Духовно-нравственные, культурные и гуманитарные аспекты в создании модели многополярного строя

06.08.2012

Сегодня мир является свидетелем существования двух полностью противоположных тенденций: крайнего универсализма и релятивизма в нравственных и правовых областях. С одной стороны, некоторые, прикрываясь лозунгом крайнего универсализма, занимаются навязыванием другим своих специфических ценностей в рамках культурного единоообразия, не отказываясь при этом от применения военной силы для распространения своих взглядов. С другой стороны, сторонники культурного релятивизма, под предлогом наличия специфических культурных потребностей для каждого специфического места, считают, что общечеловеческие принципы и ценности изжили себя в мировом масштабе. В сегодняшнем мире, наряду с возрастающими усилиями, направленными на достижения единообразия, а также экономической, политической и культурной гегемонии, имеют место и иные важные тенденции, а именно стремление к культурному разнообразию и плюрализму. Всемирная Декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии, которая была принята в 2001 году, и содержащийся в ней план действий из 20 пунктов, который обсуждался и рассматривался в 2003 году на Первом Всемирном саммите по информационному обществу в Женеве, стали новым словом в правовом аспекте вопроса о культурном разнообразии по сравнению с положениями, которые были сформулированы ранее во Всеобщей Декларации прав человека. В этой Декларации культурное разнообразие провозглашено частью общего гуманитарного наследия человечества, которое является необходимым для человечества источником обменов, новаторства и творчества и потому должно быть признано и закреплено в числе основных прав человека в интересах нынешнего и будущего поколений. Четыре основных элемента этой Декларации заключаются в констатации единства культурного разнообразия и плюрализма, культурного разнообразия и прав человека, культурного разнообразия и творчества и культурного разнообразия и международной солидарности. В данной Декларации культурное разнообразие названо этическим императивом и ярким подтверждением уважения гуманитарных ценностей. Защита культурного разнообразия также подразумевает необходимость обязательств, связанных с уважением прав человека и соблюдением основных свобод, особенно прав меньшинств и коренных народов. В Декларации заявлено, что культурное разнообразие необходимо человечеству в той же мере, в которой для природы является необходимым видовое разнообразие. Культурный плюрализм неотделим от демократии, и никто не должен под предлогом культурного разнообразия попирать гарантированные международными законами права человека,  или ограничивать сферу их применения.

Здесь я бы хотел бы, опираясь на веру и твердую убежденность в правильности принципа культурного разнообразия для всего мира, привести основные доводы, свидетельствующие о заинтересованности моей страны в сохранении евразийских интеллектуальных и культурных основ. Как и все остальные евразийцы, мы выступаем за сохранение и развитие разнообразных расовых, национальных, религиозных и культурных традиций во всем мире. Мы выступаем против нарушения неотъемлемого права народов на самостоятельный выбор исторического пути развития под предлогом установления нового миропорядка и глобализации. Поэтому, как все евразийцы, приветствуя культурное общение и наличие разнообразных ценностей, мы являемся сторонниками свободного диалога между народами и цивилизациями и, разумеется, одновременно опираемся как на традиции, так и на необходимость творческого и новаторского подхода в вопросах культуры. Исламская Республика Иран, являясь решительным противником однополярного режима и нерасчетливого навязывания всему миру чужих ценностей, выступает за необходимость интеграции и совместных усилий различных цивилизационных структур по всему земному шару, направленных на формирование многополярного строя в системе международных отношений на основе диалога между крупнейшими культурными и цивилизационными общностями человечества. Исламская Республика Иран в этом вопросе однозначно защищает идею "коалиции цивилизаций" в противовес идее "войны цивилизаций". Исламская Республика Иран в качестве весьма важной части величественной исламской цивилизации, будучи глубоко убежденной в возможности сотрудничества и культурной интеграции с другими важнейшими цивилизациями, в том числе с соседними культурами, исторически существующими в рамках православия, идее культурного вторжения и агрессии предпочитает идею цивилизационного и культурного сотрудничества и интеграции.

    Мы, как и все евразийцы, считаем, что каждая из существующих в мире религий и верований является частью общего наследия человечества, и несмотря на то, что наиболее важными среди них мы считаем авраамические религии, мы подчеркиваем необходимость защиты всех религий. Исламская Республика Иран, основываясь на религиозном учении Ислама, отрицает грубые материалистические подходы и внедрение культуры потребительства и считает, что большинство проблем и трудностей западной материалистической культуры коренится в отсутствии внимания к природе человека и взглядах на мир, основыванных на личной выгоде и поиске удовольствий. К сожалению, для сегодняшних материалистов не имеет ценности ни прошлое, ни будущее, тогда как мы, напротив, придаем огромное значение развитию духовных и наравственных ценностей. Мы очень рады видеть, что евразийская интеллектуальная элита солидарна с мусульманскими учеными в критической оценке основных корней экономических кризисов, которые охватили западный мир, поскольку все мы уверены в том, что потребительская культура Запада и главенство западных стран в вопросах духовно-нравственных ценностей является основной причиной их проблем. Исходя из этого, до тех пор пока не преодолен духовный кризис западного мира, нельзя надеяться на окончательное освобождение Запада от экономических и нравственных кризисов. До тех пор, пока не будет решен этот вопрос, Запад по-прежнему будет делать ошибки и сталкиваться с разнообразными кризисами в политической, культурной и других областях.

    Так же, как все евразийцы, мы признаем ценность всех народов, населяющих нашу планету (начиная с тех, кто создавал великие цивилизации, и заканчивая малочисленными народами, которым нелегко защищать собственные традиции) и считаем диалог и взаимопонимание важнейшим и основным инструментом укрепления интеграции цивилизаций и культур. Мы также считаем, что уничтожение любого народа и любого значимого строя является невосполнимой потерей для всего человечества, и убеждены в том, что однополярное мироустройство способствует навязыванию всему миру одинаковых культурных, экономических и политических ценностей, и главным результатом культурной экспансии однополярного мира станет уничтожение разнообразных ценных политических устройств.

    Понятно, что многообразие наций, культур и традиций является "величественным явлением", символизирующим развитие и божественную соразмерность человеческой цивилизации. Не являясь сторонниками изоляционализма, мы не разделяем и стремление к присоединению к другим любой ценой. Мы убеждены в том, что каждая из наций, населяющих земной шар, имеет право на самостоятельный выбор своего исторического пути, и никто не в праве принуждать народы к отказу от своей уникальной самобытности. Исламская Республика Иран, уважая международные принципы прав человека, ставшие плодом длительного опыта человечества, и отрицая низведение универсальных принципов прав человека до уровня материалистических запросов западного человека, также убеждена в том, что права народов не могут быть меньше, чем права человека. Исламская Республика Иран, приветствуя процесс региональной экономической интеграции, также осуждает и считает неприемлемымым любое использование международных валютных инструментов в качестве рычага давления на независимые страны.

    В заключение я хотел бы от имени Исламской Республики Иран подчеркнуть важность той роли, которую великие авраамические религии могли бы сыграть в ликвидации большинства проблем, стоящих сегодня перед человечеством, поскольку общие основы этих религий и наличие сходных целей, заключающихся в придании смысла человеческой жизни, могут открыть дорогу к миру, в котором любовь займет место ненависти, взаимопонимание придет на смену подозрительности и вместо тревоги и нестабильности наступит эра безопасности и надежды на лучшее будущее для всего человечества.