Зоны деэскалации в Сирии: кому и зачем они нужны?

04.05.2017

Решение о создании зон де-эскалации в Сирии стало один из важнейших событий этой недели. Изначально, как отмечало близкое к руководству Сирии агентство Al-Masdar, план создания четырех зон безопасности в Сирии был предложен Россией. Позже в ходе переговоров президентов России и США (по телефону), и личной встречи Владимира Путина и Реджепа Эрдогана в Сочи, и американский и турецкий лидеры согласились с планом, предложенным нашей страной. В пользу создания зон безопасности выступили и Тегеран, и официальный Дамаск. Наконец, 4 мая 2017 года на переговорах в Астане представители России, Ирана и Турции приняли официальный меморандум о создании зон деэскалации. Впервые на переговорах в Астане присутствует специальный посланник Госдепа США (ранее Соединенные Штаты представлял посол этой страны в Казахстане).

Зоны де-эскалации против зон безопасности

Ранее с инициативой создания зон безопасности и бесполетных зон выступали Турция и США, в частности президент Дональд Трамп, обосновывая это необходимостью защиты гражданского населения в симпатизирующих террористам районах. Де-факто, реализация этих планов легитимизировало бы в одностороннем порядке военное присутствие США и Турции в Сирии и санкционировало бы военную операцию по свержению Башара Асада под видом создания бесполетных зон и зон безопасности, наподобие того как страны НАТО под сходим предлогом помогли разгромить войска Муаммара Каддафи в Ливии. Ракетный удар США по Сирии 7 апреля не может быть адекватно понят, без предшествовавшей ему дискуссии о необходимости введения в одностороннем порядке бесполетных зон в Сирии, которая шла с момента инаугурации действующего американского президента. Российская инициатива явно нацелена на то, чтобы перехватить инициативу у стран Запада и предотвратить такой сценарий, который привел либо к перспективе столкновения России и США, либо в случае уступки продемонстрировал бы поражение России и привел к потере всех приобретений сирийской кампании, как материальных, так и символических.

Приобретения и компромиссы сторон

Так, создавая зоны безопасности, Россия избегает пока изоляции, старается перехватить инициативу, привлечь Турцию на свою сторону, сохранить треугольник Москва-Анкара-Тегеран как главного центра принятие решений по Сирии, маргинализировать влияние арабских монархий Персидского залива, насколько это возможно, дать возможность американской дипломатии и президенту Трампу заявить об успехе в Сирии и реализации «его плана», не теряя при этом ничего.

Де-факто, с учетом условий, обозначенных президентом России – гарантий безопасности в создаваемых зонах со стороны России, Ирана и Турции и правом для каждой из трех стран послать туда воинский контингент, о чем также сообщил Владимир Путин во время совместной пресс-конференции с Эрдоганом, создаваемые зоны должны де-факто закрепить юридически военное присутствие России, Турции и Ирана в регионе и соответствующие зоны влияния. В первую очередь это касается Турции и зоны в провинции Идлиб, непосредственно примыкающей к ее границам. Россия и Иран в свою очередь рассчитывают, что относительная стабилизация в районе зон безопасности поможет перераспределить силы в пользу наступления на Ракку и Дейр-эз-Зор.

США создание зон-деэскалации могут интерпретировать как решение России пойти по пути, который ранее предлагали сами Штаты, сохранить потенциал территорий под управлением боевиков на будущее и переориентировать силы России, Ирана и официального Дамаска в направлении ИГИЛ, борьбу с которым Трамп все же считает главным приоритетом своей ближневосточной политики. Такой подход прагматичен так как позволяет начать выполнение пунктов предвыборной программы по борьбе с ИГИЛ, которая без Дамаска и Москвы невозможна, а с другой вести эту борьбу без всяких соглашений с Москвой, которые бы могли вызвать раздражение республиканского истеблишмента.  Кроме того, такой подход позволяет не ввязываться в противостояние с Россией по гуманитарным соображениям сейчас, но в случае провала обвинить во всем Россию и Иран как гарантов Астанинского мирного процесса позже.

Израиль и ваххабиты против

В то же время за рамками всех соглашений остаются монархии Персидского залива. Которые могут сорвать договоренности, воздействуя на сирийскую оппозицию. Косвенно это уже проявилось. Часть оппозиционеров отказалась от предложений «тройки». Кроме того, вероятно, что США ожидают более серьезных уступок.

Еще один фактор нестабильности – Израиль. Еврейское государство озабочено возможностью появления иранских и турецких наблюдателей в районе сирийско-израильской границе в одной из зон деэскалации в южной Гуте. Также превращение восточного Дамаска в одну из таких зон по мнению израильских экспертов может затруднить регулярные авиаудары Израиля по сирийской столице и расположенным там силам движения «Хизбалла». Вероятнее всего, израильское лобби в США сделает все возможное, чтобы сорвать или изменить существующие соглашения.