Долгое прощание: уменьшение русского влияния на Южном Кавказе и в Центральной Азии (часть 1)

13.10.2012

Южный Кавказ.

Южный Кавказ - потенциальный источник межгосударственного конфликта,представляет сложную область применение русской мягкой силы.
 
Уровни русского влияния здесь различны. В Армении - экономические и военные,едва присутствуют в Азербайджане и отсутствуют в Грузии, где по-прежнему сильны антироссийские настроения. Насколько экономическое влияние перетекает в политическое измерить трудно. Русские инструменты влияния в этих странах конечно не являются незаконными,но монаполистический захват долей капиталов слабых местных компаний более агрессивный, чем на Западе и имеет строго политические мотивы. 
 
Русское влияние в Армении настолько велико, что отсутствие суверенитета должно бы быть главным беспокойством Армении. Правительство некоторых стран, например Азербайджана и Грузии,где русская мягкая сила работает меньше, традиционно обеспокоено попытками России усилить своё влияние. Армения не разделяет этих беспокойств, по крайней мере, открыто. 
 
Азербайджан и Грузия по-разному взаимодействуют с соседями, но они имеют общие проблемы: обе страны рассматривают примерно 20% своих территорий как оккупированные. Хотя Россия достигла  своих целей при помощи войны (подъем боевого духа, демонстрация силы перед западом, унижения грузинского правительства и, самое главное, остановка экспансии НАТО).  Однако всё это привело к возрастанию недоверия к России в мировом сообществе. Война обнаружила слабость субрегиональных пророссийских структур - СНГ и ОДКБ. В отличии от России ни один член этих организаций не признал сувернитет Южной Осетии и Абхазии. Россия в основном предпочитает избегать полномасштабных военных операций, но можно предположить что война 2008 года положила конец эксперименту с мягкой силой. Послевоенное слушание в Думе по поводу войны в Грузии и русской позиции на международной арене вызвали горячие дебаты.
 
Прямое русское влияние в Грузии исчезло с тех пор, как Россия стала контролировать Абхазию и Южную Осетию - части Грузии, где она имела наибольшее влияние прежде. Хотя Грузия более изолированна на мировой арене чем до войны, Россия теперь имеет здесь меньше влияния, чем в любое другое время со времен распада СССР.
 
Тем не менее, Россия продолжает приобретать некоторые грузинские инфраструктуры и ни враждебность на политическом уровне, ни отсутствие официальных отношений не имеют особого значения для инвестиционных взаимоотношений. Президент Михаил Саакашвили заявил, что некоторые оппозиционные политики были подкуплены, после чего он применил суровые меры, обвинив опозиционных лидеров в заговоре и подрывной деятельности и связях с русскими агентами разведки. Для этого были использованы средства массовой информации. Хотя было доказано что одна небольшая политическая партия получила миллион долларов из России, для основных партий деньги из России означали бы политическую смерть.
 
Политические оппоненты Саакашвили должны были быть особенно осторожны, чтобы не восприниматься как прорусские. На постсоветском пространстве со времен войны с Грузией единственным примером проявления мягкой силы является встреча Владимира Путина с грузинскими опозиционными политиками. Хотя по причинам, указанным выше, Россия вряд ли получит  там политическую выгоду. Россия сохраняет политику поддержки соотечественников по отношению к 68 тысячам граждан, проживающих в Грузии. Кроме того, поддерживает определенное число пророссийских НКО. Русская дипломатия и политика мягкой силы так же была использована на западе, чтобы подорвать репутацию Грузии и оправдать русское вторжение 2008 года. Россия использовала свое положение в совете безопасности ООН, на Генеральной Ассамблее и в Совете Европы, чтобы защитить свою позицию в международном суде и европейском суде по правам человека. Неудача и промах Грузии подчеркнут и преувеличен, в то время как Россия выступает как посредник и миротворец. Европейский суд по правам человека так же получил тысячи заявлений против Грузии. В это же время Россия создала свой собственный следственный комитет и Генеральная Прокуратура получила задание расследовать причины войны. 
 
Южная Осетия и Абхазия.
 
