Теология и хозяйственная деятельность
В первой статье был обозначен начальный этап возникновения экономики человека. Первогрех, совершенный человеком в свободной воле, привел к изменениям в природе человека. Новые свойства стали частью человеческой сущности: страстность, тленность и смертность. Все последующие после Адама люди несут в себе это искажение, ставшее нормой человеческого бытия. Свершенным грехом Адам отдалил себя от Творца, не имея возможности сохранения прежнего способа непосредственного общения. Наивная попытка первых людей спрятаться от вездесущего Бога среди деревьев, создать мнимый, искусственный мир, в котором, по их представлению, они были бы свободны от Творца, предаваясь следствию греха, продолжая пользоваться благами рая, становится характерной чертой поведения человечества.
Изгнание из рая и потребность самостоятельной добычи необходимых для жизни продуктов, в условии самопротивопоставления себя окружающей природе, стали базой формирования хозяйственной деятельности человеком. Грех гордости, разрастаясь, незамедлительно проявился в отношениях Каина и Авеля и продолжил уничижать, искажать природу человека более и более в форме тщеславия, сребролюбия, зависти.
Библия повествует, что Господь не оставил человека наедине с собой, сохранив Свое попечение о нем, при этом не вредя свободной воле уклонившегося. У Бога ничто не оставлено без промышления и попечения: ничего напрасного и случайного не было и не бывает. Его попечение простирается на все существующее, на мир, видимый и невидимый, на царства и, на частные, казалось бы, незначительные проявления жизни через действие тех законов, которые при творении были заложены в основу всего мироздания. Господь постоянно присутствует в мире и не оставляет Своего попечительства ни на миг (см. Пс. 138).
Христианское вероучение рассматривает хозяйственную деятельность человека через действие промысла Божия, Его икономию (домостроительство) от создания мира.
По завершении шести библейских дней творения, Господь продолжил попечение о творении, слово Его не возвращается тщетным, но исполняет все, что Ему угодно, совершает все, для чего послано, во славу Господа (см. Ис. 55:11). Все происходящее в мире существует по воле Божией, которой содержится и разумно управляется. Действие это всесильно, неизменно, никем и ничем непобедимо.
Божественная воля действует в соответствии с человеческой свободой, в предвидении свободно-разумных действий. Эта воля – всегда спасительная, которая может создавать полезное людям во всех превратностях их блужданий. Бог наперед знает и помыслы человека, и чувства, и дела (См. Пс. 138:2–4; 118:168). Он не предопределяет ход человеческих мыслей, не сковывает их. Свобода человека — это дар Божий, и ее не касается Творец, не может коснуться и дьявол. Промысл Божий направлен на добровольное желание человека истребить в себе страсть гордости, исправить нанесенное самому себе повреждение души. Человек призывается к восстановлению в себе первобытного состояния чистоты и гармонии, в котором он находился до падения, в возвращении к первозданной цельности. Спасение его заключается в воссоздании всего нарушенного миропорядка, в том числе и подобия Богу. Воспитать человека, не подавляя его свободы, возвести его в достоинство сына Божия – сложнейшая задача, абсолютно неразрешимая для людей и потребовавшая даже от Бога величайшей жертвы.
Господь попускает скорби человеку через других людей, суть Свои орудия. Бог исправляет добрых людей чрез злых, творит созидателя и губителя для истребления (Ис. 54:16). С обеих сторон противостояний людских – творения Создателя. Святые отцы наставляют: все от Бога – и благое, и скорбное, и недостойное, но одно – по благоволению, другое – по домостроительству, третье – по попущению. По благоволению – когда живет человек добродетельно, безгрешно, благочестиво, ибо угодно Богу. По домостроительству – когда человек, впадая в ошибки и погрешения, бывает вразумляем. По попущению – когда, человек не вразумляется и не обращается к Богу.
