Проблема взаимоотношения науки и церкви в современной России
На одной из встреч с представителями общественности Президент Российской Федерации В.В. Путин произнес очень важные для каждого россиянина слова: «От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке» [1]. Эта обстановка характеризуется тем, что разные внешние силы пытаются влиять на мировоззрение российского народа, пытаются подчинить его своей воле и навязать ему свои ценности [1]. В результате это может привести Россию к распаду, потере суверенитета и братоубийственным войнам [1]. Чтобы избежать этого, необходимо прививать молодым людям патриотизм, «уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России» [1]. И помощниками государству в этом деле должны быть, в первую очередь, научное сообщество страны и религиозные организации [1], в частности Русская православная церковь. Но отношения между учеными и церковью пока остаются напряженными. Поэтому необходимо изучить этот вопрос и найти выход из сложившейся ситуации.
Безусловно, наука и религия – это разные вещи, разные системы координат [2]. Целью науки является получение нового знания [3, с. 84], а целью религии – восстановление связи между человеком и богом [4]. Если в язычестве это достигается путем жертвоприношений и священнодействий, то в христианстве – с помощью веры (доверия богу). Истинная любовь к богу порождает в христианине естественное желание узнать о нем как можно больше, таким образом, появляется теология – учение о боге, его отношении к миру и человеку.
Теология сегодня проникает в российские ВУЗы, открываются кафедры, даже ведутся дискуссии о том, чтобы включить ее в списки научных специальностей ВАК [5], но по сути теология не является наукой. Можно выделить два основных компонента оснований науки: идеалы и нормы исследования и научную картину мира [6, с. 232]. Идеалы и нормы исследования включают в себя идеалы и нормы доказательства и обоснования, объяснения и описания, построения и организации знаний.
Наука отличается от религиозного, теологического знания своей доказанностью и обоснованностью [3, с. 128]. Теология ограничивается лишь констатацией и описанием явлений нематериального мира, не раскрывая их сущности. Например, такие основные богословские положения, как существование бога и ангелов, божественная и человеческая природа Христа, пресуществление хлеба и вина в тело и кровь Христовы, воскресение мертвых, невозможно доказать и обосновать, их можно только принять на веру.
Говоря о боге, теология идет двумя путями: путем апофатического богословия или же путем катафатического богословия, т.е. либо она отрицает все несвойственные богу атрибуты [7], либо приписывает ему всевозможные совершенства [8]. Что касается описания и построения знаний, то тут теология, как правило, использует следующую схему: вначале богослов излагает свое мнение или мнение церкви, и далее следуют доказательства из библии и творений святых отцов. Притом очень часто получается так, что приводимые теологом цитаты оказываются вырванными из контекста. Совершенно другое можно наблюдать в науке. «Если, к примеру, классическая наука в качестве ведущего условия выдвигала требование объективности описания, исключения влияний субъекта, то в неклассической науке учитываются экспериментальные условия получения опытных данных, логические условия их интерпретации (принципы дополнительности, непосредственности и т.д.)» [3, с. 128]. К этому следует еще добавить, что в науке применяется гипотетико-дедуктивное построение знания [3, с. 128].
Одним из компонентов оснований науки является научная картина мира. Различают общую картину мира и специальные картины мира, формируемые физикой, химией, биологией и т.д. [3, с. 129]. Любая из этих картин мира является своего рода программой для исследователя. Научная картина мира обеспечивает систематизацию знаний в той или иной науке, влияет на выбор средств и методов исследования. «С ней связаны различные типы теорий научной дисциплины (фундаментальные и частные), а также опытные факты, на которые опираются и с которыми должны быть согласованы принципы картины реальности» [6, с. 239]. Любая научная теория может быть завершена только в рамках научной картины мира [6, с. 242]. Все научные картины мира, будь то общая картина мира или же специальные картины мира, являются материалистическими. Сегодня остается фактом то, что «все достижения современной науки основываются на материалистическом видении мира» [9]. И нет ни одного примера, доказывающего, что и иное, нематериалистическое мировоззрение, которое служит основанием для теологии, внесло свой вклад в научно-технический прогресс. Теология учит креационизму, в то время, как, например, палеонтология, сравнительная анатомия и молекулярная генетика подтверждают теорию эволюции [9].
При исследовании тех или иных предметов ученые очень часто используют различную вычислительную и измерительную технику, и их морально-нравственное состояние совершенно не влияет на получение точного результата. Совершенно по-другому обстоит дело с теологией. Чтобы познать бога, необходимо, в первую очередь, очистить себя от злых помыслов и чувств: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8) [10, с. 1044]. Важным средством к достижению данного состояния является молитва. Как говорил один из основателей христианской теологии святой Григорий Богослов: «Не всякому, говорю вам, можно философствовать о Боге, не всякому! Это вещь не дешевая и не для пресмыкающихся по земле! Добавлю также, что не всегда, не перед всеми и не обо всем можно философствовать, но нужно знать – когда, перед кем и о чем. Итак, не всем это доступно, а только тем, которые испытали себя и провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили душу и тело, или, по крайней мере, очищают. Ибо для нечистого, может быть, небезопасно прикоснуться к чистому, как для слабого зрения – к солнечному лучу» [11].
