АТЭС vs АСЕАН
Региональная интеграция против глобалистского проекта
И АТЭС, и АСЕАН представляют собой международные экономические объединения Азиатско-Тихоокеанского региона. В российском политическом дискурсе они обычно идут в одной связке и воспринимаются как нечто общее. Так, в Концепции внешней политики России за 2016 год говорится: «Продолжится активное участие России в основных интеграционных структурах Азиатско-Тихоокеанского региона – форуме “Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество”, механизмах партнерства с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)…». Тем не менее «основные интеграционные структуры» в корне различны по своей сути.
АТЭС
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) – это форум 21 экономики АТР, основанный для сотрудничества в области региональной торговли и либерализации капиталовложений. В странах-участницах АТЭС проживает около 40% мирового населения, на их экономики приходится приблизительно 54% ВВП и 44% мировой торговли.
АТЭС декларирует в качестве своих целей повышение экономического роста, процветание в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества. Разумеется, подобные формулировки носят самый общий и абстрактный характер и потому не могут передать подлинную сущность и степень эффективности формата.
АТЭС образовано в 1989 году в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. Объединение не имеет жесткой организационной структуры и устава и потому (с юридической точки зрения) не может называться организацией. Данный международный формат действует в качестве консультативного органа.
Создание форума АТЭС свидетельствует о двух тенденциях в современной мировой политике: глобальной интеграции с одной стороны и регионализации с другой. При этом в мировой системе политических и экономических отношений наблюдается сдвиг от евроатлантического центризма в пользу АТР.
Характерно, что инициаторами и участниками первой встречи в рамках формата стали западные страны и их региональные сателлиты – Австралия, Новая Зеландия, Канада, США, Республика Корея, Япония, Индонезия, Филиппины и др. Китай присоединился к форуму в 1991 году, а Россия и Вьетнам – в 1998. Таким образом, правила игры, задаваемые в объединении, следуют из принципов и установок неолиберальной экономики, фундаментальной целью которой является «либерализация» по унифицированному образцу (то есть, размывание барьеров в виде границ национальных государств). В книге «Великая шахматная доска» Збигнев Бжезинский утверждал, что участие США в АТЭС позволит им стать главным действующим лицом в делах региона.
Закономерно, что так называемые «Богорские цели», принятые в 1994 году на неформальной встрече лидеров и министров стран АТЭС, провозглашают об обязательстве «достижения свободной и открытой торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе не позднее 2020 года». Развитым странам-участницам АТЭС предписывается завершить торгово-экономическую либерализацию к 2010 году, новые индустриальные страны (НИС) - 2015, а развивающиеся - 2020. Также одной из задач Богорской декларации было воздействие на сомневающихся в целесообразности создания ВТО.
Следует подчеркнуть, что достижение целей АТЭС в декларации видится, в частности, через «противодействие созданию внутрирегиональных преференциальных торговых блоков», «фактическое сокращение торговых барьеров», «упразднение административных и других препятствий на пути развития торговли и инвестиций». Отсюда следует вывод, что западные страны – инициаторы создания форума - стремились противодействовать созданию региональных экономических полюсов (способных нанести ущерб западным интересам) в таком значимом регионе как АТР.
Участие в форуме не западных держав – Китая, Вьетнама, России, Перу свидетельствует о том, что эти государства в настоящий момент вынуждены играть по написанным не ими правилам. При этом наличие в рамках одного формата таких разных по цивилизационной принадлежности страна как США и Канада с одной стороны, Китай и Вьетнам с другой, а также Россия, Перу ставит под сомнение ее эффективность для всех стран-участниц.
АТЭС представляет собой характерное для современной глобальной экономики объединение развитых (в западном понимании) и развивающихся стран. Поэтому работать такое объединение будет заведомо в интересах государств, находящихся на более выгодных позициях, а именно, западных держав, пишущих правила глобальной «свободной» торговли. Выдвигаемые западными странами принципы либерализации не отвечают интересам развивающихся стран. Так, попытки англосаксонских стран включить в Богорскую декларацию конкретные положения (вроде создания зоны свободной торговли посредством переговоров) были блокированы Малайзией и Таиландом.