в Южной Осетии и Абхазии русское влияние, напротив, возросло. В то время как угроза анексии существовала и до августа 2008, сейчас она усилилась. 
Два субъекта полностью зависят от России, чье военное присутствие оправданно рядом мер: продолжающееся использование русских паспортов, поощрение туризма, инвестиции в здравоохранение и культуру, обширные контракты и соглашения с сепаратистскими правительствами, препятствия к пересечению грузинской границы (в то время ка доступ в Абхазию и Южную Осетию облегчен). Усиливается преподавание русского языка в школах, предоставляется легальная помощь и восстанавливается воздушное, железнодорожное и автомобильное сообщение. То, что русские работают в сепаратистской администрации является еще более очевидной демонстрации невоенного контроля. Россией совместно с двумя сепаратистскими государствами были проведены и геологические исследования, и в мае 2009 года Роснефть подписала соглашение с Абхазским правительством на разведку нефти на абхазском побережье. Последний президент Абхазии Александр Анкваб - из советских структур и имеет связи с современными силовиками. 
 
Соседняя Южная Осетия была взята под русский контроль не так гладко, как можно было ожидать.
Так, между бывшим президентом Эдуардом Кокойты и российской администрацией были разногласия по поводу дочерней компании Газпрома, которая построила газопровод, чтобы обеспечить Цхинвал русским газом. В Августе  2010 года ее оборудование на территории Южной Осетии было конфискованный из-за обвинения в сокрытии налогов. Это частично объясняет почему Кремль не хочет, чтобы Кокойты был избран на другой срок. Более надежный, действительно пророссийский кандидат может быть найден и им стал бывший офицер КГБ Леонид Тибилов, который и победил на выборах. Но только во втором туре, что доказывает убывание русского влияния даже здесь. Возможно методы, которые работают на Северном Кавказе, не работают так же хорошо на Южном. Цифры доказывают, что Абхазия и Осетия являются камнем на шее России: 7,7 биллионов рублей (250 миллионов долларов), которые Россия тратит на них каждый год. Но анексия и признания независимости дала России контроль над частью Евразии, о чем великодержавные националисты могли только мечтать после распада СССР.
 
Но даже эти успехи, вероятно, временные. У Абхазии нет желания быть частью России, как и частью Грузии. Она имеет длительную историю автономии, в то время как Южная Осетия всегда была глубоко зависима от Москвы. И хотя Россия остановила распространение НАТО, это не окончательная победа.
     
Отношение России с Южным Кавказом  в основном воспринимаются в ключе ее отношений с Северным Кавказом. Россия привыкла рассматривать этот регион как один "большой Кавказ" , где проблемы на Севере могут иметь свои причины на Юге. Для стабильности на Севере необходим контроль над Югом. Дмитрий Медведев четко сформулировал, что кооперация между Арменией и Азербайджаном и русская военная база в Гюмри в Армении должна обеспечить мир во всем регионе Кавказа.
 
Нагорный Карабах.
 
Аргументы России и Армении в споре о Нагорном Карабахе базируются на ряде интересов: ограничение турецкого влияния, контроль русофобского (в ранние годы независимости) Азербайджана и долгосрочные культурные связи, отражающиеся на большой армянской диаспоре в России. Русская позиция дала мощный всплеск влияния над Арменией и Азербайджаном. Однако, уровень поддержки Армении изменился в последние годы: во время своего президентства Дмитрий Медведев вложил больше усилий в посредничество между регионами, чем его предшественники. И первые лица Азербайджана имеют интересы в России. 
 
Но существуют силы, извлекающие финансовые и политические выгоды из продолжающегося напряжения. Россия видит свою посредническую роль в Нагорном Карабахе в контексте возможностей своего влияния и может быть, в действительности не заинтересована в разрешении конфликта.  Это видно из русских возражений по поводу введения международных миротворческих сил и из изменений статуса Минской группы, которая урегулировала конфликт с 1992 года. Вместо этого Россия предложила введение и развертывание своих собственных войск. Это укрепило ее позицию, но вряд ли это приемлемо для Азербайджана. Открытым остается вопрос о том, что если Россия поддержит Армению с помощью военной силы, должен ли Азербайджан вернуть территорию при помощи своей армии?  Очевидно эта неопределенность и является фактором сдерживания Азербайджана. 
 
На трехстороннем саммите в Казахстане в июне 2011 года Азербайджан выразил скептицизм по поводу последних выдвинутых в России мирных инициатив.  Он все еще рассматривает Россию как нечестного игрока, возможно, из-за амянского прошлого русского министра иностранных дел и главного посредника Сергея Лаврова, но возможно и из страха перед Pax Russica в Нагорном Карабахе, который Азербайджан рассматривает как свою территорию. Полномасштабное возобновление  карабахского конфликта поставило бы под угрозу русское влияние в Азербайджане и Турции, особенно если армяне попросят военной помощи. Безопасность нефтепровода так же может  пострадать, и Россия отдаст приоритет энергетической безопасности и финансовой выгоде над урегулированием конфликта.
 
