Дугин и Молдавская Национальная Идея

29.07.2016

Русский православный мыслитель Александр Дугин в своей передаче от 27 июля «Директива Дугина» о Молдове высказал все, что действительно важно для нашего общества, но и в одинаковой мере для Румынии. Никогда прежде никто из русских интеллектуалов не выразил так ёмко и точно суть проблем нашего народа и не предложил ключ к их преодолению. Именно в этом духе я написал множество статей на русском и румынском языках в последние годы. Именно на этой духовной волне прошли все публичные встречи профессора Дугина в Кишиневе, где мы говорили в абсолютно взаимодополняемом стиле о том, как мы видим отношения между Молдовой и Россией. Именно поэтому я перевел четыре из его книг, подчеркивая в предисловиях к данным работам суть нового видения на молдо-румыно-российские отношения.

Дугин предлагает нашему обществу, нашему политическому классу и всем тем, кто искренне любит нашу Родину сконцентрировать наши мысли и нашу волю на необходимости совершить мировоззренческий скачок, превзойти застарелые штампы и выйти на совершенно новый уровень понимания глубинных проблем нашего общества в глобальном контексте. Самый авторитетный голос сегодняшней философской и политической мысли России привлекает наше внимание к тому, что необходимо как можно скорее отказаться от примитивной и комфортной интеллектуальной ниши, в которой застряло наше общество в последнюю четверть века. А именно, необходимо прекратить делиться на воинствующие станы сторонников России и Румынии. Согласно этой логике, если ты симпатизируешь России, то обязательно должен быть румынофобом, и наоборот, если ты румынофил, то автоматически являешься русофобом. И действительно, наш постсоветский период прошел под знаком конфронтации на идентитарные темы, под знаком противоборства по поводу названия языка. Хочу еще раз подчеркнуть: вследствие сложного исторического опыта в нашем обществе укоренились два названия одного и того же лингвистического феномена: молдавский и румынский. Данная реальность не должна более рассматриваться в конфликтуальном, а в комплементарном духе, каждый обладая полной свободой использовать более приемлемое для себя название. Дугин абсолютно прав и когда говорит о культурном невежестве многих профессиональных патриотов местного разлива или дежурных друзей России, которые только наносят вред улучшению наших отношений с Россией, представляя Румынию в роли «внешнего врага».

Да, нам нужна Национальная Идея как объединительная сила. И об это я не раз писал и говорил в публичном пространстве. А для успешной разработки и утверждения Национальной Идеи необходимо особое интеллектуальное усилие. Многим из нас еще предстоит открыть уникальную, богатейшую и столь близкую нам глубинную румынскую культуру, философию и религиозную традицию, столь близкую всем молдаванам. Молдаване (вне зависимости от их этнического происхождения), румыны и русские являются органическими частями православной, византийской, восточной цивилизации. И чем скорее нам удастся излечиться от либерального вируса, чем скорее мы сумеем искоренить, выдавить из себя синдром подражателей доминирующего западного, глобалистского, атлантистского образа мышления и модели общества, тем легче будет стать на путь обретения вновь нашей истинной цивилизационной сущности.

Именно Молдова должна стать золотым мостом между русской и румынской культурами. Именно мы кровно заинтересованы в общении, в культурном обмене, в духовном диалоге между Бухарестом и Москвой через Кишинев. И пусть сегодня наши братья румыны еще находятся под военной, политической, экономической и, что самое страшное, аксиологической или ценностной оккупацией американской мировой империи. Это не меняет сути вещей. Крупнейший румынский социолог Димитрие Густи определял подобного рода явления как «конфликт между государством и народом». Продажные псевдоэлиты, наемники глобальных центров влияния не выражают, а насилуют национальные интересы румын. В Кишиневе, как, впрочем, и в Киеве, ситуация идентична.

