Всемирный интернет-форум начал работу в Китае

Суверенный интернет

Китай является родоначальником идеи суверенного интернета и успешно совмещает современные коммуникационные технологии с государственной идеологией. Великий китайский брандмаузер, т.е. фильтрация контента, стала нарративом в отношении киберполитики Пекина. Такой подход показывает, что определение и прочерчивание границ в киберпространстве не является универсальной нормой, а зависит от цивилизационной идентичности. Если западные страны, следующие в русле политического либерализма, предпочитают совмещение интернет свобод с инструментами активной киберполитики (дипломатия веб 2.0, виртуальные посольства, поддержка киберактивистов в других странах), то не-западные государства настаивают на национальном контроле над интернет пространством. Иными словами, киберпространство также является ареной борьбы сил, отстаивающих два различных мироустройства - однополярность и многополярность. 

Кибермногополярность
Для государств, отстаивающих идею многополярности, одним из ключевых факторов является необходимость передачи прав на делегирование доменных имен и контроля за ними от компании ICANN (США) к Международному союзу электросвязи под эгидой ООН или новой международной структуре.
 
Другими важными задачами являются права на фильтрацию контента на суверенной территории и ответственность за незаконную деятельность в Интернет. Например, если на серверах в США могут размещаться сайты для взрослых, то в Иране, России и др. странах, где есть уголовная ответственность за распространение порнографии, подобные ресурсы будут блокированы, а попытки зайти на них будут вызывать интерес компетентных органов.
Глубокий интернет
Поскольку киберпространство представляет собой широкое поле деятельности, часто оно используется для незаконных операций. Продажа наркотиков и оружия, организация убийств и других тяжких преступлений, интернет мошенничество, а также такие инструменты как Bitcoin и специальные программы - все это представляет собой темную сеть (dark net), которая постоянно бросает вызовы правительствам и гражданам разных стран. Кроме того, интернет все чаще используется в качестве каналов для получения закрытой или секретной информации, о чем бьют тревогу правительства мгногих стран.
 
Позиция России и других стран-партнеров
До конца вопрос с будущим интернет пространства в России не решен, так как внутри страны существуют две группы, которые имеют противоположные взгляды. Одна является пролиберальной и следует в русле западной политики. Вторая настаивает на применении китайского опыта, а также введении дополнительных законов и норм в отношении регулирования интернет-пространства, призванных ограничить преступную деятельность в российском сегменте всемирной сети, а также, по возможности, блокировать попытки внешнего вмешательства и манипуляций. В связи с санкциями против России и попытками политических манипуляций через интернет, Кремль внимательно следит за политической активностью в сети, хотя либеральное лобби продолжает оказывать влияние через обоснование экономической стороны интернет-технологий (необходимость продолжения модернизации с помощью программного и технического обеспечения, произведенного за границей).
 
В других странах, например, в Бразилии, Иране и др. также есть широкий лагерь критиков западного подхода. Несколько лет назад даже обсуждался проект создания кабеля BRICS, который может стать альтернативой основным существующим маршрутам интернет траффика. Кроме того, опыт "цветных революций" и "арабской весны" показал, что интернет-технологии могут быть использованы для организации государственных переворотов, поэтому в ряде стран ввели дополнительный контроль и ответственность за деятельность в сети.
Запад озабочен кибербезопасностью
Страны Запада используют двойной подход. С одной стороны, они критикуют методы сторонников кибер-суверенитета, но с другой усиливают меры интернет безопасности.
 
Накануне Европейский парламент и совет министров стран ЕС приняли решение законодательно обязать европейские компании докладывать о значимых киберинцидентах специальным органам - national computer emergency response teams. Данный законопроект готовился два года под эгидой Еврокомиссии, которая предложила разработать законодательство по кибербезопасности в рамках общей стратегии кибербезопасности.
 
А в США 27 октября 2015 г. Конгресс одобрил Закон об обмене информации в области кибербезопасности (Cybersecurity Information Sharing Act). Он адресован Директору национальной разведки, министерству внутренней безопасности, министерству юстиции и министерству обороны, чтобы они совместно разработали процедуры по киберзащите и обмене информацией между правительственными структурами, частным и общественным сектором. 
 
Государственный департамент США также активно участвует в выработке киберстратегии США на международной арене.
Неизбежный конфликт и приземленные интересы
Количество проводимых форумов, связанных с интернет регулированием, в последнее время значительно увеличилось, что говорит о росте конкуренции в киберпространстве между различными акторами. 
 
Форум по интернет управлению прошел под эгидой ООН в ноябре 2015 г. в бразильском Joao Pessoa. В начале декабря прошел Всемирный форум по Интернету вещей в Дубаи (Internet of Things World Forum). На обеих мероприятиях доминировала пролиберальная повестка - так называемый multistakeholderism - концепция, предполагающая участие в управлении мировым интернет пространством и выработкой нормативов не только государственных органов, но и IT-компаний и корпораций. Поскольку ведущие мировые бренды, такие как Google, Facebook, Twitter, Amazon, YouTube, yahoo, LinkedIn, eBay, Cisco и пр., по сути, являются американскими лейбами, multistakeholderism означает передачу дополнительных инструментов принятия решений Вашингтону.
 
США также активно продолжают лоббировать свои интересы и в Европе. 7 декабря в Вашингтоне прошла встреча рабочей группы по кибердиалогу ЕС-США, на которой стороны договорились продолжить сотрудничество в ряде областей, в частности, пытаться внедрить универсальные стандарты в области киберуправления. При этом Запад использует дипломатическую риторику для создания преимуществ в области киберполитики. США регулярно обвиняют Китай в нарушении интернет свобод. По мнению американский экспертов именно в уходящем году Пекин был злостным угнетателем гражданских прав в сети, а также занимался кибершпионажем. 
 
Подобные обвинения могут быть использованы для контроля над новыми рынками, так как спрос на интернет услуги и товары, связанные с ним (так называемый интернет вещей) быстро растет.Создание оптических магистралей, повседневные гаджеты, технологии умных городов и т.п. представляют большой потенциал для крупного бизнеса и государственных экономик. Следовательно, борьба за право устанавливать и контролировать интернет траффик будет продолжаться.