Феномен мондиализма: истоки

08.01.2016

Определение «мондиализма»

Рассмотрим те организации, группы влияния и движения, которые исторически являлись идейным центром глобализма.

В политологической литературе иногда принято различать по сути тождественные понятия: «глобализм» (от английского «the globe», «шар», подразумевается «земной шар») и «мондиализм» (от французского «le monde» — «мир»), которые приняты, соответственно, в англоязычной и франкоязычной аудиториях. Так как англий­ский язык распространен повсеместно, наиболее употребимым стал термин «глобализм», хотя французы предпочитают термин «мондиализм». Вне франкоязычного контекста термин «мондиализм» получил дополнительное значение с оттенком негатива и осуждения. И поэтому когда речь заходит не о самом процессе глобализации и не о социологических и политологических теориях глобализации, а об организациях, и особенно секретных организациях, лоббирующих «глобализм», принято использовать термин «мондиализм». Итак, мы обращаемся к явлению «мондиализма», понимая под ним:

– теории и концепции, настаивающие на необходимости объединения всего человечество в единое «глобальное общество» и придающие этим проектам целиком позитивное и нормативное значение (глобализация рассматривается как ценность, как нечто желательное и императивное);

организации, которые ставят своей задачей воплотить проекты глобализации в жизнь, объединить человечество в единое мировое государство под управлением единого «мирового правительства».

Э. Пуля, Ж.-П. Лоран: конспирология как социологическое явление

Рассмотрение темы «мондиализма» осложняется тем, что она довольно слабо изучена методами классической социологии, и напротив, подверглась нещадной эксплуатации сторонниками «теории заговора», строящих относительно «мирового правительства» и «тайных обществ» самые невероятные фантасмагории. Сами по себе «теории заговора» тоже могут быть подвергнуты социологическому анализу, как и любой другой социальный феномен. При этом надо лишь помнить, что есть существенное различие между психиатром, системно изучающим явление психического заболевания, и пациентом, этим заболеванием страдающим.

Анализом социологии «теории заговора» системно занимается группа французских социологов из Сорбонны, объединенных в ассоциацию «Politica Hermetica» 114 под руководством профессора Эмиля Пуля115 и профессора Жан-Пьер Лорана116. С их точки зрения «вера в заговор» является чрезвычайно широким социальным явлением, свойственным не только традиционному, но и современному обществу.

Конспирологи, обращаясь к сфере «тайного», «скрытого», «неявного», дают свободу воображению, вскрывая структуры бессознательного, механику «социальных мифов», что имеет особую ценность для социолога, исследующего эти закономерности. Но для рационального, научного объяснения тех фактов или явлений, которые конспирологи пытаются истолковать, их построения имеют довольно малую ценность 117. Поэтому для рассмотрения темы «мондиализма» научными средствами довольно мало достоверного материала, на который можно без опасения опираться. Ниже мы приведем только те сведения и реконструкции, которые прошли проверку рациональным методом исторической и социологической верификации.

Истоки мондиализма: Ф. Йейтс -- «розенкрейцеровское просвещение»

Истоки «мондиализма» следует искать на заре Нового времени. Будучи феноменом Модерна, вне его рамок и его парадигмы «мондиализм» теряет свой смысл. До Нового времени идея объединения человечества воплощалась в принципе империи и в мировых религиях, которые часто объединялись в единое целое, и глобализация, как мы показали ранее, носила имперский характер (мы назвали это «второй формой глобализма»). В центре парадигмы Модерна в политической сфере стоял антиимперский принцип, усиленный принципом антикатолическим. Империи противопоставлялось суверенное национальное государство, а против католического универсализма выдвигались принципы секуляризма, веротерпимости, свободы вероисповедания. Парадигма традиционного общества (Средневековье), отличительными признаками которого была нормативная социальная религия, имперский принцип и сословная иерархия, сменялась в Модерне парадигмой «общества современного», секулярного, организованного в национальные государства, с доминацией третьего сословия (буржуазная демократия).

«Мондиализм» зарождался в культурной и идейной атмосфере, жестко противостоящей принципу империи и имперского универсализма. Он возникает в Новое время и поэтому является феноменом «современным» (в социологическом смысле этого слова).

