Новые государства Центральной Евразии в условиях «Большой игры»
Современный этап центральноевразийской истории характеризуется ускорением изменения баланса и расстановки региональных сил.В последние десятилетия Центральная Евразии с периферии региональной политики переместилась в один из перспективных центров мировой политики и экономики с учетом имеющегося геополитического потенциала государств в условиях формирования новых параметров геополитического влияния.В геополитической динамике современного мира значительно возросла политическая и геоэкономическая роль постсоветской Азии.С момента провозглашения своего суверенитета новые государства региона руководствовались принципами Вестфальской системы международных отношений: взаимного признания суверенитета, территориальной целостности, приоритета международного права в межгосударственных отношениях. Новые государства в постсоветской Азии активно включились в постбиполярную систему межгосударственных отношений. Но в то же время здесь все еще не выявилась страна, которую можно было с уверенностью назвать стержневым государством региона, которая бы играла доминирующую роль в геополитических процессах, имеющая определенные сферы влияния.На данном этапе ни одно государство центральноевразийского региона по своему геополитическому потенциалу не смогло стать центром силы и не может в полной мере повлиять на геополитические процессы в регионе. В политической трансформации государств Центральной Евразии и формировании их систем безопасности, помимо факторов внутреннего порядка, в значительной степени задействованы внешние акторы. Статегические цели в регионе ведущих государств мира и механизмы их реализации существенно влияют на региональную геополитическую ситуацию. К геополитическим центрам влияния в Центральной Евразии можно отнести Россию, США, Китай, Евросоюз, Индию, Иран, Турцию, Пакистан.
В начале второго десятилетия ХХ1 века в Центральной Евразии усилилось соперничество глобальных игроков, названное данное противоборство в свое время «Большой игрой». Первоначально термин отображал противостояние между Российской и Британской империями XIX века, в результате которой закрепилась геополитическая домината России и Британии в Центральной Евразии.Геополитическая ситуация в центральноазиатском регионе отличается от реалий времен «Большой игры» в конце Х1Х века. Изменилась сама система международных отношений в Центральной Азии и на карте появились суверенные государства, для которых жизненно важно афганское урегулирование в контексте реализации своих национальных интересов и обеспечения безопасности. Геополитические тренды «Большой игры» в начале ХХ1 веке вновь становятся актуальными. Но теперь на международной арене Центральной Евразии появляются новые игроки – новые государства, а также ключевую роль играют укрепившаяся геополитически – Китай и мировая держава США. Как и в конце Х1Х века окрепшая новая Россия стремится укрепить свои позиции в постсоветской Азии.
Анализ действий ведущих держав в Центральной Евразии на современном этапе свидетельствует о наличии у каждой из них собственного видения путей и методов реализации своих национальных интересов. В то же время усиливается в Центральной Евразии геополитическое соперничество России, США, Китая, имеющие стратегические геополитические интересы в регионе, а так же активизируется политика Индии, Ирана, Турции, Пакистана, Евросоюза, отводящие региону важную роль в своей геополитике. В этих условиях постсоветские государства стремятся строить свои двусторонние отношения с внешнеполитическими игроками в соответствии со своими интересами, моделями реализации и правилами игры. Во многом, в геополитической динамике Центральной Евразии национальные интересы и стратегии новых государств уже учитываются в той или иной мере внешними силами при реализации своих региональных проектов, расценивая регион как ключ к системе трансконтинентальной безопасности и, понимая, что от баланса интересов зависит успех осуществления стратегических планов.
В начале второго десятилетия ХХI в. в постсоветской Центральной Азии все еще продолжаются трансформационные процессы, затрагивающие изменения в политической структуре, в экономике, в культуре. Продолжается процесс становления государственности и во внешней политике государства региона все более четко руководствуются своими национальными интересами и стремятся развивать экономическую дипломатию.
На современном этапе геополитическую ситуацию в постсоветской Азии определяют следующие факторы: сохраняющийся конфликтный потенциал в Афганистане и неопределенность в регионе после вывода коалиционных сил в 2014 г.; определенная напряженность в таджикистанско-узбекистанских отношениях; латентный конфликтный потенциал Ферганской долины; высокие риски и вызовы, вызванные снижением социально-экономического развития государств региона в условиях становления государственности и кризиса; столкновение интересов ведущих государств мира( в первую очередь влияют на геополитическую ситуацию треугольник - Россия, США и Китай), где в двусторонних отношениях этих акторов идет поиск баланса интересов в регионе; актуализируется теперь наряду с нетрадиционными угрозами безопасности (периодически обостряются проблемы: водные, этнотерриториальные, пограничные, межэтнические, внутриэтнические–клановые, трайбализма, нерегулируемых мигрантов, трансграничной торговли, транзита и т.д.) и традиционные военные угрозы ( угроза проникновения внешних сил со стороны Афганистана). В регионе идет борьба ведущих мировых инвесторов – России, США, Китая, Евросоюза за ресурсы и за контроль маршрутов их транспортировки, а также за доступ к рынкам. В этих условиях для новых государств важно найти баланс интересов для реализации своих национальных интересов.