Прямые инвестиции России на Южном Кавказе не велики, но сопоставимы по размеру с принимающими экономиками и их общем инвестиционном потоком. Более того, будучи сконцентрированы в ключевых секторах, они дают политический эффект. Грузия и Азербайджан утверждают, что Россия использует свои энергетические и транспортные системы чтобы консолидировать влияние в республиках и зарубежных делах и таким образом способствует созданию более покорных центров силы.
 
В 2003 году главный акционер ОАО РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс озвучил планы по интеграции Южного Кавказа в русскую энергетическую сеть, включающую 10 бывших советских республик. Кроме того, были озвучены планы обеспечить электрический поток из Армении в Турцию и Азербайджан. Чубайс отрицал, что  РАО ЕЭС преследует политические цели, но он был горячим сторонником Евразийской "Либеральной Империи" и его действия дали России почти полный контроль над Армянским энергетическим рынком.
 
Роберт Кочарян, являвшийся президентом Армении с 1998 по 2008, эффективно распродал Армению Чубайсу, подыграв русским политическим интересам. Газпром владеет армянской дочерней компанией АРМРОСГАЗПРОМ. Таким образом, 80% армянской энергетической структуры, включая большую часть ирано-армянского газопровода контролируются Россией. Так, Армения не может стать независимой транзитной страной в случае, если иранский газ когда либо достигнет европейского рынка. Россия так же приобрела все, кроме двух армянских гидро-электрических и ядерных станций в обмен на списывание армянских долгов.
 
В не энергетических коммерческих секторах русская авиакомпания Сибирь владеет 70% армянских  АрмАвиа. Контролируемый государством Внешторгбанк владеет 70% армянского сберегательного банка (Armenia Saving Bank). Россия эффективно скупила армянскую национальную железнодорожную сеть с инвестициями в размере 570 миллионов долларов. Россия контролирует большинство горнодобывающих операций в Армении и осуществила вторжение в ее телекоммуникационный сектор. В 2010 году Россия предоставила Армении льготный кредит в размере 500 миллионов долларов на 15 лет, чтобы помочь выбраться из финансового кризиса.
 
Степень влияния, которого достигла Россия в политике в связи с владением энергетикой и инфраструктурой вызывает споры внутри Армении.  Приемник Кочаряна,  Серж Саргсян, очевидно, настроен не так дружественно к России, но ко времени его президентства большая часть страны была уже распродана. Русское влияние в Армении означает более трудные манипуляции в Азербайджане. Россия достигла небольших успехов и мало проникла в энергетический комплекс, чем можно было бы ожидать в такой богатой углеводородами стране. Россия контролирует только один газопровод Баку-Новороссийск. Открытие в 2003 году газопровода Баку-Тбилииси-Сейхун, который обошел Россию, значительно уменьшило энергетическую зависимость Азербайджана от России. Лукойл является единственной русской нефтяной компанией представленной в Азербайджане, но не в качестве оператора и владельца акций. Баку, однако, импортирует половину газа из России. Все это позволяет двум странам выглядеть как почти равным партнерам. РАО ЕС так же имеет свою долю в электрической монополии Азэнерджи и является видным игроком на рынке.
 
Вне энергетической сферы русский алюминиевый гигант РУСАЛ вложил более одного биллиона долларов в полностью принадлежавший до этого Азербайджану завод и достиг успехов в заключении трехстороннего пакта с Азербайджаном и Ираном по поводу созданию северо-южного железнодорожного коридора.
 
Но общее количество обещанных кооперационных проектов во многом превосходит количество воплощенных, усиливая подозрение в том, что Россия хороша в заключении сделок, но слаба в их выполнении.  Россия постаралась, чтобы Грузия под режимом Сакашвили не процветала финансово, настраивая зарубежные компании и целые страны против её инвестирования, а так же введя экономическое эмбарго, наложенное на экспорт в Россию в 2006 году. После войны 2008 года некоторые контракты с Россией были разорваны. Но русский бизнес не мертв в Грузии: некоторые начатые до 2008 года продолжаются. Остается большая доля межгосударственной торговли.
 
