Накануне саммита НАТО: скандалы, ротации, перспективы
В ходе подготовки саммита НАТО в Варшаве становятся очевидны основные тенденции, согласно с которыми будет осуществляться дальнейшая работа этого военно-политического блока. Тогда как сдерживание России, кибервойна, создание многонациональных интегрированных батальонов и пр. остаются официальной повесткой, европейская общественность больше обеспокоена о том, нужна ли вообще конфронтация с Россией, за счет чего и кого будут вводиться новшества и как это отразится на рядовых налогоплательщиках.
По данным немецкого издания "Франкфурт Аллгемайне" согласно результатам опроса 64% выступает против эскалации отношений с Россией через активность НАТО. Только 9% высказалось за дальнейшее укрепление НАТО и усиление воинских контингентов у границ с Россией.
Военное руководство Германии взвешенно подходит к проблеме своего участия в будущих действиях Североатлантического альянса, тогда как политики продолжают являться исполнителями воли Вашингтона.
Крайне важно отметить, что согласно соглашению от 1997 г. между Россией и НАТО, восточнее Германии запрещено размещение на постоянной основе вооруженных сил, которые состоят из иностранных войск. Поэтому основная тяжесть будет ложиться на Германию, хотя НАТО и идет на различные ухищрения, такие как создание многонациональных батальонов, где будут "спрятаны" американские уши.
В будущем подобные нарушения могут привести к скандалам наподобие проекта секретных тюрем ЦРУ в Европе. Но пока все ограничивается дебатами и опросами.
Другой пример – это место Дании в текущей реорганизации НАТО.
В мае 2016 г. правительство Дании приняло решение купить у США 27 новых истребителей F-35A компании Lockheed Martin на общую сумму 8,5 миллиардов долл. США. Впоследствии Дании придется еще раскошелиться на амуницию, боеприпасы и запасные части к этим самолетам.
Эти расходы из датского бюджета будут сделаны за счет урезания социального обеспечения. Несмотря на то, что согласно опросам общественного мнения 53,3 % датчан высказалось против этой сделки (а «за» - только 30,8%) и прошли массовые акции протеста, это не изменило решения. Датский министр обороны Петер Кристенсен просто прокомментировал, что «Дания как член НАТО должна участвовать в обороне себя и других членов».
В целом, в этой стране на фоне миграционного кризиса, намечается еще и социальный, который напрямую связан с военным бюджетом. Например, в прошлом году Дания потратила 3,3 млрд. долл. на взносы в НАТО, а в ближайшее время планирует сократить расходы на образование, науку и социальный сектор.
Теоретический бюджет, который по замыслу проектировщиков из Пентагона нужен для эффективного сдерживания России, явно не соответствует реальным возможностям членов альянса. Для текущих инициатив НАТО не хватит средств, которые традиционно распределялись из военных бюджетов стран-участниц. 14 июня на министерском совещании в Брюсселе, все же сошлись во мнении, что расходы на оборону и укрепление возможностей по сдерживанию будут увеличены. Для сдерживания был выбран Черноморский регион и страны Балтии. Четыре батальона НАТО, состоящие из представителей разных стран, будут размещены в Польше, Латвии, Литве и Эстонии.
Ястребы из корпорации RAND вообще заявляют о необходимости размещения семи бригад США в Европе, три из которых должны иметь тяжелое вооружение. Вместе с этим должна быть возрождена доктрина 80-х гг. “AirLand Battle” в Прибалтике. Параноидальные русофобы пишут, что "против такого врага, как Россия, которая представляет многоуровневые угрозы, воздушная мощь должна сочетаться с сухопутной мощью... Чтобы предотвратить быструю победу России на Балтике, нужно, чтобы командная структура НАТО была способна выполнять сложные, быстрые и оперативные кампании на суше и в воздухе". И, конечно же, для этого тоже нужны деньги. По подсчетам RAND для трех бригад, которые будут иметь противовоздушные комплексы и артиллерию, нужно 13 миллиардов долларов. Не учитывая дорогих танков и транспортных средств, которые уже переброшены в Европу.
Еще 2,7 млрд. нужно на ежегодные расходы по обеспечению работы трех бригад и дополнительных подразделений.