В политической трансформации государств Центральной Азии и формировании их систем безопасности, помимо факторов внутреннего порядка, в значительной степени задействованы внешние факторы. Анализ действий ведущих держав в Центральной Евразии на современном этапе свидетельствует о наличии у каждой из них собственного видения путей и методов реализации своих национальных интересов. Ключевыми центрами силы на постсоветской Азии являются Россия и Китай.
Китайский фактор в геополитической динамике Центральной Евразии в начале второго десятилетия ХХ1 является наряду с Россией и США одним из ключевых, но в постсоветской Азии, после России, китайский фактор играет важную роль. В 2010 году Китай становится второй экономикой мира и ее доля в мировом валовом производстве достигает 10 %. Китай превратился в основного донора в МВФ. Приход к власти нового поколения руководителей в Китае ознаменовался изменением приоритетов в политике: акцент сделан на проведение внутренних реформ для повышения устойчивости и достижения самодостаточности страны. На этом переходном этапе изменения коснулись почти всех сфер управления КНР: полностью изменилось руководство Компартии КНР, перемены коснулись военного руководства, но мало коснулись трансформации дипломатического ведомства.Исходя из новых приоритетов, в Центральной Евразии Китай будет проводить ту внешнюю политику, которая будет максимально содействовать социально-экономическому развитию страны и общей стабильности граничащего с Китаем региона. В концентрированном выражении центральноевразийскую стратегию КНР можно представить следующим образом.
1. В Центральной Евразии будет противодействовать «трем злам», содействовать безопасности и общей стабильности в регионе, стремиться недопущению наращивании военной мощи США в Центральной Евразии. Для осуществления данной политики Китай будет усиливать сотрудничество с государствами региона в двустороннем формате и военно-политическое сотрудничество в рамках ШОС.
2. Китай в рамках стратегии «форсированного развития северо-западных районов КНР» будет все больше привлекать ресурсно-сырьевой потенциал региона для развития промышленности в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР), а также продвигать на центральноевразийские рынки китайскую продукцию, для чего будут ускорять реализацию проекта «зоны свободной торговли».
3.Доступ к нефтегазовым ресурсам Центральной Евразии имеет стратегическое значение в обеспечении «энергетической безопасности» Китая, поэтому Поднебесная будет стремится к углеводородам, осуществлении контроля над месторождениями и маршрутами доставки сырья.
4. Китай будет стремиться наращивать «мягкую силу» как квинтэссенцию китайского языка, культуры, образа жизни, расширяя свое культурно-цивилизационное присутствие в Центральной Азии.(1)
5.Недопущение монопольного контроля над Центральной Азией государств, враждебных к Китаю;
6.Недопущение создания в регионе военных союзов, направленных против Китая;
Китай в настоящее время более активно, чем в 90-е годы прошлого столетия, вовлекается в политическое и экономическое сотрудничество с государствами Центральной Азии в двустороннем формате, в рамках ШОС и всегда с учетом интересов своего стратегического партнера – России. Для Китая сотрудничество с Россией в Центральной Азии важно и в плане сдерживания политики США в регионе. Если в конце ХХ века Центральная Азия для Китая была важна в контекте обеспечения безопасности в Синьцзяне и интересы здесь были периферийными, то в ХХ1 веке китайские интересы в центральноевразиатском регионе трансформируются в жизненно важные для реализации своих национальных интересов.
Для России постсоветская Центральная Евразия имеет важное для своей безопасности значение и является одним из ключевых звеньев в борьбе с международным терроризмом в непосредственной близости от российских границ. Для России доминирующее влияние в постсоветской Азии необходимо для восстановления ее стратегического влияния в мире, безусловного признания за ней статуса великой державы мировым сообществом.Кроме того, Центральная Евразия для Россииважна для реализации следующих интересов:поддержания и стабильности военно-политической обстановки вблизи своих южных границ; недопущения доминирования США и НАТО в центральноазиатском регионе; обеспечения доступа на рынки сбыта своих товаров, а также участия в энергетических проектах и разработке и освоении месторождений полезных ископаемых.(2)Интеграционные процессы на постсоветском пространстве отвечают национальным интересам государств Центральной Евразии, учитывая, что в условиях глобализации могут получить мощный импульс к развитию только большие пространства.