Может ли Бог восстановить человека иным способом, без участия человека? Святитель Афанасий Великий размышлял, что это, конечно, показало бы могущество Его, но было бы вредно людям. Они от этого научились бы грешить и вскоре пали бы снова; тогда опять надлежало бы их прощать, и не было бы конца таким прощениям, а люди бы все становились хуже и хуже. С гордостью человек не может спастись. При наличии гордости он и в раю опять может отпасть от Бога.
Человеческая экономика пребывает в домостроительстве Божьем. Суть икономии Господа – привести к Богу творение, некогда отпадшее от Него. Человек не может быть вне этого: ибо все из Него, Им и к Нему (Рим. 11:36). И если, что-либо было изъято из Его промысла – разрушилось бы и погибло, все Им стоит (Кол. 1:17). Невозможно без Бога довести и дела до конца: если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс. 126:1,2).
Господь попускает какое-то время вершиться делу по желанию человека, но результат самостоятельности – болезни, нестроения и разобщенность. Потворствуя страсти, человек теряет часть своей свободы и становится рабом страсти. Каждым своим волевым актом он или разрушает, или созидает свой человеческий дух. Погрузившись в суету земного, человек не видит поражения своей души. Он стал рабом земли, рабом житейских попечений, уподобляясь скотам несмысленным (Пс. 48:13). В свободном выборе человека стремиться или к высшему достоинству, или к тому, к чему влечет его низшая природа. Грех разрушает свободу человека, делает его безвольным и беспомощным. Господь, видя сердце человека, попускает ему скорби, болезни, разорения и нестроения, чтобы человек смог прозреть, увидеть свое падение. И пока не увидел этого, он очень далек от исцеления, делающий грех есть раб греха (Ин. 8:34).
Бог не создавал зла, Он сотворил только благое, следовательно, никто другой, кроме самих нас, не может нам вредить. Грех не есть нечто реальное, а есть только призрачная противоположность истинному бытию. Грех происходит против желания Божия, не от Бога, по Его, однако, попущению.
В промысле Господь попускает зло как орудие для спасения человека. Однако зло находится под Его контролем, так как именно Бог определяет границы, в которых зло может действовать. Если Он не попустит – ничего произойти не может, за всем следует видеть руку Божию, очищающую человека от всего греховного, что затаилось в душе. Дьявол соблазняет людей на зло, но не способен принуждать их творить зло без их согласия, не может одолеть тех, которые ему не покоряются. И если попустил Господь искушение, то оно не превышает сил искушаемого (см. 1 Кор. 10:13).
Святитель Феофан Затворник обращает наше внимание: «Даром ничего не проходит. Помощь Божия всегда готова и всегда близко, но она уделяется только ищущим и трудящимся, и притом тогда, когда ищущие переиспытывают все свои средства <…> и полным сердцем начнут взывать: “Господи, помоги!” А пока остается хоть малое чаяние от своих способов, Господь не вмешивается сюда, как бы говоря: “Чаешь сам достигнуть! Ну и жди…” Но, сколько ни будешь ждать, ничего не будет».
Спасение души человека заключается в расторжении общения с сатаной и в восстановлении общения с Богом. Именно так следует воспринимать Божественное попечительство о человеке и его домостроительстве. Господь посылает человеку не только скорби, но и силы на их преодоление. Святые отцы утверждают – без помощи Бога человеку не пройти через скорби.
Каждый, вступающий в хозяйство, занимает в нем свое, как бы приуготовленное ему место, наиболее для него полезное. В ситуацию, в которой он мог бы наилучшим образом познавать себя: кто он есть, кто он есть перед лицом Бога.
Человек погружается в водоворот страстей: гордыню от достатка, чревоугодие, зависть. Господь устраивает внешнюю жизнь человека в полном соответствии с его внутренним духовным состоянием, с точки зрения обращения больного страстями человека к познанию себя: сластолюбия, сребролюбия и славолюбия. Господь промыслом Своим подводит его к ситуации, когда человек сможет увидеть, что страсти – это болезнь.
