Латинская Америка открывает Теорию Многополярного Мира
Публикация в Чили книги Теория Многополярного Мира – для меня как автора знаковое событие. В этой книги у подробно описываю тот миропорядок, который стал складываться по мере упадка однополярного мира.
Однополярность, в свою очередь, сменила в 1991 году двухполюсный мир, основанный на конкуренции двух мировых систем – капиталистической и социалистической.
После того как Восточный блок и соответственно коммунистическая идеология пали, в мире остался один полюс—Запад, и одна идеология – либерализм. А также одна экономическая модель – капиталистическая. Из двухполюсной системы вычли один из полюсов, а оставшийся полюс стал глобальным. Именно это явление и получило название «глобализация». Глобализация есть универсальное распространение на уровне всего человечества именно либерально-капиталистической модели. Ф.Фукуяма назвал это «концом истории». И он не был так уж далек от истины: в начале 90-х годов ХХ веке, действительно, история (как противостояние идеологий и соответствующих им мировых геополитических лагерей) казалась завершенной. Только это был не однополярный мир, но однополярный момент (Ч.Краутхаммер).
Грядущую многополярность верно предсказал в полемике с Фукуямой Хантингтон, заявившей о столкновении цивилизаций, которому суждено прийти на смену двухполярному миру. Глобализм, тем не менее, набирал силу вплоть до 2000-годов, когда, после атаки исламистов на Мировой Торговый Центр и Пентагон, стало понятно, что что-то пошло не так.
Дальнейшее усиление Китая и Россия на протяжении двух первых десятилетий ХХI столетия фактически означали завершение однополярного момента, а после периода президентства Трампа, фактически согласившегося с многополярностью и вывода американских войн из Афганистана при Байдене, всем стало ясно, что однополярного мира больше нет.
Эта книга была написана в период предшествующий Трампу. Но уже тогда было понятно, что однополярный мир идет на спад и через какое-то время его сменит многополярность. Поэтому будущее мироустройство должно быть осмыслено и многополярности следовало придать статус теории. Именно это и было сделано. Данный труд не просто следование за основными событиями в международной политике и геополитике. Это теоретическое построение, описывающее и настоящий момент и горизонт будущего. С учетом того, что с момента написания прошло около 10 лет, значение Теории Многополярного Мира многократно возрастает. Уже тогда некоторые основополагающие тенденции в мировой политике были замечены, осмыслены и систематизированы. И все последующее только подтверждало основные положения данной книги.
Нечто подобное было проделано еще раньше, когда мной в первой половине 90-х годов ХХ века была написана книга «Основы геополитики», которая не только заложила основы для создания русской евразийской геополитической школы, но точно предсказала ряд событий 2000-х годов – конфликт между Россией и Грузией в 2008, воссоединение с Крымом, отделение Донбасса и расчленение Украины в 2014 году. Тогда же еще в начале 90-х, в эпоху расцвет однополярности, я уже предсказывал ее неизбежный и относительно скорый конец.
Но в отличие от «Основ геополитики» «Теория Многополярного Мира» представляет собой более детальную модель, основывающуюся не только на геополитических предпосылках, но и на критическом осмыслении главных теорий Международных Отношений – реализма, либерализма, марксизма, Английской школы и постпозитивизма. Это более высокий и системный уровень обобщения. Внимательно вчитываясь в «Теорию Многополярного Мира» можно не только лучше понять настоящее, но и предвидеть будущее. В этом значение данного труда.
То обстоятельство, что данная книга публикуется в Чили в Латинской Америке имеет большое значение. В «Теория Многополярного Мира» Латинская Америка имеет статус самостоятельного полюса, отдельной цивилизации, суверенного геополитического «Большого пространства», «экумены» (в терминологии аргентинского философа А.Буэла). У стран Латинской Америки есть достаточно ресурсов, – политических, военных, эконмических, демографических и т.д., -- чтобы быть полноценным и самостоятельным полюсом в многополярном мире. Но это лишь потенциал. Для того, чтобы перейти от возможности к действительности, необходимо осуществить ряд фундаментальных операций:
1. Предложить очертания особого отличного от других цивилизаций латино-американского Логоса. Это необходимое условие для того, чтобы латино-американский полюс был идеологически независимым и подлинно суверенным.
2. Положить начало интеграции всего Латино-Американского континента, чтобы завершить процессы деколонизации, начатые героями Латинской Америки—Симоном Боливаром и Хосе де Сан-Мартином.
3. Создать новые континентальные институты, превращающие «Большое пространство» в единый солидарный исторический блок.
Это задача самих латино-американцев. И по мере решения ее, «Теория Многополярного Мира» для Латинской Америки будет приобретать совершено самостоятельные и уникальные черты. Но и в данном схематичном виде она может быть чрезвычайно полезна для обретения Латинской Америкой своего достойного места в общей структуре многополярного миропорядка.
В отличие от двухполюсного мира, Россия в контексте многополярности не представляет собой одну из двух сверхдержав со своей ярко выраженной идеологией, стремящейся распространить свое влияние на весь мир и подчинить ему все остальные страны. В этом принципиальное отличие отношений между Латинской Америкой в новых условиях. В ХХ веке СССР поддерживал в Латинской Америке те силы, которые были ориентированы на социализм и противостояние США. Это было элементом стратегии Мировой Революции.
В новых условиях многополярности Россия не является источником универсальной идеологии. Она оппонирует однополярности (и соответственно глобализации, мировой экспансии либерализма и атлантизма), но не собирается навязать свою идеологию или свою идентичность кому бы то ни было. Россия, будучи одним из уже сложившихся полюсов, наряду с Западом и Китаем, заинтересована, чтобы все потенциальные полюса – исламский, индийский, африканский и латино-американский – стали бы актуальными. Это укрепить многополярность. А это и есть цель России. Москва не хочет заменить американское влияние советским, но в духе «Теории Многополярного Мира» желает помочь всем цивилизациям обрести их собственный Логос и укрепить свой собственный суверенитет.
Если элиты и общества Латинской Америки поймут настоящие – многополярные! -- интенции современной России, это вполне может стать наилучшей основой для диалога и стратегического партнерства между нашими цивилизациями – российской (евразийской) и латиноамериканской. Лучшие стороны старой дружбы сохранятся и получать развития, но к ним добавится новое измерение – глубинный межцивилизационный диалог.