Природные ресурсы Центральной Азии имеют существенное значение для развития экономического потенциала как в целом для России, так и для ряда крупных российских корпораций. В свою очередь, Россия представляет собой обширный рынок сбыта для центральноазиатских энергоносителей и других минеральных ресурсов, наконец, она играет роль одного из важнейших транспортных каналов, связывающих государства региона с внешним миром. (3)
Вызовы, вызванные ухудшением экономического положения многих стран постсоветской Азии в условиях кризиса, в существенной мере трансформировались в угрозы национальной безопасности России. В связи с этим роль России в решении проблем стабилизации социально-экономического положения в постсоветской Азии резко возрастает.(4) Учитывая эти обстоятельства, в 2011 году российские эксперты во главе с руководителем «Движения развития РФ» Ю.В. Крупновым с участием центральноазиатских экспертов был разработан Проект развития Центральной Азии, где предлагалось реализация программа соразвития государств постсоветской Азии и России рамках реализации геоконцепции Нового Среднего Востока. Авторы проекта(Ю.Крупнов, А.С. Дереникьян, С.Мелентьев, И.Батыршин) считают, что развивать постсоветскую Азию в отрыве от ее южных соседей - Афганистана, Пакистана, Ирана - невозможно. Поэтому целесообразно создать интеграционный проект развития, в котором, помимо России и государств постсоветской Азии, будут участвовать Монголия, Китай, Индия, Пакистан, Афганистан, Иран и Турция, что позволит создать на Новом Среднем Востоке зону стабильности и развития. Проектируемый макрорегион ими назван Новым Средним Востоком (НСВ). Реализация проекта НСВ позволит организовать коридор развития Сибирь — Иран и интенсивную торговлю в меридиональном направлении, закрепиться российским (и, прежде всего, сибирским) компаниям и технологиям в регионе НСВ, а также приведет к сокращению, а затем и к полной ликвидации наркотрафика из Афганистана, а реализация проектов модернизации новых постсоветских государств будет способствовать стабильности региона.Механизмом реализации принципа совместного развития может стать специально создаваемая Российской Федерацией с участием заинтересованных государств Центральной Азии Корпорации развития Центральной Азии (КРЦА). Задачей Корпорации развития Центральной Азии должно быть решение самых важных проблем региона путём разработки и реализации проектов совместного развития, служащих механизмом решения следующих проблем: сокращение бедности, создание рабочих мест и подготовка квалифицированных кадров, решение проблем водопользования на основе внедрения новых технологий, решение продовольственных проблем, реализация электроэнергетических проектов и др. В настоящее время по результатам предварительных консультаций и экспертных сессий в России разработан первоначальный список проектов совместного развития Центральной Азии: 1. Центральноазиатское рациональное водопользование; 2. Центральноазиатскийптицепром; 3.Единая централизованная энергосистема Центральной Азии; 4. Транспортно-логистическая система Центральной Азии; 5. Индустриализация Нового Среднего Востока; 6. Шелководческий кластер Центральной Азии; 7. Ферганская долина – центр развития Центральной Азии; 8. Кадры для Нового Среднего Востока; 9. Тысяча новых городов для Нового Среднего Востока.(5) При разработке «Проекта развития Центральной Азии» учитывались стратегические направления развития государств с учетом предложений экспертов из государств региона. Акцент при создании проекта ставился на развитии Ферганской долины, поделенной между тремя государствами (Таджикистаном, Узбекистаном, Кыргызстаном), учитывая существующий конфликтный потенциал. Вышеуказанные проекты могут быть реализованы в рамках Евразийского союза.
Важным инструментом реализации проекта должна стать Шанхайская организация сотрудничества, которая может превратится в более влиятельную организацию. Вышеуказанные проекты развития Центральной Азии могут быть реализованы совместно с государствами ШОС и, прежде всего, Россией и Китаем. Китай в настоящее время ведет осторожную экономическую политику в постсоветских странах ШОС, стараясь не затрагивать интересы России. Но здесь и Россия и Китай должны найти взаимоприемлемые решения для учета взаимных интересов на постсоветском пространстве с учетом национальных интересов новых государств. В настоящее время деятельность ШОС в государствах региона несколько снизилась: пока в рамках организации реализуются коммуникационные, энергетические проекты, которые берут начало еще с середины десятилетия. Государства-члены организации предпочитают взаимодействовать в двустороннем формате. Между тем, экономический потенциал ШОС, включающей членов (Россия, Китай, Таджикистан, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан), наблюдателей (Индия, Иран, Пакистан, Монголия) и партнеров по диалогу(Белоруссия и Шри-Ланка, Турция) несравним по своей масштабности ни с одним интеграционным проектом в Евразии. Хотя политические и экономические системы в разных странах ШОС значительно отличаются, сотрудничество в энергетической отрасли может стать значительным шагом в экономической и политической интеграции этих государств. Если ШОС включит в свои ряды Иран, Индию и Пакистан, а также привлечет в качестве партнеров по диалогу Азербайджан, Армению, Украину, то сам фактор ШОС претерпит серьезные качественные изменения.
На пути реализации конкретных проектов развития постсоветской Азии проблему создают афганский фактор и существующие в регионе этнополитические проблемы. В Афганистане берут начало маршруты наркотрафика, на территорию соседних государств просачиваются незаконные вооруженные формирования, происходит незаконная миграция, экспортируется фундаменталистская идеология.