В выборе пути человек не одинок, его постоянно искушают бесы на воровство, непослушание, превозношение над другими. И происходит борение человека с соблазнами: отвергнуть или принять, подчиниться страстям. Эта борьба всегда происходит, но видна лишь при внимании себе. Господь лечит душу, порою, тем же наказанием, что и совершенный грех: ты украл — у тебя украдут, ты не заплатил — тебе не заплатят, ты оговорил — тебя оговорят. Меру «лекарства» определяет Спаситель. Человек, свершая зло, в ответ получает в своей жизни схожее по глубине воздействия событие, отмеренное весами Бога, – не человеческой мерой, а Его мерою. И мера эта может превышать понятие человеческой справедливости. Это не торг – это исцеление души. Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого не грабили! Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя (Ис. 33:1).
Правда Божия достигает человека неожиданными путями и доходит до человека, когда он готов, подготовлен и созрел принять решение Суда. После неправедного поступка человеку может быть отпущено какое-то время идти путем зла, пока не появится готовность увидеть и понять свершенный грех. Правда Божия может медлить, потому что в основе своей она направлена не на возмездие, а на спасение. Она не мстительна, она стремится вызвать в том, кто поступает неправо, перемену мыслей, перемену сердца, то есть обращение и покаяние: не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мк. 2:17).
Человек, являясь клеточкой единого взаимосвязанного сотворенного организма, воздействует состоянием души на других. На ближних – более, но и на все человечество. Болезнь греха, поразив родителя, передается наследникам как предрасположенность к родовому заболеванию. Дети не несут за это ответственность, но наследуют в чем-то характер родителей, в том числе и родительскую расположенность ко греху. Понесет наказание лишь согрешающая душа, праведный жив будет (Иез. 18:4-22). Милосердный Господь не налагает бремя болезней и разорения раз и навсегда, человеку доступно искупление и отсрочка последствий греха (Иер. 18:7–10). За грех одного может послать Господь свое лечение до четырех поколений из рода грешника, за благие же поступки дает благодать до тысячи поколений праведника (Исх. 20:5,6). За грех — до четвертого рода, а за милость — до тысячи родов. Ибо благость Божия дает без меры, а наказывает умеренно.
Праведность определяется не только нравственностью, но и степенью смирения человека и степенью видения им своей неправедности. Нищета, страдание, которое по попущению Божиему коснутся человека, могут помочь ему изжить гордыню, научиться состраданию.
Господь не может привести человека в Царство Божие без участия самого человека. Человек может что-либо творить только при воспомоществовании Бога. В свободе своей человеку доступно и вред себе наносить. Поддаваясь страстям в экономическом устремлении своем, человек вредит себе, отвергая преграды защиты своей в виде нравственных законов, и бежит к погибели. Бог не желает, чтобы человек приходил к Нему без осознания и без рассуждения, не налагает на человека никакой тирании. Блаженный Августин утверждал: «Бог признал лучшим зло обращать в добро, нежели вовсе не допускать зла, потому что, будучи всеблагим, Он никаким образом не допустил бы зла в делах Своих, если бы не был столь всемогущ и благ, чтобы не мог от зла произвести благое, доброе».
Своим промыслом Господь опосредует действия человека. Через его свободу проявляется Творец как действующая причина мира. Но если человек уклоняется от намерений Божиих, то другие вступают на место его, чтобы исполнить. Если и они не исполнят, то вызваны будут третьи, четвертые, пока, наконец, не явятся те, кто верно исполнит.
Творец промыслом дает человеку только благое, только то, что способно излечить душу свободного творения. Это действие вездесущее, премудрое, пронизывающее все стороны жизни создания. Увлекаясь мирской хозяйственной деятельностью, человек постоянно сталкивается с действием этой благой Воли, помогающей спастись или препятствующей ослепленному суетой человеку пасть ниже. С благодарностью принимая помощь Священного Предания, мы сможем увидеть ряд закономерностей действия Промысла, которые отмечали ученые в своих наблюдениях за экономикой.