При этом участие в АТЭС может служить интересам китайской экономики, функционирующей по современным рыночным стандартам и добившейся здесь внушительных успехов. Китайская экономика является конкурентоспособной, интегрированной в глобальную экономику. На данном этапе из не западных стран, пожалуй, только Китай способен отстоять свои экономические интересы в рамках АТЭС. Китай и США представляют собой своеобразную региональную биполярность.
Хотя цели АТЭС декларируются исключительно как экономические, у такого объединения не может не быть политического подтекста. Строительство единого экономического пространства (а именно такова основная цель формата) невозможно без наличия единых политических ценностей и целей (например, признание западной либеральной демократии и западного понимания прав человека в качестве нормативных, как в случае с ЕС). Разумеется, у таких значимых участников формата как США, Китай, Россия политические цели различны. Китай и США находятся в отношениях тесного экономического партнерства, но при этом являются конкурентами за лидерство в АТР. Также периодически обостряются отношения между региональными игроками (Китай – Япония, Тайвань – Китай, Россия – Япония и т.д.). Кроме того, дальнейшая глобализация и размывание традиционных барьеров не в интересах развивающихся экономик – участниц АСЕАН.
В целом, АТЭС представляет собой достаточно аморфное образование, обусловленное разнонаправленными тенденциями в сфере мировой политики, экономики и международных отношений. Правила игры в рамках АТЭС задаются по разработанной западными державами политической и экономической сфере, при этом объединение раздирают региональные конфликты интересов политического и экономического характера. Молодые развивающиеся экономики региона близки к тому, чтобы вырабатывать собственные правила игры, что скажется и на климате в АТЭС.
АСЕАН
Принципиально иное явление представляет собой Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Это политическая, экономическая и культурная субрегиональная организация государств Юго-Восточной Азии, образованная 8 августа 1967 года в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН» (более известна как «Бангкокская декларация»). Юридическое оформление АСЕАН состоялось только в 1976 году после подписания на острове Бали Договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.
Данное объединение необычно тем, что представляет собой региональный интеграционный проект, возникший в эпоху биполярного мира, что совсем не характерно для той эпохи. Поэтому значение АСЕАН возрастает в наши дни, когда тенденция к региональной интеграции является одной из преобладающих и останется таковой в долгосрочной перспективе.
АСЕАН – первая в ЮВА группировка, созданная в целях экономического и культурного сотрудничества по инициативе стран региона без участия западных стран.
Основателями АСЕАН стали Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. В 1984 году к организации присоединился Бруней-Даруссалам. Позднее членами АСЕАН стали Вьетнам (1995 г.), Лаос и Мьянма (1997 г.). Первоначальными мотивами объединения были стремление обеспечить региональную безопасность путем совместной борьбы с терроризмом, региональная экономическая интеграция с целью более эффективного экономического развития, недоверие к ведущим державам.
Государства-основатели АСЕАН сделали ставку на уникальные географические, хозяйственные, культурные особенности региона, сделав их основой дальнейшего политического и экономического развития с опорой на традиционные, исторически сложившиеся отношения добрососедства. Стратегическую цель Ассоциации можно определить, как суверенное региональное развитие, то есть, формирование нового геополитического полюса по цивилизационному признаку. Целями в среднесрочной перспективе стали хозяйственное развитие, обеспечение региональной безопасности в интересах региональных субъектов, расширение сотрудничества и взаимопомощи в области экономики, культуры, науки, техники и подготовки кадров, повышение уровня жизни народов из стран-участниц.
То есть, страны-участницы АСЕАН действовали со здравым прагматизмом, частично изолируя регион от внешнего влияния (с точки зрения неолиберального экономического подхода такой регионализм считается «дискриминационным»). Так, согласно статье 11-й «Договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии» «Высокие Договаривающиеся Стороны стремятся укреплять свою национальную устойчивость в политической, экономической, социокультурной сферах, а также в области безопасности в соответствии с собственными идеалами и стремлениями, без вмешательства извне и внутренней подрывной деятельности в целях сохранения своей национальной самобытности».