Очевидно, что для мирного урегулирования афганской проблемы необходимо непосредственное участие государств, граничащих с этой страной. Большинство государств, имеющих влияние в Афганистане, являются участниками либо наблюдателями в ряде региональных международных организаций, в частности в НАТО, ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС. Именно на базе региональных организаций, участники которых остро испытывают на свою безопасность влияние афганского конфликта и объективно заинтересованы в мирном разрешении проблемы, может быть построен процесс афганского урегулирования. Традиционные опасности, исходящие с афганской земли, – терроризм, религиозный экстремизм и наркотраффик – приобрели для соседних новых стран, являющихся членами ОДКБ и находящихся в зоне ответственности организации. Основу для активизации регионального сотрудничества создают общие интересы, такие как борьба с террористическими сетями, организованной преступностью и с наркоторговлей, а также общая заинтересованность в развитии Афганистана. Возможно, необходима разработка стабилизационной программы Афганистана совместно с участниками афганского диалога, учитывая, что многие проекты развития новых государств зависят от стабилизации ситуации в регионе и афганского фактора.
Еще в 2008 г. экспертами Ю.Крупновым, А. Дереникьяном предлагалась идея формирования единого экономического пространства на Среднем Востоке, где должны стать общие инфраструктуры электроэнергетики, ирригации и обеспечения водой, управления транспортно-логистическими потоками, обеспечения перспективной занятости». Учитывая, что стабильное развитие региона возможно только при условии урегулирования афганского фактора в регионе, авторы концепции предложили Комплексный план развития Афганистана. Они подчеркивают, что странам-соседям Афганистана- необходимо помочь ему для обеспечения прочной кооперативной безопасности и формирования единого спокойного нового макрорегиона, а для этого Афганистану должен быть гарантирован нейтральный статус. Одной из важных задач, которую необходимо решать в Афганистане в ближайшем будущем: во-первых, восстановление Афганистана в качестве единого, суверенного и экономически эффективного государства, которое не только прекращает экспорт нестабильности, наркотиков и терроризма, но и становится модельным государством ускоренной индустриализации и развития; во-вторых,-обеспечение прочной кооперативной безопасности и стабильности в регионе и т.д.
В условиях растущей наркоугрозы и связанной с ней организованной преступности, Таджикистан оказался на переднем плане борьбы с этими вызовами.По предложению таджикской стороны сейчас формируется антинаркотический пояс безопасности вокруг Афганистана. В Таджикистане есть понимание того, что необходимо искоренять базу, на которую опираются эти негативные факторы – бедность, коррупция, трайбализм. В данном контексте является важным для Таджикистана в марте текущего года озвученное предложение директора ФСКН России о создании Корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии, призванной через реализацию комплекса экономических проектов обеспечить форсированное развитие экономик стран региона и повышение уровня жизни населения. В контексте реализации вышеуказанного предложения, 17 апреля 2013 года на заседании Правительственной комиссии РФ был рассмотрен вопрос об экономическом развитии центральноазиатского региона как ключевом направлении ликвидации наркопроизводства и создании Российской корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии. Для отвлечения населения центральноазиатского региона от участия в наркотрафике в регионе планируется создание новых рабочих мест и модернизация, в первую очередь, беднейших стран региона Таджикистана и Кыргызстана.Используя «мягкую силу», планируется создать комплексный антинаркотический пояс безопасности.Данное предложение отвечает стратегическим интересам Таджикистана.
Таджикистан определил в своей геостратегии такие приоритеты, как обеспечение коммуникационной, энергетической, продовольственной безопасности.Дляреализация данных стратегии Таджикистану необходимы многостороннее международное сотрудничество и интеграция в Большое пространство.Вхождение в инициированную Россией, Казахстаном, Белоруссией Евразийский союз отвечает национальным интересам Таджикистана.И проблема интеграции для реализации национальных интересов Таджикистана актуальна.Но в то же время, в Таджикистане есть свое видение развития евразийства. Воспринимая позитивно идеи евразийства, в Таджикистане существуют определенные позиции на перспективы развития идей евразийства:
1.На постсоветском пространстве цивилизационное развитие следует начинать не с восстановления советского наследия, а закладывать и укреплять основы новой цивилизации. Евразийство ставит задачу объединения народов и государств Евразии, предлагая соразвитие локальных цивилизаций в их многообразии, учитывая при этом, что в начале ХХ1 века, в условиях ускорения глобализации, на евразийском континенте активно идет процесс интеграции ценностей, что в конечном итоге приведет к сложению евразийской цивилизации. В процессе становления новой евразийской цивилизации, евразийцы будут стремиться к сохранению цивилизационного многообразия.
2.Евразийствокакидеологиямирадолжнаисключатьидеиконфронтационного восприятия мира в модели Восток-Запад.Борьба конфронтационных идей на протяжении историиявлялась основным сдерживающим фактором соразвития. В евразийстве доминирующим фактором должны быть цивилизационные ценности и идеи равенства.