Организацией или, точнее, сетью организаций, ставшей инструментальным рычагом реализации парадигмы Модерна, начиная с XVIII века, было европейское масонство, а на предыдущих этапах — «Орден Розенкрейцеров» и ряд герметических кружков, увлеченных неоплатонизмом и его ответвлениями 118. Авторитетная британская исследовательница этого направления в XVI–XVII вв. Франсес Йейтс (1899–1981) тщательно проследила формирование идеи специфического «розенкрейцеровского», а позднее масонского универсализма и собственно «мондиализма», которые были направлены против средневекового католицизма и консервативных политических режимов Европы (особенно против феодальной Испании и Тридентского собора 1545 г., с которого стартовала европейская контрреформация, чьим апофеозом стала тридцатилетняя 
война 1618–1648 гг.). «Розенкрейцеры», а позднее масоны сформулировали идею «объединения человечества» (тогда человечество отождествлялось с Европой, а значит, речь шла об «объединении Европы») на принципиально новых началах. Вместо католической идентификации или строгой приверженности какому-то одному направлению в протестантизме предлагалось обобщенное «христианство» с размытыми принципами, а то и вовсе возврат к древним культам Гермеса Трисмегиста, древнегрече­скому язычеству, искусственно выстроенным неоплатоническим ритуалам или к своеобразно понятой «ветхозаветной» и «каббалистической» традиции. Большой интерес был к магии, алхимии и другим «оккультным» наукам.

Свои идеи эти «тайные организации» стремились осуществить на практике, для чего входили в сношения с королевскими домами Европы, пытались примирить католиков и протестантов, распространяли свои идеи среди ученых, интеллектуалов и философов. Влияние «розенкрейцеров» и масонов на эпоху Просвещения было огромным, и трудно назвать хотя бы одного из ярких деятелей этого периода, — от Вольтера до Гете, от Руссо до Байрона, — который не был бы масоном. Поэтому Ф. Йейтс и назвала свою книгу «Розенкрейцеровское Просвещение» 119, где речь идет не о каком-то особом «Просвещении», но о широком и общеизвестном явлении европейской истории, чьи «оккультные» корни, как правило, серьезные исследователи обходят стороной120.

Таким образом, «мондиализм» изначально сформировался как социально-политический проект в среде европейских «мистиче­ских» организаций, исповедовавших идею построения «нового мира», основанного на торжестве разума, справедливости, мира, равенства и свободы. Эти идеи переплетались с теориями средневекового монаха Иаохима де Флоры, который развил учение о «Царстве Святого Духа» или «Третьем Царстве», которое должно наступить в конце времен, после «Царства Отца» (которое он соотносил с ветхозаветным периодом) и «Царства Сына» (соотносимого с периодом Нового Завета) 121. Это «Третье Царство» описывалось как прямое открытие нового и полного знания, как отмена сословных разграничений и уничтожение несправедливостей. Эта тенденция была созвучна настроениям средневековых ересей катаров, альбигойцев, а также некоторым радикальным протестантским сектам — таким, например, как секта Томаса Мюнцера.

Идеи Иоахима де Флоры повлияли на Томмазо Кампанеллу, Джордано Бруно и других утопистов, с одной стороны, а с другой стороны, нашли поддержку и у творцов современной научной картины мира, которые увидели в них первые формулировки идеи прогресса. Легко распознать в этих теориях зачатки революционных идей.

Важно заметить, что идея «империи разума» вызревала параллельно разделению Европы на соперничающие и враждующие друг с другом национальные государства. Она сосуществовала с европейским национализмом, но была направлена на его преодоление: национальные государства казались меньшим злом, нежели империя или католичество, но не вполне соответствовали «мондиалистскому проекту». Просвещая властителей и постепенно реформируя общественный уклад, масоны надеялись рано или поздно прийти к реализации своего идеала — построения «Единой Европы», что в их глазах было тождественно созданию «мирового государства».

Соединенные Штаты Америки были построены именно на этом принципе «империи разума», и неслучайно многие президенты этой страны были членами масонских лож 122. Память об этом запечатлена на украшающей американский доллар масонской пирамиде с глазом в треугольнике, символизирующем Великого Архитектора Вселенной.

