Франция Макрона
Результаты первого срока президентства и планы по внешней политике.
На новый срок Макрон пришел, пользуясь явной поддержкой лидеров европейских государств. Глядя на твиты лидеров ЕС - от президента Еврокомиссии до премьер-министров Испании и Португалии и канцлера Германии Олафа Шольца, возникает ощущение, что они не только поздравляли Макрона, но и трубили о вотуме доверия Европе, который они обнаружили в его победе.
Стивен Крамер, профессор Национального университета обороны был рад результатам, потому что ясно, "кто будет руководить в Европейском Союзе, решать вопросы с НАТО".
Макрон поддерживает ЕС с большим энтузиазмом. Его давно обсуждаемые предложения сделать Европу более независимой - с точки зрения производства продуктов питания, энергетики и обороны - стали очень популярны среди лидеров ЕС после "вторжения России в Украину" и пандемии Covid-19, нарушившей глобальные цепочки поставок.
Будучи второй по величине экономикой в ЕС и единственной (после Брексита) крупной военной державой, Франция долгое время играла ведущую роль в Брюсселе и в НАТО.
Президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что на втором сроке больше сосредоточится на европейских проблемах. Это экология и пандемия. Глядя на кризис в Германии, вызванный зависимостью от поставок нефти и газа из России, Макрон делает ставку на лидерство Франции в атомной энергетике. Он приложит все усилия для того, чтобы Европа могла сама обеспечивать свою безопасность и оборону, потому что если США сосредоточатся на противостоянии с Китаем, то Европе придется самой укреплять обороноспособность .
Автономия Франции по обороне и энергетике – два основных тезиса Макрона. Он предлагает не обособляться от НАТО, а в дополнении к нему создать новое объединение по безопасности Европы, которое будет включать Россию, с тем, чтобы предотвратить объединение России с Китаем. Макрон старается стать лидером Евросоюза. Макрон - представитель объединенной Европы и евроантлантист, что позитивно воспринимается французскими избирателями. Франция - член ООН, кроме того, У Франции есть ядерное оружие, независимое от НАТО. Во внешней политике Макрону не удастся добиться успеха до тех пор, пока не будет решена проблема Украины. Уильям Дроздяк практически уверен, что президент Франции Эммануэль Макрон «на втором сроке больше сосредоточится на европейских проблемах. Это - экология и пандемия. Глядя на кризис в Германии, вызванный зависимостью от поставок нефти и газа из России, Макрон делает ставку на лидерство Франции в атомной энергетике. Он приложит все усилия для того, чтобы Европа могла сама обеспечивать свою безопасность и оборону, потому что если США сосредоточатся на противостоянии с Китаем, то Европе придется самой укреплять обороноспособность». О том, какие уроки извлек из своего первого срока правления Эммануэль Макрон Уильям Дроздяк говорит: «Вероятно, он станет в большей степени «президентом по внешней политике», особенно если его партия не получит большинства на парламентских выборах летом».
Макрон - победитель, или Выбора просто не было?
Итак, по результатам выборов Макрон получил свыше 58% голосов французов. Соперница Макрона Марин Ле Пен набрала 41,5%, показав свой лучший результат за последние 10 лет. При этом явка во втором туре составила 71,99% — один из самых низких показателей в истории Пятой республики. Каждый третий избиратель предпочел не голосовать ни за того, ни за другого кандидата. Явка была близка к 72 %, что стало самым низким показателем во втором туре президентских выборов с 1969 года. С чем это связано?
Макрон создал очень замкнутую на свою личность централизованную систему президентского правления.
Оппозиция оказалась на периферии власти. Это значит, что, по сути, французы оказались перед очень ограниченным выбором: они должны голосовать или за сильного президента, или за слабую оппозицию.
Французы оказались в замкнутом кругу, что вызвало у них протест. Это привело к тому, что более трех миллионов человек (или около трети избирателей) решили отменить свое голосование или оставить бюллетени пустыми.
Эммануэль Макрон начнет свой второй срок с обещания создать новый тип правительства. Он будет «больше слушать».
С другой стороны, для французов очень важно, что президент обращает большое внимание на внешнюю политику. Французам нравится лидер, способный говорить с Путиным - признанным сильнейшим политиком, даже если переговоры не увенчаются успехом.
Новые направления внутренней политики
Если говорить о внутреннем состоянии экономики Франции, то необходимо отметить, что экономика до начала операции России в Украине стала расти.
Селиа Белен (Brookings Institution) высказала предположение о том, что Макрон «собирается сделать серьезный упор на борьбу с изменением климата, учитывая что эта тема не выходит из голов молодежи на внутреннем и европейском уровне».
«Макрон сказал, что он хочет сделать Францию великой экологически чистой страной» - напомнила Селиа Белен.