3. Объединяющая платформа евразийства должна вобрать в себя ценности существующих на постсоветском пространстве локальных цивилизаций (православно-христианской, исламской (со спецификой оседлоземледельческих и кочевых цивилизаций ЦА).
4.Политическая составляющая евразийства должна учитывать цивилизационные ценности политической культуры локальных цивилизаций на постсоветском пространстве.
5. Целесообразно из идеологии евразийства исключить категорию Империя, несущей негативную историческую память для большинства евразийского сообщества. На постсоветском пространстве приемлем союз равноправных государств, учитывающих взаимные национальные интересы.
Для реализации коммуникационной стратегии, выхода из географического тупика для Таджикистана важна стабилизация афганского фактора. В настоящее время очевидна интенсификация работы по мирному урегулированию афганской проблемы с учетом современных геополитических реалий страны в рамках контактной группы Афганистан- ШОС, осознавая, что необходимо принимать превентивные меры для реализации интересов государств Центральной Азии. Сложная военно-политическая обстановка в Афганистане – одно из основных препятствий на пути региональной интеграции и реализации наиболее приоритетного совместного интереса государств Центральной Азии, связанного с обеспечением альтернативными и взаимодополняющими транспортными коммуникациями. Основу для активизации регионального сотрудничества создают общие интересы, такие как борьба с террористическими сетями, организованной преступностью и с наркоторговлей, а также общая заинтересованность в развитии Афганистана. Возможно, необходима разработка стабилизационной программы Афганистана совместно с участниками афганского диалога, учитывая, что многие проекты развития ШОС зависят от стабилизации ситуации в регионе и афганского фактора.
Наиболее оптимальным для урегулировочного процесса представляется подключение возможностей соседних Афганистану стран-членов ШОС- Таджикистана, Узбекистана, имеющих большое влияние на севере страны, а также стран-наблюдателей ШОС. Таджикистан уже сейчас серьезно взаимодействует с Афганистаном экономически. Таджикистан планирует реализовать ряд проектов, которые могут содействовать развитию Афганистана. Например, реализация предлагаемых таджикской стороной проектов (таких, как строительство железнодорожной ветки Туркменистан-Афганистан (Мазори Шариф) – Таджикистан, газопровода по данному маршруту, а также ускорение строительства энергетического проекта ЛЭП CASA -1000 и Рогун-Мазори-Шариф-Герат-Мешхед, которые могли бы соединить электрические сети Кыргызстана, Таджикистана, Афганистана и Пакистана) серьезно содействовали бы развитию Северного Афганистана, способствовали бы укреплению регионального взаимодействия и обеспечению безопасности.
Один из ведущих экспертов по Центральной Азии, глава Центра изучения Афганистана (Германия) АзизАрианфар представляет следующее свое видение будущего Афганистана.Он считает,что в нынешних условиях мир и стабильность в регионе может обеспечить только восстановление нейтрального статуса Афганистана, подписание при посредничестве и под гарантии ООН договора между Афганистаном и Пакистаном, который содержал бы три основных пункта: невмешательство во внутренние дела друг друга, ненападение друг на друга, отсутствие территориальных претензий друг к другу. По его мнению, «в нынешней геополитической ситуации в Центральной Азии принципиально важен фактор Пакистана. Пакистан умело маневрирует между Китаем и Америкой. С одной стороны, Исламабад получает деньги от Пекина для того, чтобы вытеснить американцев из Афганистана, а с другой стороны - получает дань от Вашингтона для того, чтобы помочь американцам задержаться в Афганистане". По мнению Арианфара, "стратегия Пакистана в отношении Афганистана на сто восемьдесят градусов отличается от стратегии США в этой стране. Пакистанская политика направлена на создание конфедерации с Афганистаном. В свою очередь, американцы хотят иметь в Кабуле марионеточное правительство, которое прислушивалось бы к их командам, и при помощи которого можно было бы контролировать Пакистан и соседние с Афганистаном страны". Эксперт заявил, что политическая система Афганистана можетбудет конфедеративной, с двумя сегментами автономного управления: пуштунским "исламским эмиратом Афганистана" под властью талибов и со столицей в Кандагаре и "исламским государством Хорасана" под контролем таджиков, хазарейцев, узбеков и туркмен со столицей в Мазари-Шарифе.На наш взгляд, подобное политическое устройство отвечало бы интересам безопасности приграничных государств постсоветской Азии: иметь мягкий буфер (между перманентно нестабильным югом Афганистана и новыми государствами региона) в виде дружественной этнической автономии на севере Афганистана, с населением которой во все исторические периоды существовали этнические, политические, экономические и культурные связи, а в настоящее время уже налаживаются тесные экономические и культурные контакты. Другое дело, насколько этот процесс будет бесконфликтным и не будет нести в себе уже и военную угрозу приграничным странам, с потенциалом дестабилизации новых государств региона. Между тем, придание статуса наблюдателя Афганистану в ШОС не только способствовал бы сближению позиций при реализации многих экономических, коммуникационных, энергетических проектов государств-членов ШОС, но способствовал бы повышению геополитического потенциала организации.