29 июня 2016 г. Центр стратегических и международных исследований (Вашингтон) издал доклад, посвященный будущему размещению американских войск в Европе. В нем отмечается, что США при переходе к долгосрочному сдерживанию (России) нужно быть максимально устойчивыми, разместить на постоянной основе в Европе полноценную авиационную бригаду, а также сместить на Восток материальные ресурсы и оборудование для четырех бригад США в рамках НАТО.
В бюджете 2017 г. запланировано выделение 637 млн. долл. на инициативу Пентагона по европейскому реформированию. Часть средств рекомендуется потратить на сооружение дополнительной инфраструктуры в Германии и Польше, чтобы подать сигнал другим членам НАТО из Восточной Европы. Вместе с этим Минобороны США намерено внедрить в систему управления НАТО интегрированный подход вместо независимого командования и управления. Если это произойдет, то США смогут полностью управлять всеми уровнями военной структуры стран альянса. Кроме того, Вашингтон надеется запустить в странах ЕС проекты по гражданско-военному партнерству по тому принципу, который был отработан в США. С одной стороны это позволит более эффективно проводить агитацию и пропаганду через подконтрольные НПО и СМИ, раскручивая мифы о российской угрозе. С другой - создать условия для подпитывания НАТО внутренними ресурсами Европы.
Госдепартамент США планирует выделить в 2017 г. средства в рамках программ иностранного военного финансирования (ESF), международного контроля по наркотикам и исполнению законов (INCLE), Помощи в борьбе с терроризмом (ATA) и Безопасности границ и контроль за экспортом (EXBS).
Бюро по делам Европы и Евразии получит 66,8 млн. долл. исключительно для оказания иностранной помощи, Программа иностранного военного финансирования составит 15 млн. долл., а программа по антитерроризму и разминированию - 800 тыс. долл.
При этом указано, что эти средства будут использованы именно против России.
Необходимо также отметить кадровые перестановки, которые в ближайшее время затронут НАТО.
27 июня Генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг объявил о своем решении назначить заместителем Розу Готтемюллер, которая на данный момент занимает должность зам. Госсекретаря США по контролю за вооружениями и международной безопасности. Она должна будет сменить Александра Вершбоу, который уходит в отставку 1 октября 2016 г. Готтемюллер занимается вопросами нераспространения и военно-политическими связями США со странами партнерами. Она непосредственно курирует продажу вооружений США их союзникам. Это означает не только усиление хватки Вашингтона над НАТО, но и более мощное лобби военно-промышленного комплекса США среди стран альянса.
Однако, похоже, что Вашингтон и так довольно крепко держит под своим сапогом ряд государств НАТО. Пентагон использует двусторонние связи, чтобы навязать новые соглашения по продаже. Например, с Эстонией 22 июня было подписано соглашение в области исследований, разработки, тестирования и оценки качества в сфере систем вооружений и обороны. Договор был подписан на территории США от лица После Эстонии в этой стране Эрика Мармеи. Он предусматривает сотрудничество в сфере перспективных технологий, разработки компонентов и прототипов. Вряд ли Пентагон поделится своими секретами с Эстонией, а вот получить доступ к эстонским проектам (хоть и теоретическим), США смогут.
Также НАТО к концу 2016 г. планирует внедрить во всех странах альянса новое соглашение по стандартам в отношении технических норм транспортных средств (STANAG). На этом они надеются сэкономить какую-то часть средств, которых не хватает в бюджете.
В текущих дискуссиях о том что делать, среди членов НАТО наиболее вменяемую позицию в отношении будущего саммита НАТО занимает Канада. По крайней мере, один из институтов этой страны, занимающийся оборонными исследованиями, опубликовал на днях аналитическую записку, где указано, что НАТО не должны превращать свой Восточный фланг в "Восточный или русский фронт", а вместе с Россией найти основы для общего сотрудничества в борьбе с терроризмом. А на Восточной фланге НАТО должны учитываться геополитические интересы России, одним из которых, безусловно, является Украина.
Но голос этой страны слишком слаб, чтобы быть услышан. Ведь НАТО – это всего лишь расширение американского присутствия в Европе и покомандовать там Вашингтон может позволить разве что своему младшему партнеру по идеологии атлантизма – Великобритании.