При этом сотрудничество с государствами или международными организациями вне региона не исключалось. Но оно предполагалось в той мере, в какой служило интересам народов, населяющих государства-члены АСЕАН.
Более чем сорокалетняя история успешного развития АСЕАН, превратившего его в серьезную региональную силу, демонстрирует правильность решения о создании Ассоциации. Кроме того, как показало время, это решение предвосхитило мировую тенденцию к полицентричности по цивилизационному признаку, оказавшись исторически выигрышным.
Государства ЮВА объединены общими культурными традициями, менталитетом (на который наложили отпечаток несколько религиозных традиций – буддизм, индуизм, ислам и христианство), климатическими условиями, сходностью экономик, обусловленной одинаковостью производимых в странах Ассоциации сельскохозяйственных товаров. В настоящее время население стран АСЕАН составляет около 600 миллионов человек. Совокупный ВВП стран АСЕАН на 2015 год – 3,6 трлн долл. по сравнению с 2010 годом, когда он составлял 1,5 трлн долл.
Последние годы Ассоциация демонстрирует уверенные темпы экономического роста. Следует подчеркнуть, что АСЕАН преследует не только узкие хозяйственные и экономические, но и политические цели. В случае с такой организацией как АСЕАН наличие общих политических целей оправдано: туда входят государства, объединенные общим цивилизационным пространством и ценностной системой. Это действительно цели, соответствующие устремлениям всех участников Ассоциации (в отличие, например, от АТЭС).
В ноябре 2007 года государства АСЕАН подписали Устав АСЕАН, который придает Ассоциации статус международного юридического лица, что вывело организацию на новый уровень в регионе. В настоящий момент АСЕАН активно развивает экономические и политические отношения с такими ключевыми региональными игроками как Китай, Россия, США, а также Япония, Республика Корея. Во внешнеполитической сфере АСЕАН, являющийся центральным интеграционным ядром в АТР, неуклонно наращивает свое влияние на региональные политические процессы. Растущее влияние АСЕАН признается, в частности, США, которые не хотят упускать возможности оказывать влияние на это объединение. В 2016 году впервые прошел саммит АСЕАН – США на американской территории (в Калифорнии), на котором Барак Обама заявил о намерениях США «играть более широкую и долгосрочную роль в регионе Юго-Восточной Азии».
В настоящее время АСЕАН представляет собой устойчивую, динамично развивающуюся международную организацию с растущим экономическим потенциалом и политическим влиянием на региональные процессы. Как объединение, созданное по цивилизационному признаку и имеющие своей целью сохранение культурного и хозяйственного суверенитета стран-участниц, АСЕАН имеет все шансы стать одним из полюсов формирующегося многополярного мира.
АТЭС и АСЕАН являются прямо противоположными по своей сути международными объединениями. Первое живет по написанным на Западе правилам неолиберальной экономики и преследует политические цели унификации региона, превращения его в единый рынок товаров и услуг в интересах США как кластера ТНК. АТЭС включает в себя различные по своей цивилизационной принадлежности и экономическому развитию государства, которые, тем не менее, должны следовать западным правилам и ценностям, принятым в качестве универсальных. Политический суверенитет членов АТЭС не соответствует интересам США и потому подлежит постепенной ликвидации.
АСЕАН – первое интеграционное объединение регионального формата, целями которого является сохранение цивилизационной самобытности, экономического и политического суверенитета стран-участниц. Члены Ассоциации имеют единую культурную и ценностную принадлежность, сходные экономические и политические интересы. АСЕАН – аналог ЕАЭС в субрегионе ЮВА. В этом аспекте экономическое, а особенно политическое сотрудничество между Россией и АСЕАН обосновано исторической логикой и имеет большие перспективы, чего нельзя сказать об АТЭС.