Афганистан заинтересован сейчас в экономическом взаимодействии со странами ШОС. И в то же время соглашения Афганистана о стратегическом партнерстве с США, Великобританией и Индией – это свершившийся факт. По крайней мере в ближайшей время руководство Афганистана будет строить свою политику в соответствии с этими соглашениями. Американский фактор будет влиять на взаимодействие Афганистана в рамках ШОС, особенно тогда, когда речь будет идти об усилении военно-политического сотрудничества в рамках организации.
Индия, государство-наблюдатель в ШОС, заинтересована в реализации своих коммуникационных и энергетических проектов в северном векторе своей внешней политике, но это возможно только при условии стабилизации Афганистана.Индия заинтересована в строительстве газопровода ТАПИ (Туркменистан, Афганистан, Пакистан, Индия), транспортного коридора “Север-Юг”. Основными факторами, которые способствуют сближению Индии с новыми государствами, отчасти является проблема урегулирования ситуации в Афганистане, борьба против религиозного экстремизма, терроризма и наркотрафика.Индия заинтересована в стабилизации положения в Афганистане и снижении влияния Пакистана на афганскую ситуацию. Индия, крупнейший региональный донор Афганистана, направила в эту страну помощь в объеме 550 миллионов долларов.
Индия занимает сегодня шестое место по объему инвестиций в экономику Афганистана (это составляет $2,1 млрд.). В настоящее время в Афганистане находится более 4 тысяч граждан Индии, участвующих в различных проектах по восстановлению Афганистана (подготовка афганских полицейских, помощь в области образования, здравоохранения, энергетики и сфере телекоммуникаций). Открыты и успешно работают, помимо посольства в Кабуле, 4 индийских консульства в Герате, Мазари-Шерифе, Джелалабаде и Кандагаре. С 2011 года Индия приступила к поставкам оружия Афганистану, что положила начало оборонному взаимодействию двух стран. Вопросы расширения афгано-индийского оборонного сотрудничества и обеспечения стабильности в Афганистане обсуждались в 2011 г. во время переговоров министров обороны Индии и Афганистана. Кроме предоставления экономической и гуманитарной помощи Афганистану Индия в настоящее время оказывает содействие в подготовке юристов и сотрудников дипломатической службы. В последующие несколько лет Индия предоставит Афганистану экономическую помощь в размере $500 млн. Эти средства будут направлены на возрождение афганской экономики и восстановление этой страны. С 2002 года Индия уже предоставила Афганистану экономическую помощь на сумму $1,5 млрд. Она участвует в проектах по реконструкции дамбы в провинции Герат. Завершается строительство Индией в Афганистане важной автодороги Деларам-Зерандж.Индия предлагает бесплатное медицинское обслуживание в больницах по всему Афганистану. Она избрала линию на применение в Афганистане "мягкой силы". Индийская продукция активно завоевывает местный рынок, а теле- и киноиндустрия популярны среди афганского населения. Афганистан рассматривает Индию как своего стратегического партнера. Для Индии тесные отношения с Афганистаном в перспективе означают для нее не только новые торговые пути, но и доступ к огромным энергетическим запасам Центральной Азии, а также прочные индийско- афганские отношения позволят уменьшить влияние Пакистана в Афганистане.
Пакистан и Иран, как страны-наблюдатели в ШОС, в силу многих общих цивилизационных основ тесно связаны исторически с Афганистаном и имеют большое влияние в этой стране. Пакистан и Иран тесно работают с национальными, религиозными, политическими и военными группировками Афганистана, что явно свидетельствует об их намерениях играть важную роль в стране в стратегической перспективе. В связи с изменением ситуации в Афганистане усилили свою деятельность и Иран, и Пакистан в большей мере в экономической области, хотя все еще сохраняются их воздействия на отдельные военно-политические группировки ИРА. В настоящее время создана пакистано-афганская комиссия на уровне министров, занимающаяся вопросами развития сотрудничества между ИРП и ИРА в области торгово-экономического взаимодействия, координации программ восстановления Афганистана. Пакистан снял с местных экспортеров таможенные пошлины более чем на 33 наименования товаров( стройматериалы,продукты питания,лекарственные препараты, одежда,предметы домашнего обихода и т.д.Пакистан экспортирует в Афганистан бензин, ГСМ, удобрения и т.д. С 2002 года действует соглашение о транзитных перевозках между государствами, налажено сотрудничество в банковском секторе. Но принципиальным раздражителем двусторонних отношений остается нерешенная “проблема линии Дюранда”.