Связь мондиализма с масонством сохранилась вплоть до настоящего времени, но значение мистических доктрин, символов и обрядов в современном масонстве настолько снизилось, что в некоторых случаях ложи превратились в обычные закрытые клубы — такие, как Rotary club или Lions club, где не осталось ни «мистики», ни «ритуалов». Начиная с XIX в., мондиализм стал постепенно обретать более «светские» черты, а его связь с масонскими организациями становилась больше данью традиции, нежели принципиальным моментом.

И тем не менее перед нами историко-социологический факт: идеи объединения человечества на принципах свободы, равенства, братства, прогресса и прав человека («Права Человека» — название смешанной масонской ложи, куда впервые стали допускать женщин — «Grande Loge Symbolique Ecossaise Mixte de France Le Droit Humain») были изначально сформированы в среде европейского масонства и оттуда распространялись на все более широкие круги общества, пока не обрели достаточную степень автономности. Врагом мондиализма постепенно становился «национализм», нежелание национальных государств уступать свои полномочия сверхнациональным инстанциям, какими бы благородными, мирными и разумными целями они ни вдохновлялись.

Фритрейдерство и пацифизм: глобальные горизонты

В XIX в. организации, ставящие перед собой цели объединения человечества в единое государство, постепенно выходят из зоны «тайных обществ» и начинают действовать более или менее открыто. Как правило, в этот период они выступают в форме леволиберальных и революционно-демократических политических движений и партий. Среди деятелей такого толка можно выделить фигуру американского политика и изобретателя Клинтона Рузвельта (1804–1898), автора работы «Наука управления, основанная на естественном законе» 123, в которой выдвигается идея «единого мирового управления», а также американского издателя и реформатора Горация Грили124 (1811–1872), директора «New York Tribune», лондонским корреспондентом которой был Карл Маркс.

Параллельно либеральным реформаторам, развивавшим мондиалистские проекты, действовали и ранние пацифистские организации. В сороковых годах XIX в. в Англии Генри Ричардом 125 (1812–1888) создается «Общество за Мир», в котором участвуют крупный промышленник и либеральный политик Ричард Кобден 126 (1804–1865), впервые предложивший проект единой всемирной системы арбитража и глобального свободного обмена, и либеральный политический деятель Джон Брай  (1811–1889), основавший «Европейское движение свободного обмена», позже преобразованное в «Интернационалистское движение». «Это изменение означало фундаментальный прогресс, именно тогда подлинный интернационализм, основанный на теории мирового правительства, вышел на первый план», — пишет историк пацифистского движения Артур Билс 128.

Фабианское общество

В 1884 г. мондиализм делает важный шаг к своему организационному оформлению — образуется «Фабианское Общество». Название дано по имени римского генерала Квинтуса Фабиуса Максимуса, известного своей хитрой выжидательной политикой в борьбе с Ганнибалом. Члены этого общества считали себя «ассоциацией социалистов». В их задачу входила «передача земли и соб­ственности от одного класса всему обществу во имя его же блага». Детальный и компетентный обзор раннего периода «Фабианского общества» можно найти в работе члена этого общества социалиста Эдварда Пиза (1857–1955) 129.

Общество было учреждено английским врачом и либеральным реформатором Хэвлоком Эллисом (1859– — 1939), шотландским поэтом Джоном Дэвидсоном (1857–1909), английским философом и антропологом Эдвардом Карпентером (1844–1929). Его членами в разные периоды были представители английской интеллектуальной элиты: драматург Бернард Шоу, философ Бертран Рассел, писатель-фантаст Герберт Уэллс, Леонард Вулф и Вирджиния Вулф, Сидни Оливер, Эдит Несбит, Хьюберт Блант, Рэмси МакДональд, Эмили Панкхорст и другие.

