Центральная Европа: обретая политический вес?

21.06.2019

Ходят слухи, что Вишеградская четверка будет выдвигать кандидата на пост главы Европейского комитета, как и на другие должности. Но настоящий вопрос в том, сможет ли Вишеградская группа усилить свою роль в ЕС…

Европейский Союз может быть условно разделен на три больших региона по ряду признаков – методология несовершенна, но приемлема. Западный, или северо-западный регион, самый густонаселенный и самый сильный в экономическом отношении, включает в себя Францию, Германию, государства Бенилюкса и северные страны. Все они - высокоразвитые, богатые страны, большинство участников политического спектра которых считают себя «прогрессивными», включая большинство христианских демократов. Радикальные правые не могли добиться прорыва на европейских выборах, так как основные партии оставались решающим фактором. 

Роль немецко-французской оси как организующей силы Союза до сих пор не подверглась сомнению в этом блоке. Германия слишком сильна, чтобы отложить амбиции доминирования в ЕС, но недостаточно сильна, чтобы их реализовать. Вместе с Францией, а также поддерживая хорошее сотрудничество с Бенилюксом и частично с северными странами, немцы способны реализовать свои мечты. 

Лидирующая Европа в тандеме с Германией, возможность спасти то, что осталось от французского величия, и в то же время проверка на прочность немецкого аппетита традиционно были важнейшим элементом французской политики со времен Второй мировой войны. 

С другой стороны, после воссоединения Германии баланс между двумя государствами изменился в пользу Берлина, и за последние 30 лет это лишь ухудшило позиции Франции. Немцы также не хотят финансировать французские политические амбиции. Вопрос в том, перевесит ли общий интерес продолжение тандема намерением Макрона «улучшить» ситуацию Франции. Новая неопределенность, связанная с возможным будущим Вебера [речь идет о возможном избрании Вебера на пост главы ЕК -  прим.ред.] является признаком нестабильности ситуации, а также важным посланием для Вишеградской четверки.

Второй крупный культурно-экономический блок состоит из южных государств, Италии, Испании, Португалии, Мальты, Кипра и Греции. Динамично развивающаяся экономика Италии была довольно успешной в попытке догнать французов и немцев до конца девяностых. Тем не менее, введение евро сломало эту тенденцию, и нечто подобное также произошло с другими, усилив различия между южными и северо-западными регионами. Это обеспечило растущее германское влияние и давление с целью создания мер жесткой экономии, что вызвало негодование на юге, особенно учитывая нехорошие исторические ассоциации. 

Было бы логично, чтобы южные страны объединили свои силы с третьей группой, постсоциалистическими странами, чтобы компенсировать доминирование «северян», чтобы уменьшить влияние «главных». Однако этого еще не произошло. 

Одной из причин является, помимо всех сходств, их различные исторические и политические традиции, которые требуют различных ответов. Например, на новые вызовы миграции, влияющие на всех них, местные сообщества отвечают по-разному. Антимиграционная политика Сальвини позволила ему закрепиться в Италии, что делает его потенциальным союзником Вишеграда. Для сравнения, довольно большая часть испанских избирателей приветствовала левых, которые занимают почти миграционную позицию, очень схожую со взглядами политической элиты Нидерландов, Германии или Франции, при этом с негодованием взирая на более консервативные венгерское, польское и хорватское общества.

Вишеградская группа как политическая формация - это естественный эксперимент по объединению и защите общих интересов, который закрепляется схожим историческим и культурным опытом. Несмотря на то, что она значительно меньше, чем две другие группы, с населением около 63 миллионов человек, по сравнению с более чем 190 миллионами и 130 миллионами, и с более низкими показателями ВВП на человека, у участников V4 достаточно общего, чтобы держаться вместе.

Влияние Германии очень велико в каждой из этих стран, что уже предполагает совместные действия. Достигнуть этой и других целей в одиночку у них нет шансов, а в союзе перспективы многообещающие.

Их совместное выступление может быть вполне убедительным, если группа расширится за счет новых партнеров. В краткосрочной перспективе Хорватия и Словения могут стать потенциальными членами блока, если их общество и элита признают необходимость. Позже, даже Румыния может решить присоединиться и может быть принята, но только если румынский политический класс откажется от иллюзии, что они одни могут защищать национальные интересы лучше, чем в сотрудничестве со своими соседями из Центральной Европы. Идея Орбана увеличить экономический вес блока V4, когда основное ядро теряет вес[запад Евросоюза – прим.ред.], не лишена оснований. 

Стратегическое значение региона как пограничной зоны также может возрасти. Нельзя исключать, что проблемы миграции и замедление экономики тоже обернутся разочарованием в Западе. Из-за того, что их экономика тесно связана с Германией, Центральной Европе придется компенсировать негативные последствия этих тенденций.

Если они преуспеют и поставят сотрудничество превыше исторических обид, на этот раз они могут оказаться среди победителей истории. Претендовать на доминирующую роль было бы, конечно, иллюзией для региона; тем не менее, включение интересов Вишеграда в основные европейские решения реалистично, и стоит всех этих усилий.

Источник: Hungary today

Перевод: Метелкина Софья