С самого начала восстановления «постталибовского» Афганистана Иран де-факто занял одно из центральных мест в подъеме афганской экономики. При этом, если остальные зарубежные доноры: США, Евросоюз, Япония и другие страны, участвовали, в основном, в восстановлении дорог, телекоммуникаций и связи, оказании гуманитарной помощи, то Иран направил средства в важнейшие для Афганистана области: сельское хозяйство и энергетику. Одним из важнейших направлений ирано-афганского сотрудничества стала помощь в восстановлении наземных путей сообщения. Интересы Ирана в Афганистане, прежде всего, связаны с укреплением влияния в западных провинциях страны, которые исторически относились к Персидской империи. В списке стран, инвестирующих в последние годы средства в экономику Афганистана, Иран прочно входит в первую пятерку. В настоящее время Иран является одним из ведущих торговых партнеров Афганистана, заметно потеснив соседний Пакистан. (6) Очевидно, что в перспективе Иран и Пакистан через экономическую составляющую могут иметь возможность влиять на внутри- внешнеполитические процессы нового Афганистана.
Между тем, в условиях неопределенности геополитической ситуации в Афганистане после вывода коалиционных войск и процесса становления новой политической структуры страны, в первую очередь для государств, прилегающих к Афганистану, нарастает фактор военной угрозы. Видимо, после завершения стабилизационных мер в Афганистане, иностранные военные должны покинуть страну, так как они находятся на афганской территории по решению ООН и в соответствии с мандатом ООН (резолюция СБ ООН от 20 декабря 2001 года). И вывод иностранных военных из Афганистана должен быть осуществлен после отчета в ООН о выполнении мандата и по решению СБ ООН.В настоящее время Россия требует от США и НАТО отчитаться перед Совбезом ООН за итоги миссии в Афганистане и только потом они могут претендовать на новый тренинговый мандат после 2014 г.Пентагон в Афганистане после 2014 года предлагает оставить 3-9 тыс. американских военнослужащих для обучения местных сил безопасности, а НАТО, видимо,определят окончательно масштаб будущей миссии до конца 2013 г.Между тем на таджикско-афганской, афганско-узбекской, афганско-туркменской границе ощутимо напряженное положение, усиливается фактор военной угрозы новым государствам.
На наш взгляд, предпринимая превентивные меры по обеспечению безопасности от новых угроз, необходимо уже сейчас усиливать военную составляющую региональной системы безопасности. Прежде всего следует ожидать усиление ОДКБ в афганском векторе, так как организация является единственным наднациональным фактором обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности его участников на евразийском пространстве. В рамках ОДКБ уже сейчас наращиваются совместные усилия по противодействию новым вызовам и угрозам коллективной безопасности, о чем свидетельствует практика совместных мероприятий и действий оперативных подразделений в рамках операций "Нелегал", "Канал", "Прокси". На сегодняшний момент в военную (силовую) составляющую ОДКБ входят сформированные на широкой коалиционной основе Коллективные силы оперативного реагирования и Миротворческие силы, а также региональные группировки сил и средств коллективной безопасности, в том числе и КСБР ЦАР. Активно развивается взаимодействие специальных подразделений в целях пресечения преступлений в сфере современных информационных технологий в рамках операции "Прокси". В рамках системных шагов ОДКБ по противодействию незаконной миграции и торговле людьми проводятся скоординированные оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции по противодействию незаконной миграции под условным наименованием "Нелегал". Предстоящий вывод Международных сил содействия безопасности, может осложнит ситуацию в постсоветской Азии. В декабре 2011 года утвержден План мероприятий ОДКБ по противодействию вызовам и угрозам, исходящим с территории Афганистана, который предусматривает налаживание взаимодействия с МССБ, практические меры по формированию "поясов" антинаркотической и финансовой безопасности вокруг Афганистана, привлечение представителей правоохранительных органов ИРА к участию в антинаркотической операции "Канал", подготовку кадров для афганских антинаркотических структур.Налажен механизм обмена мнениями по широкому кругу вопросов, представляющих взаимный интерес, между высшими административно-должностными лицами ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС, что позволяет координировать усилия по распределению функций между региональными организациями в сфере обеспечения безопасности в государствах Евразии.(7) Пока остается открытым и проблема взаимодействия НАТО и ОДКБ по обеспечению региональной безопасности в контексте афганского фактора.
Геополитические реалии таковы, что государства ШОС оказываются в масштабной "дуге нестабильности", начинающейся на Ближнем Востоке и Северной Африке и через Кавказ и Каспий проходящей в Центральную и Южную Азию. В этих условиях, перед потенциальными военными угрозами, возможно, уже сейчас необходимо предпринимать превентивные меры. Геополитический потенциал ШОС больше и шире в пространственно, чем у ОДКБ. Между тем, механизмов реагирования на новые угрозы и вызовы государствам ШОС явно недостаточно в том виде, в котором "предусматриваются такие меры, как заявления генерального секретаря; созыв внеочередного заседания совета министров или секретарей совбезов ШОС; направление миссий ШОС для ознакомления с обстановкой на месте"… Государствам-членам ШОС и наблюдателям организации следует, видимо, усилить договорно-правовую базу военного сотрудничества. Может быть, эти гарантийные договоры о взаимопомощи должны действовать на ближайшие 25 лет. Эти международно-правовые документы должны гарантировать неприкосновенность границ, оказание взаимопомощи в случае военной угрозы.