Фабианцы, в отличие от других социалистов, считали, что самой лучшей тактикой будет выжидание подходящего момента для решительных действий, проведение аналитических исследований, накапливание данных, разработка теорий, распространение тонкого влияния, «подготовка социалистического климата», а поэтому акцент в их деятельности падал на сбор и анализ информации. «Фабианское общество» состояло из представителей интеллектуальной элиты, но поддерживалось определенными кругами крупной английской буржуазии, которые считали, что для сохранения капиталистической системы необходимо включать в число средних и мелких собственников все большие слои населения, т. е. перераспределять собственность и ограничивать всевластие крупного капитала. Именно такая тактика, по их мнению, позволила бы избежать обострения социальных противоречий и революций. К социализму «фабианцы» предлагали идти не снизу и резко (как коммунисты), но сверху и постепенно, путем эволюции, а не революции. Для перераспределения собственности необходим был государственный контроль над экономикой, а, учитывая интернациональную природу мировой экономики, этот контроль должен был быть также мирового масштаба. Отсюда напрямую вытекал мондиалистский проект.

Герберт Уэллс изложил технику осуществления последовательных шагов, направленных на создание «мирового правительства», в тексте с парадоксальным названием «Open conspiracy» 130, что по смыслу можно перевести как «Открытый заговор» или «Заговор у всех на виду».

Благодаря связям «Фабианского общества» с политической элитой и дискретному участию в нем крупных промышленных магнатов Великобритании оно в скором времени стало интеллектуальным и политическим центром продвижения мондиалистского проекта.

Уже в наше время членами «Фабианского общества» являются бывшие британские премьеры Энтони Блэр и Гордон Браун, министр иностранных дел Великобритании Эдвард Миллибэнд и многие другие. В рамках «Фабианского общества» в настоящее время существует отдельная группа, которая приоритетно занимается продвижением мондиализма и глобализации («Фабианская группа глобализации»), опубликовавшая в 2005 г. Манифест глобализации «Просто мир» 131 («Just World»).

К. Квигли: история общества «Круглого Стола»

Параллельно интеллектуальному «Фабианскому обществу», где фронтальными фигурами были деятели культуры и науки, а также политические активисты левой, лейбористской ориентации, в 1891 г. было основано еще одно влиятельное мондиалистское общество мирового размаха «Общество избранных» («Society of the Elect»), получившее несколько позже, в 1909 г., название «Круглый стол» (Round Table). Его создателями были крупнейший английский промышленник, магнат, основатель компании De Beers, радикальный англосаксонский империалист и активный масон Сэсил Роудс (1853–1902), а также лорд Альфред Мильнер (1854–1925), журналист и издатель Уильям Стид (1849–1912) и лорд Натаниэль М. Ротшильд (1840–1915). Общество было организовано по примеру Ордена иезуитов. Во главе стоял «генерал Общества», которым был сам С. Роудс, а У. Стид и Н. Ротшильд были назначены его преемниками. Далее следовала «Хунта трех», включающая У. Стида, А. Мильнера и лорда Эшера Реджинальда Балиола Бретта (1852–1930), далее «Круг Посвященных» (куда входили кардинал Маннинг, лорд Артур Бальфур, Гарри Джонстон и другие), а вокруг него — «Ассоциация Помощников». Эту «Ассоциацию Помощников» Альферд Мильнер спустя 7 лет после смерти Сесила Роудса оформил в общество «Круглого Стола». Историю этой организации и описание ее влияния на политическую историю ХХ в. подробно представил американский профессор истории и международных отношений Джорджтаунского университета, исследовавший этапы реализации глобалистского (мондиалистского) проекта, Кэрол Квигли (1910–1977) 132.

Сэсил Роудс исповедовал идею, что Великобритания вместе с США должна создать «мировую федерацию»: он был убежден, что только англосаксонское общество обладает ключом к универсальному управлению миром. Так, сам Роудс создал мощную экономическую империю в Южной Африке и был вдохновителем и спонсором англо-бурской войны.

По словам биографа Сесила Роудса Сары Милин, его замысел состоял в следующем: «Почему бы не создать тайное общество с одной целью: продвижение интересов Британской Империи и приведение всего нецивилизованного мира под британское владычество для возрождения Соединенных Штатов и построения англосаксонской расой единой империи. Это мечта, но она возможна, и даже вполне вероятна» 133. Важно, что Роудс и его последователи Стид, Мильнер, Бальфур и другие полагали, что интеграция мира неизбежна, и рано или поздно обязательно произойдет, но стремились при этом сделать так, чтобы «мировая федерация» была построена на основе англосаксонских ценностей и интересов.

