Блеск и нищета психологии

12.07.2021

Поговорим сегодня о психологии, а точнее, о том, нужна ли России особая отдельная психологическая и психоаналитическая школа.

Вопрос не праздный. Во время локдауна я прочитал курс Фундаментальной психологии из 40 лекций, где довольно детально изложил основные принципы, подходы и теории психологической науки.  Курс выложен в открытом доступе на сайте paideuma.tv. Погрузившись в ту тему я обнаружил, насколько противоречива сама психология. Дело в том, что как наука психология сложилась довольно поздно – с конца 18 – го века. Но именно в этот период наука  практически полностью отказалась от веры в человеческую душу.

«ПсюхЭ» или «психИ» по-гречески «душа». Но что же изучает «наука о душе» «психо-логия», если души нет. Если она считается пережитком ненаучных мифов и архаических предрассудков?

Отсюда важная проблема: психология изучает отнюдь не душу, а то, что от нее остается после ее упразднения, после ее утраты… Иногда это называется «психикой». Речь идет о тех процессах, которые сам человек проживает как нечто внутреннее по отношению к внешнему телесному миру, но что исчезает вместе с телом, а значит, не имеет – в отличие от души – никакого самостоятельного нематериального бытия.

Есть душа или нет это вопрос к философии и религии. Психология же начинается с такого положения: будем считать, что ее нет. Это конечно, очень приблизительно, но без такого допущения психология престает быть современной наукой, а точнее наукой западно-европейского Модерна. То есть психолог по умолчанию исходит из того, что души нет.

Конечно, среди психологических школ есть два крайних направления – радикальный психологический материализм, который сводит психические процессы к телесным, физическим и биологическим.  Здесь человек мыслится как животное или автомат. Психика отвечает на импульсы ответными реакциями. И все? И все. То есть человек есть усовершенствованная модель собаки Павлова или несовершенная версия будущего Искусственного Интеллекта. Такой точки зрения придерживалась грубо материалистическая (по идеологическим основаниям) советская психиатрия. Но такой же подход в целом у бихевиаристов или когнитивистов.

Сразу можно сказать, что такая психология русским точно не нужна. Это грубое унизительное шарлатанство, основанное на политико-идеологическом заказе – неважно коммунистическом или либеральном. Мало того, что человеку отказано в душе, его внутреннюю пусть психическая автономия сведена к минимуму. Человек тут не просто объект, но грубо материальный объект. Обратим внимание, что подавляющее большинство современных психологов с необходимостью выходцы или из советской школы (что сразу означает полную дискредитация), либо набрались в последние десятилетия либеральных когнитивистких подходов. И это надо вышвыривать без сожалений.

Но есть и иной полюс. Да, души он не признает, но внутренней жизни придает почти полную самостоятельность. Самым адекватным направлением является здесь Дазайн-терапия или психологическая антропология. Вот это очень серьезно и убедительно. А наиболее популярен психоанализ. Как бы мы его не оценивали и какие бы направления в нем не брали, а они подчас существенно друг от друга отличаются, все они хотя бы психику или область подсознания, бессознательного описывают как самостоятельную область бытия. Ну хоть так. Все лучше, чем машина Гельльмгольца , собака Павлова  или психология киборгов.

Но даже это не выход. Души-то и в этом случае нет. И вот тут надо решать: а мы вообще согласны с тем, что у нас отнимают душу? Но ведь с этого начинается психология – причем любая.

Вроде вывод напрашивается сам собой: а давайте для нас, русских, разработаем свою психологию – православную, и чтобы непременно с душой.

Давайте разработаем. Но надо понимать, сколь серьезный путь нам предстоит проделать. Совсем недостаточно того, что психолог православный верующий или русский патриот, а не чорт знает кто….  Это конечно важно, но не решает проблемы. Вся психология, с которой мы так и или иначе имеем дело, пронизана отказом от признания бытия души, основана на нем. Поэтому придется потратить огромные усилия, чтобы разминировать это теоретическое концептуальное поле. И лишь  после этого можно переходить к практикам. Нам нужна психология как наука о душе, о ее могуществе, о ее горизонтах, о ее суверенности… Душа это господин города, а сам город тело и внешний мир. Душа стоящая и не падающая,  anima stante et non cadente