Кроме того, нагнетаемая вокруг иранской ядерной программы военно-политическая обстановка и перспективы военной угрозы вызывают напряженность в государствах, граничащих или расположенных вблизи границ Ирана. В данном контексте реальной угрозе подвергается безопасность постсоветских государств: это угроза экономическим интересам новых государств, экологические и гуманитарные риски из-за распространения радиации, это проблема миграции в условиях экологической катастрофы. Особенно эти обстоятельства беспокоят в связи с возможностью применения в конфликтах ядерного оружия. Существует заявление американского консультанта и аналитика по Ближнему Востоку Питера Айра о том, что США применяли тактическое ядерное оружие как минимум один раз в Ираке и несколько раз в Афганистане - в горах Тора Бора, непосредственно у границ Таджикистана. Есть предположение, что реорганизация Глобального ударного командования ВВС США связана с задачей достижения необходимой «гибкости», которая позволит Соединённым Штатам применять тактическое ядерное оружие и в дальнейшем. (8) Эти факты свидетельствуют об усилении рисков безопасности для приграничных государств постсоветской Азии, в частности Таджикистана. Видимо, афганский и иранский факторы будут осложнять геополитическую обстановку в течение неопределенного времени. Кроме того, в первую очередь военной угрозе подвергаются государства, прилегающие к Афганистану, поэтому, может быть, стоит подписание некого Амударьинского гарантийного пакта между Афганистаном, Таджикистаном, Узбекистаном. Возможно, с подключением в пакт других заинтересованных государств. Гарантом выполнения условий пакта, возможно, должны выступить Россия, Казахстан, Китай. Все эти «перекрещивающиеся» договоренности, возможно, дадут дополнительные гарантии безопасности региону. Эти «договоры перестраховки» должны явится определенной мерой перед надвигающейся внешней угрозой постсоветскому пространству.
Примечания:
1. Серебрякова Н.В. Центральноазиатская политика КНР как региональная проекция «теории гармоничного мира»//Мировые державы в Цент ральной Азии.-М,2011, с.74-75.
2.Политика мировых держав в Центральной Азии и ее влияние на перспективы развития ШОС//Мировые державы в Центральной Азии. М., 2011,с.22-23; Карякин В.В. Современная геополитическая динамика Ближнего и Среднего Востока. М.,2010, с.9;Майтдинова Г.М. Международное сотрудничество в Центральной Евразии по обеспечению региональной безопасности: противодействие новым угрозам, механизмы, векторы взаимодействия.//В сб. материалов Междунар. конф. «Проблемы модернизации и безопасности государств Центральной Азии и Российской Федерации в новых геополитических реалиях». Душанбе, 9 ноября 2010 г.- Душанбе, 2011, с.221-222.
3.Матвеев В.А. Роль России в решении проблемы стабилизации социально-экономического положения в центрально-азиатском регионе//Мировые державы в Центральной Азии. М., 2011, с.214-215.
4. Матвеев В.А. Роль России в решении проблемы стабилизации социально-экономического положения в центральноазиатском регионе//Мировые державы в Центральной Азии, с.214.
5. Путь к миру и согласию в Афганистане определяется позицией, которую займет Россия. Проектно-аналитический доклад. М.,2008; Майтдинова Г.М. Международное сотрудничество в Центральной Евразии по обеспечению региональной безопасности: противодействие новым угрозам, механизмы, векторы взаимодействия //Проблемы модернизации и безопасности государств Центральной Азии и Российской Федерации в новых геополитических реалиях.Душанбе,2011, с.236-238; В Институте демографии и развития РФ в рамках проекта «Проектное государство» 1 декабря 2011 г. состоялась проектная сессия по теме: "Определение матрицы проектов совместного развития России и Центральной Азии и самоопределение к реализации проектов".
6. Арианфар А. Стратегический провал США в Афганистане и Средней Азии неизбежен //http://www.regnum.ru/news/polit/1654583.html#ixzz2S1QGKqMpЭксперт: Афганистан разделят на "исламский эмират" и "государство Хорасана"//http://www.regnum.ru/news/polit/1522861.html#ixzz1sapckVC5 СтолповскийО.А.Потенциал влияния Ирана на развитие ситуации в Афганистане // Материалы междунар.конф. «ШОС как фактор интеграции Центральной Евразии: потенциал стран-наблюдателей и стран-соседей».М.,2009,с.124-125.
7.Бордюжа Н. ОДКБ – гарант стабильности и безопасности в Евразии//
Независимая газета-НВО- http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1334896320 8. Савин Л. США применяли тактическое ядерное оружие в Афганистане и Ираке//Фонд стратегической культуры. 07.04.2012 . См.также: http://www.presstv.ir/detail/212827.html |