Разделительная линия между использованием русской твердой и мягкой силы в Грузии стала более расплывчатой. В январе 2005 года энергетические линии и газопроводы на территории России, обеспечивающие Грузию электричеством и газом были взорваны. После того как Грузия переключилась на азербайджанский и иранский газ энергообеспечение страны значительно сократилось. Только когда армянские газовые резервы были истощены, возобновился нормальный режим поставок. Грузия больше не импортирует российскую электроэнергию для местного использования, только для внешнего транзита. Самая значительная неудача России состояла в ее попытке купить газопровод, пересекающей Грузию - частично потому, что Грузия установила маловыполнимые условия, так же как они сделали во время переговоров по вступлению России в ВТО. Однако Россия продолжает инвестиции в инфраструктуру и обслуживание таких отраслей, как транзит энергии и газа,горнодобывающая промышленность.
 
РАО ЕС владеет большей долей в грузинской энергетической отрасли и управляет энергетической станцией Ингури. Многие эксперты в Грузии считают, что инвестиции некоторых других стран (например индийские инвестиции в гидроэлектро энергетику) делаются в российских интересах. 
         
Самый серьёзный русский экономический рычаг по отношению к Азербайджану и Армении это рабочие мигранты и их денежные переводы. Например, приблизительно 2 миллиона граждан этих стран, работающих в России, отсылают домой 2,5 биллиона долларов, что составляет 10% от ВВП. Азербайджанская диаспора, проживающая в России, представляет собой особо уязвимую мишень, особенно с тех пор как Россия стала угрожать депортировать нелегальных рабочих и ввести визовый режим.
 
Русские финансовые интересы на Южном Кавказе часто экономически спорны, хотя некоторые предполагают, что принадлежащий России бизнес в регионе снова станет доходным. На сегодня однако,этому мало доказательств.
  
Потенциальное влияние и многонациональные организации.
 
Русское влияние на Южном Кавказе проистекает из экономического присутствия и является средством для достижения цели как и в Грузии, так и в Армении и других странах региона. В Армении это можно увидеть на примере свободного визового режима с Россией, альянса между правящими политическими партиями и межправительственными комитетами, согласными "на одновременное принятие идентичных национальных законов и зарубежных политических концептов".  Экономические уступки России предоставляют немного гарантий для армянской безопасности, которая, очевидно, гарантируется через членство в ОДКБ. В принципе, если Азербайджан предпримет военные действия против Армении на международно признанных территориях, ОДКБ вынуждена была бы действовать в интересах Армении. В то же время не одно государство не признало Нагорный Карабах частью Армении, так что Россия и ОДКБ находятся в безвыходном положении. В Ереване нет консенсуса по поводу российских обязательств. Военная интервенция была бы не легкой - у России и Армении нет общих границ, так как они разделены Грузией и азиатские страны ОДКБ не предоставили бы военную помощь. Интервенция в поддержку армянского управления над международно не признанной территорией  могли бы еще больше повредить положению ОДКБ. Однажды проявленное бессилие может привести к смерти. Это означало бы значительное изменение имиджа России, особенно в центральной Азии, где организация является авторитетной.
 
Большая часть российского военного оборудования. выведенная из Грузии после войны 2008 года не вернулась назад в Россию, но была направлена на русскую военную базу Гюмри в Армении. Соглашение об аренде этой базы было продлено до 2044 года и теперь включает гарантии против общих угроз. Хотя до сих пор не ясно какой вид угроз вызвал бы русский ответ, это дает России плацдарм в Армении на годы вперед.
 
Политическая картина в Азербайджане отражает экономическую: Россия практически не имеет прямого контроля, но удовлетворена нынешним правительством, с предсказуемым авторитарным стилем которого ей легче иметь дело, чем с более или менее прозападной администрацией. Путин был первым лидером, который встретился с Ильхамом Алиевым при его вступлении в должность президента в 2003 и кто поддержал его сначала, в противовес западу.  
   
Наконец движения Неприсоединения, Организация экономического сотрудничества (ОЭС), ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова) и Организация черноморского экономического сотрудничества (состоит из всех трех рассматриваемых государств и 9 других прибрежных и не прибрежных членов) практически не имеют влияния на своих Южно-Кавказских членов. Но они напоминают Южно-Кавказским государствам об их небольшом, но независимом месте на мировой арене. Организация черноморского экономического сотрудничества является наиболее прорусской, ГУАМ более западно ориентированна,но была разрушена во время войны 2008 года. Организация ОБСЕ, членами которой являются все три рассматриваемых государства и Россия была ослаблена Россией из-за несогласий по поводу программы институционального продвижения демократии. 
 