К 1915 г. филиалы общества «Круглого Стола» существовали в Англии, Южной Африке, Канаде, Австралии, Индии и США. В американский филиал входили многие известные деятели — Джордж Луи Бир, Уолтер Липпман, Фрэнк Айделотт, Уитни Шепардсон, Томас Ламонт, Эрвин Кэнхэм и другие. Организация существует и в наше время и издает регулярный журнал «Round Table. The Commonwealth Journal of International Affairs» 134.

С. Роудс основал образовательные курсы с поощрительной стипендией в Оксфорде, призванные готовить интеллектуальные и управленческие кадры мировой англосаксонской элиты. Эти курсы действуют до сих пор.


114Сайт организации в сети Интернет: http://www. politicahermetica. com/ (дата обращения 19.08.2010).

115Poulat Émile. Notre laïcité publique. Paris: Berg international, 2003; Idem. L’université devant la mystique. Paris: Salvator, 1999.

116Laurant Jean-Pierre. Le Regard ésotérique. Paris: Bayard, 2001.

117СмДугин А.Г. КонспирологияМ.: РОФ «Евразия», 2005.

118Йейтс Ф. Розенкрейцеровское просвещениеМ.: АлетейаЭнигма, 1999; Она же. Джордано Бруно и герметическая традиция. М.: Новое литературное обозрение, 2000.

119Йейтс Ф. Розенкрейцеровское просвещение.

120В свою очередь, историк религий Мирча Элиаде отмечал то огромное значение, которое на формирование рациональной науки и светской культуры Нового времени оказали герметические учения и алхимические практики. См.: Элиаде М.Оккультизм, колдовство и моды в культуре. Киев: «София»; М.: ИД «Гелиос», 2002.

121Cohn Norman. The Pursuit of the Millennium: Revolutionary Millenarians and Mystical Anarchists of the Middle Ages. London; New York: Oxford University Press, 1957.

122Официальный список президентов-масонов США: Джордж Вашингтон (1732–1799), Джеймс Монро (1758–1831), Эндрю Джэксон (1767–1845), Джеймс Ноук Полк (1795–1849), Джеймс Бьюкенен (1791–1868), Эндрью Джонсон (1808–1875), Джеймс Абрам Гарфилд (1831–1881), Уильям Макинли (1843–1901), Теодор Рузвельт (1858–1919), Уильям Говард Тафт (1857–1930), Уоррен Гамалиил Хардинг (1865–1923), Франклин Делано Рузвельт (1882–1945), Гарри Труман (1884–1972), Джеральд Рудольф Форд (1913–2006), а также более, чем вероятно Томас Джефферсон (174–1826) и Джэймс Мэдисон (1751–1836). — По материалам сайта Музей американского масонства. — http://wwwpagrandlodgeorg/mlam/museumhtml.

123Roosevelt C. The science of governmentfounded on natural law. New York: Dean & Trevett, 1841.

124Lunde Erik S. Horace Greeley. Boston: GK Hall and Co., 1981.

125Richard H. The Recent Progress of International Arbitration. London, 1884.

126McGilchrist John. Richard Cobden. The Apostle of Free Trade. New York: Harper & Brothers, 1865.

127Leech H. J. (ed.). The public letters of the Right Hon. John Bright. London: Low, Marston & Co., 1895.

128Beales Arthur C. F. The history of peace; a short account of the organised movements for international peace. New York: Garland Pub., 1971.

129Pease E. A History of the Fabian Society. New York: E.P. Dutton & Cjmpany, 1916

130Wells H. G. The Open Conspiracy and Other Writings. London: Waterlow & Sons, 1933.

131Just World: A Fabian Manifesto. London: Zed Books Ltd, 2005.

132Quigley CarrollTragedy and HopeA History of the World in Our Time. New York: The Macmillan Company, 1966.

133Millin Sarah Gertrude. Rhodes. London: Chatto & Windus, 1952. С. 32.

134http://www. moot. org.uk/index. asp.