Вообще, разбирая вопрос отношения Русской православной церкви к науке, можно встретить некую двоякость во мнениях. С одной стороны, Святейший Патриарх Кирилл заявляет, что «выпускникам семинарии нужно понимать, какова современная научная картина мира, каковы современные достижения в теоретической физике и во многих других областях светских знаний» [12], что «духовные школы должны быть полностью признаны государством и обществом – как современные конкурентоспособные развитые научно-интеллектуальные гуманитарные центры, которые готовят не просто когорту священников, но академически образованных гуманитариев» [12]. С другой стороны, например, ректор Екатеринбургской православной духовной семинарии, митрополит Кирилл говорит о том, что ему нужны не образованные люди, а верующие и послушные.
Некая двоякость также встречается в высказываниях митрополита Волоколамского Илариона. С одной стороны, он считает, что науке, самое главное, нужна свобода. А с другой, он тут же говорит, что ее нужно ограничивать, например, когда речь идет о клонировании человека [13].
С одной стороны, церковь ждет от научного сообщества признания, а с другой, сама идет на открытый конфликт с ним [9]. Кстати, первым, кто начал открыто противопоставлять христианскую веру науке, был апостол Павел [14].
В заключение ко всему выше изложенному можно сказать следующее. Напряженные отношения между научным сообществом и Русской православной церковью очень часто возникают из-за того, что не всегда и не все себе четко представляют, какую роль должна играть церковь в обществе, чем она должна заниматься, и какой должен быть достигнут результат. Безусловно, что деятельность научного сообщества и православной церкви должна быть направлена на укрепление государства и на сохранение стабильной обстановки в обществе. Как показывает практика, церковь сегодня разобщена, отсутствует единство духа и мыслей, не все священнослужители внимают тому, что сегодня говорит Патриарх. Поэтому нужно предъявлять жесткие требования к тем, кто готовится к принятию сана, а особенно к тем, кто готовится стать епископом. Для того, чтобы церковь работала на укрепление государства и в интересах государства, нужно, чтобы церковь была подконтрольна государственной власти. Наука и религия со своей теологией – это разные вещи. Наука необходима для развития государства и общества, история это уже показала. Поэтому наука должна быть наиболее приоритетным делом для государства, нежели религия. Для того, чтобы мировоззрение людей развивалось в рамках научной картины мира, необходимо популяризировать науку. Контролировать науку, ставить перед ней задачи должно государство, а не церковь. Морально-нравственным ориентиром для каждого гражданина, должны быть конституция страны, а также уголовный, гражданский и т.д. кодексы. Место для православной церкви должно быть отведено только в области культуры. Ее благотворное влияние на живопись, литературу, архитектуру и музыку уже доказано. Церковь должна оставаться, в первую очередь, хранительницей национальной идентичности.
Примечания
1. Встреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа : http://www.kremlin.ru/news/16470. – Дата доступа : 18.06.2013.
2. В.Р. Легойда: Религия и наука – это разные способы познания мира, которые не пересекаются и потому не могут противоречить друг другу [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа : http://www.patriarchia.ru/db/text/1092465.html. – Дата доступа : 19.06.2013.
3. История и философия науки (Философия науки) : учеб. пособие для вузов / Е.Ю. Бельская [и др.] ; под ред. проф. Ю.В. Крянева, проф. Л.Е. Моториной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2011. – 416 с.
4. Осипов, А.И. О чем говорит слово «религия» / А.И. Осипов // Путь разума в поисках истины / А.И. Осипов [Электронный ресурс]. – Пар. 3. – Режим доступа : http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_vere/osipov_put_razuma_08-all.shtml. – Дата доступа : 19.06.2013.
5. Обращение Межрелигиозного совета России о внесении теологии в списки научных специальностей Высшей аттестационной комиссии [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа : http://www.patriarchia.ru/db/text/221886.html. – Дата доступа : 21.06.2013.
6. Степин, В.С. История и философия науки : учебник / В.С. Степин. – М. : Академ. Проект : Трикста, 2011. – 423 с.
7. Шмалий, В., свящ. Апофатическое (отрицательное) богословие / свящ. В. Шмалий // Православная Энциклопедия [Электронный ресурс]. – 2008. Режим доступа : http://www.pravenc.ru/text/75768.html. – Дата доступа: 23.06.2013.
8. Катафатическое богословие [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://azbyka.ru/dictionary/10/katafaticheskoe_bogoslovie-all.shtml. – Дата доступа : 23.06.2013.
9. «Все достижения современной науки основываются на материалистическом видении мира» [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа : http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?_language=ru&id=91899d6e-c1a5-40.... – Дата доступа : 27.06.2013.
10. Библия: книги священного писания ветхого и нового завета. – М. : РБО, 2000. – 1338 с.
11. Максимов, Ю. Игра в богословие: Game Over / Ю. Максимов [Электронный ресурс]. – 2006. – Режим доступа : http://www.pravoslavie.ru/jurnal/665.htm. – Дата доступа : 27.06.2013.
12. Святейший Патриарх Кирилл: Духовные школы должны быть признаны государством и обществом как научно-интеллектуальные гуманитарные центры [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа : http://www.patriarchia.ru/db/text/3057757.html. – Дата доступа : 28.06.2013.
13. Митрополит Волоколамский Иларион: В науке должно быть нравственное измерение [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа : http://www.patriarchia.ru/db/text/2929489.html. – Дата доступа : 28.06.2013.
«Богословие и светские науки». Выступление митрополита Волоколамского Илариона в Казанской духовной семинарии [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа : http://www.patriarchia.ru/db/text/1666688.html. – Дата доступа : 28.06.2013.