Сегодня миссия истинных патриотов Молдовы, Румынии и России состоит в разоблачении навязанного нам извне миропорядка и мировоззрения и в апелляции к нашим традиционным, религиозным и культурным ценностям, которые самым естественным образом объединяют всех нас в противостоянии американской гегемонии и её сети влияния в виде агентов влияния Фонда Сороса и других субверсивных элементов, засевших в различных НПО, культурных и медийных структурах и навязывающих их чуждую нам повестку дня. Ничего нового в нынешнем раскладе вещей: общий враг всегда объединяет. А враг у нас всех, молдаван, румын и русских, один: американская корпоратократия, воротилы мировой политики, акулы спекулятивного, ростовщического капитализма, которые ввергают все народы мира в бездну.

Дугин: «Молдове сегодня необходима, прежде всего, мысль. Самостоятельная православная, чисто молдавская мысль. Народ есть там, где есть либо могущественное Государство, либо глубокая и оригинальная философия. Лучше, чтобы и то, и другое. Но если нет ни того, ни другого, то не будет и народа». Еще раз: именно об этом я кричу изо всех сил в моих статьях. Мы должны отказаться от комплекса неполноценности по отношению к России и Румынии, без того чтобы впасть в кичливость или доморощенный провинциализм. Мы должны осознать и дефинировать суть нашей уникальной коллективной идентичности, столь близкой румынской, но и русской идентичности. Мы должны изжить из себя советские идеологические штампы на левом фланге политического поля и румынские исторические клише, выросшие в девятнадцатом веке из идей Просвещения и Французской Революции, на правом фланге. Дугин и тут прав: нашими культурными ориентирами должны стать мыслители как Лучиан Блага, Мирчя Елиаде, Нае Ионеску и многие другие ярчайшие выразители румынской идентичности. Это абсолютно соизмеримые величины с русскими мыслителями того же периода. Истинный молдавский интеллектуал это тот, который способен с той же неудержимой пытливостью, восхищением и признательностью принимать ценности румынской и русской культуры. Да, мы очень близки к румынам. И все же, мы несколько другие. По ментальности, некоторым культурным кодам, историческому опыту и мировосприятию. Мы также очень близки и к русским. Но все-таки русские Молдовы – это наши, молдавские русские, имеющих могилы своих предков, родившие своих детей на этой земле, дышащие, как и молдаване, тем же воздухом, молящиеся тому же Богу, пьющие ту же воду и одинаково искренне любящие нашу общую Родину.

Мой друг Александр Дугин заключает свою статью и видео выступление особо важной мыслью: «В Молдове стоит собрать все то, что объединяет глубинную православную Русь и глубинную Румынию. Надо не выбирать, а объединять, воскрешать, и утверждать высшие горизонты духовного родства православных народов. И в этом лишними являются только прозападные либеральные провокаторы. Вынести их за скобки, и все получится». То есть, пора закончить горький исторический опыт последней четверти века и выйти к новым горизонтам понимания нашей действительности. В противном случае, воюя между собой за название языка или за один из двух наших братских народов, мы останемся слепым орудием в руках мировых воротил, применяющих извечный имперский принцип «Разделяй и властвуй!». Нам не нужен трагический опыт Украины, когда православные, одержимые взаимной смертельной ненавистью, стреляют друг в друга.

Сегодня нет больше левых и правых, есть только патриоты с разными идеологическими предпочтениями, которые обязаны отказаться от привычных идеологических и пропагандистских клише. И всякий политик, стремящийся стать президентом Молдовы, как верно подчеркивает Дугин, имеет шанс победить, если проникнется своей особой исторической миссией объединителя общества. Нам нужны мудрые, зрелые и смелые лидеры.

Наш народ не желает и не должен примыкать или растворяться в других странах. Мы знаем, как воплотить в жизнь святой для нас принцип национального и государственного самоуправления. Наша независимость, наш государственный суверенитет являются непреходящими ценностями. Мы – не аппендикс других стран и не историческое недоразумение. Мы способны перенимать все лучшее у наши братьев. Но роль «младшего брата», окраины, глубинки нам не приемлема. А сегодняшний кризис лишь великолепная возможность излечиться от наших коллективных недугов, стать на ноги, распрямить плечи и взглянуть на мир другими глазами.

Юрие Рошка,
29 июля 2016