Он обещал повысить пенсионный возраст, ликвидировать безработицу. Правда, не совсем ясно, каким образом он собирается это сделать, учитывая, что в его планах также нарастить финансирование вооружённых сил, увеличить вдвое количество резервистов и ввести план гражданской мобилизации.
Трудности, с которыми придется столкнуться Макрону
Писатель-франковед Уильям Дроздяк подчеркнул, что выборы проявили «расколотое французское общество, когда при большом проценте не проголосовавших, многие голосовали за ультралевых и и ультраправых». И серьезным барьером на пути воли президента Франции могут стать предстоящие парламентские выборы, которые должны пройти в два тура 12 и 19 июня текущего года. Многое будет зависеть от действий оппозиции. Сейчас она довольно сильно расколота — несистемные левые и правые не готовы сотрудничать друг с другом — это хорошо продемонстрировало отношение Меланшона к Ле Пен после первого тура выборов. оппозиция против президента, но и против друга. С другой стороны, в этой ситуации, пока оппозиция ищет пути сближения, партия Макрона имеет преимущество.
Франция раздроблена не только по партийным линиям. Поляризация везде: между богатыми городскими центрами (особенно Парижем) и небольшими городами и деревнями; между националистами и интернационалистами; между богатыми, бедными и маргиналами.
Став президентом пять лет назад, Макрон пообещал не благоволить ни правым, ни левым, поддерживать социальную справедливость и запустить притормозившую экономику.
Но тут началась пандемия, а за ней - экономический спад и операция России на Украине, не говоря уже о постоянном давлении на Макрона из-за растущего внимания к проблемам иммиграции и правопорядка, традиционно приоритетных для правых и крайне правых политиков. Обещанные социальная справедливость и экологические реформы отошли на второй план.
Макрона часто называют «президентом для богатых» Опросы показывают, что более 60% голосов рабочих-избирателей на этих выборах достались Марин Ле Пен, и это тоже точка, на которую Макрону нужно будет обратить внимание.
Агнешка Блок отметила, что «существует большая группа французов, которую “забыли” и Марин Ле Пен, и Эммануэль Макрон. В 2017 году большинство мусульман Франции голосовало за кандидата от левых. В первом туре нынешних выборов, “забытые” основными кандидатами 70% мусульман проголосовали за ультралевого Жана-Люка Меланшона»
Стивен Крамер, объяснил провал политики президента Макрона в отношении ислама: «В начале первого срока Макрон проявил себя в глазах мусульманской общины как многообещающий лидер. Ожидания были большими, но ничего не произошло. В конце срока в своих выступлениях Макрон снова заговорил о проблемах мусульман, но коснулся только мусульманского сепаратизма, и ничего не сказал о дискриминации и неравноправии».
Селия Белен была настроена более оптимистично в отношении поддержки мусульманской общины Франции, констатировав интересный подход тех ее представителей, которые агитировали за Эммануэля Макрона: «Не голосовать за Макрона - это привилегия белых». То есть, обращение к мусульманской общине было таково: «вам придётся проголосовать за Макрона».
«Избранному президенту очень важно найти способ общения с “отвергнутыми” людьми, найти способ, как построить разговор с ними. Дать им понять, что их проблемы могут быть решены по-другому. Для этого необходимо обаяние как у Жака Ширака, который мог говорить с кем угодно. У Макрона полно идей гораздо более глубоких, чем у Ширака, но ему необходимо развивать интуицию и эмпатию, которых от него ждут обыкновенные избиратели» - такую уверенность выразил Стивен Крамер.
Что ждать России от Президента Франции
Проблемой, отчасти вытекающей из процесса неконтролируемой миграции, является угроза новых террористических атак. В предвыборных выступлениях Макрон заявлял, что Франция должна стать своего рода форпостом в борьбе с терроризмом в Европе. Если позиция Франции действительно будет столь активной, то это станет еще одним значимым проектом Макрона. Ведь на сегодняшний день страны ЕС практически не проводят никаких превентивных мероприятий по борьбе с терроризмом, в лучшем случае реализуют предложения США, а этого мало, поскольку у каждой страны есть своя специфика.
Борьба с терроризмом, это, пожалуй, единственная точка соприкосновения Франции и России, на основании которой страны могли бы запустить процесс нормализации отношений. Что касается вопроса антироссийских санкций, французская экономика довольно сильно пострадала от введения Россией ответных мер, этого мнения придерживается и общество страны. По этой причине Макрон, если бы он не был сторонником евроинтеграции, вероятно, отказался бы от их продления, однако ЕС как сдерживающая сила не позволит ему этого сделать. При этом так или иначе взаимодействие двух стран продолжается.