Саудовская Аравия: террор и интриги

05.07.2016

Сразу несколько взрывов прогремели в течение минувших суток в Саудовской Аравии. Сегодня взрывные устройства были обнаружены поблизости от американского консульства в Саудовском городе Джидда. Саудовская Аравия является одним из главных экспортеров терроризма и исламского радикализма в мире. Однако внутри страны исламский экстремизм является одним из факторов, подтачивающих стабильность государства.

Предполагаемые организаторы

Цели атак говорят о том, что предположительно за ними стоят радикальные ваххабиты. В Джидде смертник подорвался у американского консульства. В Катифе в восточной части страны возле шиитской мечети. В Медине возле Мечети Пророка, где погребен Мухаммад. Ваххабиты считают поклонение могилам и святым местам – формой идолопоклонства.
Так после захвата Саудами Мекки в 1925 году в течение их правления было разрушено 95% зданий исторической части города, в том числе пять из семи мечетей, построенных ещё дочерью Мухаммеда и его сподвижниками,  дом Хадиджи, жены Мухаммада, дом Абу Бакра, дом Али-Ораида, внука Мухаммада, которые служили объектами паломничества.

Террор на экспорт

Саудовская Аравия является главным источником идей радикального ваххабизма в глобальном масштабе. На деньги саудовских фондов вооружаются боевики на Кавказе, в Сирии и Ираке, в Афганистане и Ливии. Саудовские проповедники продвигают идеи «чистого», радикального ислама от Великобритании до Индонезии. Однако радикальный ваххабизм является «экспортным» продуктом. Само внутреннее устройство Саудовской Аравии далеко от ваххабитских идеалов. Племенное деление, фактор принадлежности к роду Саудов и королевской семье играют в жизни королевства огромную роль. Группировки ваххабитов, ориентирующихся на разных богословов, находятся в сложных отношениях друг с другом и также принимают участие в политическом процессе. По сути Саудовская Аравия – это традиционное феодальное арабское государство с сильной родоплеменной составляющей, где официальный ваххабитский ислам интерпретируется правящей элитйо как архаическая идеология, освящающая их правление. Однако дискурс «чистого ислама» может быть понят и иначе – как радикальная глобалистская, антитрадиционалистская идеология. И так и происходит в глобальном плане. И эта глобальная интерпретация не может не влиять на саму Саудовскую Аравию, приводя к появлению в ней антигосударственного терроризма. Для того, чтобы не взорваться изнутри Саудовская Аравия не может не экспортировать радикальный ислам за пределами страны, направляя разрушительную энергию извне.

Интриги в доме Саудов

Все это не отменяет того факта, что ваххабитские сети внутри Саудовской Аравии могут использоваться в династических интригах между членами самой саудовской династии. Взрыв в Медине – прямой вызов королю Салману как «Хранителю двух Святынь» - Мекки и Медины, и его сыну Мухаммеду бин-Салману – фактическому правителю страны. Многие в саудовской элите хотели бы избавиться от амбициозного и непредсказуемого принца Мухаммеда или существенно подорвать его влияние на отца.