Афрократия: потребность в новой африканской парадигме

21.03.2022
Пытаясь проанализировать проблемы африканского континента, важно помнить об идеологиях, на которые опирается Африка в попытке выйти на геополитическую шахматную доску.

Отсутствие идеологической независимости

В 1960-е годы африканские страны получили независимость, но не де-факто. Быть независимым означает не только контролировать собственное территориальное первенство (в его юридическом смысле). Необходимо уметь применять единую парадигму в перспективе геополитической многополярности. Это фундаментальная проблема Африки: она коренится в экзогенных идеологиях, придуманных другими для других и поэтому не соответствующих реалиям африканского континента. После колонизации несколько африканских стран приняли такие идеологии, как либерализм, коммунизм, социализм, капитализм, социал-демократия и т. д.

Воля афроэндогенного социализма к африканскому ренессансу

В то время мир был разделен на два биполярных блока: советско-коммунистический блок на востоке и западный капиталистический блок на западе. В этом контексте «холодной войны» африканские неонации были вынуждены занять весьма специфическую позицию, чтобы их признали и поддержали перед лицом возникающего зла западного неоколониализма. Нельзя отрицать, что Советский Союз под руководством Никиты Хрущева оказывал большую поддержку антиколониальным освободительным движениям в Африке, но это было с чисто идеологической точки зрения, так как ингредиенты марксизма должны были распространиться по континенту Африканский. Этот путь выбрали такие уважаемые панафриканские деятели, как Ахмед Секу Туре (первый президент Гвинеи), Кваме Нкрума (первый президент Ганы) или Мати Кереку (первый президент Народной Республики Бенин после переворота). Однако не все африканские лидеры приняли марксизм-ленинизм, поскольку считали его слишком ограниченным понятием для нужд и реалий африканцев, за исключением некоторых центральных идей панафриканского гуманизма, таких как солидарность, антикапитализм, народное суверенитета и антиимпериализма. Отказ от вечной классовой борьбы и принятие религии как неотъемлемой части традиционных африканских обществ составляли главный водораздел между африканским социализмом и советским марксизмом. Именно эта динамика побудила некоторых африканских лидеров принять эндогенный африканский социализм. Среди них Джулиус Ньерере (первый президент Танзании), теоретизировавший модель социализма в национальном ключе без марксизма и без капитализма в работе ''Ujamaa : Essays on Socialism''. Его концепция Уджамаа должна была быть основана на коммунитаризме, потому что он считал, что африканские общества были общинными, а не коммунистическими.

«Африканец не коммунист в своем мышлении; это, если можно так выразиться, основанное на коммунитаризме». Джулиус Камбараж Ньерере.

Для Ньерере не имела значения вечная классовая борьба в Африке, ведь человека нельзя было разделить на группы (в данном случае на классы). Социализм должен был поставить Мунту (человека) в центр общины и деревни. Это размышление никоим образом не смягчит его интуитивную антикапиталистическую динамику. Для него объединенные люди должны были противостоять международному капитализму, а не своим братьям в обществах, где классов никогда не существовало (в отличие от Европы). В Африке исторически существовали традиционные касты, которые гармонизировали городскую или сельскую жизнь, практиковали социальную сплоченность на справедливой и равноправной основе, но никогда не было подчинения одной группы другой.

Параллельная мысль содержится в книге ''Consciencism'' Кваме Нкрумы. Последняя имела свою марксистско-ленинскую фазу, но не приняла ее целостных и цельных принципов. Для него религия тоже была неотъемлемой частью африканской жизни. Таким образом, такие деятели, как Ньерере, Нкрума и другие панафриканские современники, пытались пойти по пути, альтернативному идеологическим моделям, заимствованным из современного мира. Социализм в его различных африканских вариантах работал, пока их поддерживала Советская власть. Африканские лидеры видели в последнем ключевого союзника в оппозиции к западному и империалистическому капиталистическому блоку. Но когда СССР начал "хромать" политически, осуществлять определенную либерализацию и открытость атлантистскому блоку (что привело к падению Берлинской стены 9 ноября 1989 г. и распаду СССР 26 декабря 1991 г.) , африканские народы стали идеологическими сиротами, брошенными на произвол судьбы.

Идеологическая сиротская Африка: какие решения?

В 1945 году национализм с его шовинистическими и империалистическими тенденциями, типичными для Европы, потерпел поражение от либеральной оси. С тех пор идейно-политическая обличительная речь стала биполярной между либерализмом и коммунизмом/социализмом. Падение Берлинской стены и распад СССР уступили место последней идеологии, либерально-атлантистской. В этом постбиполярном контексте Африка оказалась потерянной, осиротевшей, лишенной идеологической сингулярности и интегрировала неолиберализм в свою парадигму цивилизации. Социал-демократия (реформистский социализм с умеренным экономическим либерализмом) быстро выступила против микронационализма и революционного социализма африканской независимости. Сегодня существует политическая и экономическая линия, поддерживающая концепции, не соответствующие нашим африканским реалиям. Единственный путь вперед — это путь панафриканизма по стопам отцов независимости, адаптированный к реалиям нашего времени. Политическая личность Кеми Себа, ведущая фигура африканского сопротивления в 21 веке и президент-основатель неправительственной организации Urgences Panafricanistes, деятельность которой я координирую в Италии, намекает на это в своей книге ''L'Afrique libre, ou la mort''.

Сегодня нам нужна африканская политическая философия, которая не является ни коммунистической, ни либеральной, ни микронационалистической, ни глобалистской, ни социал-демократической, но на 100% панафриканской и эндогенной. Философия, основанная на убунту (африканском коммунитаризме), взаимопомощи, африканском идентитаризме, федерализме с учетом создания суверенного, многополярного и антиимпериалистического блока африканской цивилизации, отказе от капитализма, традиции изначальный, какой бы ни была наша религиозная сфера, и модель, которая фокусируется на Черной женщине, потому что она является двигателем и матрицей, а также опорой нашей жизни.

Мы можем обобщить эти концепции под названием «Афрократия». Почему афрократия? Потому что именно в этих вышеупомянутых реальностях лежит судьба нашей истинной силы. Экономическая и политическая деколонизация жизненно важна, но идеологическая деколонизация является безотлагательным фактором африканского возрождения.
Оригинальная статья: https://www.nofi.media/2022/03/renaissance-africaine/78938