Визит Путина в Иран
Визит Президента России в Иран безусловно подчеркивает стратегический характер российско-иранских отношений, которые сегодня находятся на историческом пике. В основе нашего сотрудничества широкий спектр вопросов. Это, во-первых, общие подходы к обеспечению региональной и международной безопасности, а также координация усилий в процессе мирного урегулирования сирийского конфликта и борьбе с международным терроризмом. Во-вторых, активизация двухстороннего торгово-экономического сотрудничества, которое после снятия с Ирана западных санкций демонстрирует беспрецедентные темпы роста. В-третьих, реализация совместных масштабных инфраструктурных, транспортных и логистических проектов, а также строительство с участием России второго по счету энергоблока АЭС «Бушер» (строительство третьего энергоблока начнется уже в следующем году). И, наконец, в пятых, необходимость согласованных действий Москвы и Тегерана в условиях внешнего давления и попыток «международной изоляции» наших стран со стороны США и их союзников.
Кроме того, ведутся активные переговоры о создании Зоны свободной торговли в рамках Евразийского экономического союза и вступлению Ирана в ШОС в качестве полноправного участника объединения. Все это делает Тегеран не только ключевым партнером Москвы в регионе, но и формирует благоприятные условия для реализации Большого евразийского партнерства. В этой связи ожидается очень насыщенная повестка предстоящих переговоров.
Запланированный ранее ответный визит российского лидера в Тегеран для участия в саммите глав России, Ирана и Азербайджана (иранский лидер посетил Москву 27-28 марта) как нельзя кстати совпал с завершением седьмого раунда переговоров по Сирии в Астане. Итогом встречи за закрытыми дверями должны стать договоренности между конфликтующими сторонами об обмене пленными, совместном поиске без вести пропавших и взаимной передаче тел погибших. Эти вопросы наряду с соглашением о создании четырех зон деэскалации в Сирии должны составить основу для дальнейшего урегулирования сирийского конфликта. Иран, который официально не является стороной конфликта, наряду с Россией, Сирией и Ираком участвует в работе информационного центра и играет важную роль в поддержании достигнутых ходе мирных переговоров в Астане договоренностей. Стоит упомянуть о том, что ВКС России временно использовали иранскую базу Хамадан для нанесения ударов по террористам в Сирии. Кроме того, помимо ВКС России на стороне Сирийской арабской армии Башара Асада воюют добровольцы ливанского шиитского движения «Хезболла», идеологически близкого Ирану, что также необходимо учитывать.
Что касается международной повестки, то переговоры в Тегеране пройдут на фоне заявления президента США Дональда Трампа о возможном выходе Вашингтона из международного соглашения по иранской ядерной программе — Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), подписанного между Ираном и США, Россией, Китаем, Германией, Великобританией и Францией в июле 2015 года, на основании которого с Тегерана были впоследствии сняты большинство экономических санкций. При этом вероятный выход США из соглашения не сможет его полностью аннулировать, но сделает возможным введение новых американских санкций против Ирана, что в свою очередь поставит под угрозу срыва все достигнутые с участием «шестерки» договоренности. Россия в этой ситуации занимает твердую позицию по сохранению СВПД.
Еще одно международное событие по которому ожидается совместное заявление лидеров — прошедший в сентябре референдум о независимости Иракского Курдистана. Москва тогда не признала его итоги, заявив о необходимости сохранения единого иракского государства. Еще более жесткую позицию заняли Турция и Иран, на территории которых (как и в Сирии и Ираке) есть районы с преимущественно курдским населением, объявив о блокаде Эрбиля. Ситуацию осложняет присутствие в Иракском Курдистане интересов российских энергетических компаний, что наверняка также станет предметом российско-иранских переговоров.
Что касается экономического сотрудничества между Москвой и Тегераном, то товарооборот между нашими странами вырос по итогам прошлого года на 70% и продолжает устойчивый рост. Согласно прогнозам, в ближайшие три-пять лет товарооборот между Россией и Ираном может превысить 5 млрд долларов. Аналогичная высокая положительная динамика наблюдается и в ирано-азербайджанской торговле. Еще одним перспективным направление сотрудничества является мультимодальный транспортный коридор «Север-Юг». Проект, состоящий из автомобильной, железнодорожной и морской частей, успешные испытания которого начались еще в конце прошлого года, должен значительно сократить маршрут транспортировки пассажиров и грузов из Индии транзитом через Иран и Россию в Европу, а также на треть удешевить стоимость доставки.
Также в ближайших планах интеграция российской платежной системы «Мир» иранской Shetab, первый этап которой должен завершиться в январе 2018 года. При этом Центральный банк Ирана тесно сотрудничает с российской компанией «БПЦ Банковские Технологии» в рамках создания необходимой инфраструктуры для дальнейшей интеграции Shetab с международными платежными системами.
Высокий уровень экономического и политического сотрудничества между Россией и Ираном в будущем позволит в случае необходимости перейти на взаиморасчеты в национальной валюте. Учитывая аналогичные договоренности между Москвой и Пекином, а также значительные объемы российского и иранского экспорта на рынке углеводородов, возможный переход на расчеты по формуле «рубль-риал» и «рубль-юань» в средне- и долгосрочной перспективе может оказать влияние на формирование мировых цен на энергоносители и даже скорректировать оборот американской валюты в отдельных регионах мира, что воспринимается в США как прямая угроза американским национальным интересам.