Наконец, Путинский "Евразийский Союз" - проект, представленный сразу же после подтверждения его амбиций избираться на второй срок, является последней попыткой склеить разбитую чашку.  Его цель - однородность политических взглядов и территориальное единство по типу Советского Союза. Любое сходство с СССР отрицается, но можно ожидать, что эта идея будет продвигаться более упорно, так как Путин ищет популистских способов отвлечь внимание от неудач дома и за границей. Если энтузиазм по поводу экономического союза по типу Таможенного Союза среди других советских государств слаб, то тем более будет слаб энтузиазм их для этого следующего шага. Евразийский союз является фантазией Путина.
 
Культура, образование и религия.
 
В отличии от Центрально-азиатских государств, этнические русские составляют сравнительно небольшую долю населения на Южном Кавказе: 0,5% в Армении, 1,8% в Азербайджане и 1,5% в Грузии. Российская политика по отношению к диаспорам на Южном Кавказе усиливает культурный аспект и аспект безопасности. Интересы бизнеса и экономики едва упоминаются. Русский язык остается языком международного общения в регионе. Официальная политика подчеркивает важность сохранения этого языка в Евразии и выступает за поддержку изучения русской культуры и традиций. 
 
Но эта политика проваливается, изучение и использование русского языка сокращается по всему региону. Во многом это происходит благодаря ограничению использования русского языка в СМИ и возрастающему интересу к другим языкам. Будущее русского как второго языка зависит от политических, экономических и социальных отношений с Россией.
       
Южно-кавказские этнические группы, проживающие в России, являются потенциальными рычагами давления и "смягчителями" русской политики в регионах. Например, армяне и грузины чаще всего являются постоянным населением в России, в отличие от других этнических групп, которые мигрируют в Россию для заработков. Грузины в России включают представителей абсолютно всех социальных слоев. Многие имеют русское или двойное гражданство, большое количество состоит в браке с россиянами. Предполагается, что это может помочь России создать более смодулированную политику по отношению к Грузии, хотя доказательств этой теории нет, и различие между мигрантами и гражданами для Кремля имеет значение. 
 
Что касается образования, Московский Государственный Университет имеет свое отделение в Баку, где преподают в основном профессора, приезжающие из России. Проводятся русские культурные и образовательные события, и в области науки тоже существует сотрудничество. Базирующийся в Москве Открытый Университет СНГ является интернет-университетом в традиции советского университета Дружбы Народов. Хотя Грузия и Армения имеют свои собственные ответвления Православной Церкви, парадоксальным образом Русская Православная Церковь имеет больше влияние в секулярном мусульманском Азербайджане, где существует самая большая русская диаспора. В Армении, где 98% населения - члены Армянской Апостольской Церкви, не существует потенциальной паствы. Существует Русская Церковь в Ереване и приходы РПЦ на Севере, но если религиозное влияние церкви ограничено, то политическое ограничено в еще большей степени. Влияние РПЦ в Армении более ограничено, чем в Грузии, где ответвление Православия ближе к русскому. Отношения с Грузинской Православной Церковью остаются сложными. Планы русского Патриарха (который посетил Азербайджан и Армению в 2009) посетить Грузию были разрушены потрясениями последовавшими за войной 2008 года, хотя грузинский и русский Патриархи поддерживают отдаленные связи. Все отделения Абхазской Православной Церкви желают признания со стороны России, Москва такого признания не дала, возможно потому, что это могло бы разрушить цели Русской Православной Церкви по отношению к Православной Церкви на Украине.
 
Постановление Медведева от февраля 2011 года о том. что русские духовные лица могут участвовать политике предполагает, что церковное влияние в политике и соответственно в зарубежной политике должно возрасти.  За последние два года влияние совместно действующих российского Министерства Иностранных Дел и Русской Православной Церкви в Евразии разрастается. Патриарх Кирилл подчеркнул роль, которую играет церковь в обеспечении духовного единства православных христиан славянского происхождения, что иногда распространяется на область политики. Отсюда - призывы к усилению роли православной церкви в образование и армии.