человечества, а социальное безумие грозит ему глобальным самоуничтожением.
Использованная литература:
1/ Авченко О.А. Прозрение Пьера Шардена // Философия и космология. Спецвыпуск №2. Универсум–Винница; Пороги–Днепропетровск, 2005. С. 12–35.
2/ Ахундов М.Д. Проблема прерывности и непрерывности пространства и времени. М.: Наука, 1974. 256 с.
3/ Базалук О. Модели мироздания // Философия и космология. Спецвыпуск №2. Универсум–Винница; Пороги–Днепропетровск, 2005. С. 67–89.
4/ Барашенков В.С. О возможности элементарных процессов со сверхсветовыми скоростями // Вопросы философии. 1976. № 5. С. 90–99.
5/ Бердяев Н.А. Философия свободы // Сочинения. М.: Раритет, 1994. С. 11–244.
6/ Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. Изд. 2-е. М.: Наука, 1980. 240 с.
7/ Владимиров Ю.С., Мальцев Н.В., Хорски Я. Пространство, время, гравитация. М.: Наука, 1984. 204 с.
8/ Гореликов Л.А. Возраст Вселенной в современной научной картине мира // Пространство и время в научной картине мира: сб. науч. тр. Уфа, 1991. С. 88–91.
9/ Гореликов Л.А., Гореликов Е.Л. Время как ведущая определенность общественного развития. Уфа, 1985. 43 с. Деп. в ИНИОН АН СССР 30.10.85, № 22857.
10/ Гореликов Л.А. Исторические основы глобального социума в темпоральной динамике мировой целостности // Вестник Карагандинского университета. Серия «История. Философия. Право». № 2 (62). 2011. С. 124–135.
11/ Гореликов Л.А., Мавдрик О.Д., Трунов А.В. Возраст космологического расширения Вселенной в свете некоторых философских допущений. Кривой Рог, 1990. 41 с. Деп. в ИНИОН АН СССР 18.01.90, № 40730.
12/ Гореликов Л.А. Темпоральная динамика материи в содержании научно-философской картины мира // Философия и общество. М., 2009. № 1. С. 138–151.
13/ Гореликов Л.А. Темпоральная модель глобальной целостности в современной научно-философской картине мира // Credo New: Теоретический журнал. СПб., 2008. № 1(53). С. 68–89; электронный ресурс: http://www.credonew.ru/content/view/677/33/.
14/ Гореликов Л.А. Хронотоп глобальной целостности в научно-философском измерении XXI века // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2008. Т. 6. Вып. 1. С. 69‒77.
15/ Ефремов Ю.Н. В глубины Вселенной. Изд. 3-е, перераб. М.: Наука, 1984. 223 с.
16/ Еремеева А.И. Астрономическая картина мира и ее творцы. М.: Наука, 1984. 224 с.
17/ Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. Изд. 2-е. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 288 с.
18/ Козлова М.С. Эволюция человека: прошлое, настоящее, будущее. М.: Наука, 2005. 110 с.
19/ Кулинкович А.Е. Прогноз истории человечества в третьем тысячелетии н.э.: Доклад лауреата медали Н.Д.Кондратьева // Тенденции и перспективы социокультурной динамики. М., 1999. С. 41–77.
20/ Кулинкович А.Е. Системогенетика и фундаментальная революция в философии [Электронный ресурс] // «Академия Тринитаризма». М., Эл. №77-6567, публ. 10417 – 14.05.2003. Режим доступа: http://trinitas.ru/.
21/ Лейзер Д. Создавая картину Вселенной. М. : Мир, 1988. 324 с.
22/ Лесков Л.В. На пути к новой картине мира [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://lib.autsider.ru/item.php?file=nauka_31&ext=txt/.
23/ Лесков Л.В. Нелинейная Вселенная: новый дом для человечества. М.: Экономика, 2003. 445 с.
24/ Лолаев Т.П. Свойства времени: их современная интерпретация // Философия и общество. 2005. № 4(41). С. 158–171.
25/ Льоцци М. История физики. М. : Мир, 1970. 464 с.
26/ Мироненко А.А. Эволюция уровней организации материи. Южно-Сахалинск, 2000. 64 с.
27/ Молчанов Ю.Б. Принцип причинности и гипотеза сверхсветовых скоростей // Вопросы философии. 1976. №5. С. 100–110.
28/ Молчанов Ю.Б. Сверхсветовые скорости, принцип причинности и направление времени // Вопросы философии. 1998. № 8. С. 153–166.
29/ Нарликар Дж. Неистовая Вселенная. М.: Мир, 1985. 256 с.
30/ Новиков И.Д. Как взорвалась Вселенная. М.: Наука, 1988. 176 с.
31/ Олейник В.П. Новая интерпретация релятивистской физики. Об одном из глубочайших заблуждений ХХ века // Физика сознания и жизни, космология и астрофизика. 2007. Т. 7. №4(28). С. 32–64.
32/ Олейник В.П. Новый подход к проблеме движения: ускоренные движения по инерции // Физика сознания и жизни, космология и астрофизика. №3. 2009. С. 24–56.
33/ Олейник В.П. Фундаментальные проблемы физики: сверхсветовая коммуникация, активные тепловые машины, безопорное движение // Физика сознания и жизни, космология и астрофизика. 2008. Т. 8. №4(32). С. 48–57.
34/ Планк М. Единство физической картины мира. М.: Наука, 1966. 287 с.
35/ Спитцер Л. Пространство между звездами. М.: Мир, 1986. 182 с.
36/ Фрадкин В. Нобелевская премия по физике за 2011 год досталась исследователям сверхновых. Deutsche Welle. Наука и техника. 04.10.2011 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.dw-world.de/dw/article/0,,15435998,00.html).
37/ Хоровиц Н. Поиски жизни в Солнечной системе. М.: Мир, 1988. 187 с.
38/ Хряпченкова И.Н. Тревожные тенденции глобальной информатизации // Полигнозис. 2003. № 4. С. 28–35.
39/ Чернин А.Д. Физика времени. М.: Наука, 1987. 224 с.
40/ Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 20. М.: Госполитиздат, 1961. С. 343–626.
41/ Эйнштейн А. Собрание научных трудов. М.: Наука, 1965–1967. Т. 1. 1965. 700 с.; Т. 2. 1966. 878 с.; Т. 4. 1967. 599 с.