Евразийская интеграция: текущая ситуация и перспективы

13.06.2013

Евразийская интеграция: глобальный аспект

В общемировом историческом контексте экономическая интеграция на евразийском пространстве – это логичный и закономерный процесс. В условиях глобализации и усиления конкуренции во всем мире наблюдается устойчивая тенденция к возникновению и укреплению региональных экономических объединений. С учетом сохраняющихся кризисных явлений в мировой Финансово-экономической системе интеграционные процессы приобретают еще большую актуальность и значимость. Объединенные общими интересами и задачами группы государств более успешно действуют в глобальной экономике, получая реальные конкурентные преимущества.

По пути наращивания многостороннего сотрудничества идут и государства-участники Содружества Независимых государств. Сегодня в соответствии с принципом разноуровневой и разноскоростной интеграции на пространстве СНГ успешно развиваются различные
интеграционные форматы: Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Организация Договора о коллективной безопасности ОДКБ), Таможенный союз (ТС), Единое экономическое пространство (ЕЭП). Они органично дополняют друг друга, создавая широкую платформу партнерства.

Во "главу угла" при этом ставятся интересы наших граждан, задача поддержания и упрочения традиционных связей между странами. Объективным преимуществом нашего объединения являются языковая общность, схожие мировоззренческие и жизненные стандарты, отлаженные производственные модели взаимодействия.

Ядро евразийской интеграции

Как неоднократно подчеркивало руководство нашей страны, евразийская интеграция – стратегический выбор России. При этом особое значение имеет развитие взаимодействия в рамках наиболее комплексных и глубоких интеграционных форматов – Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. Именно эти три страны стали ядром евразийской интеграции.

Ориентиры работы Москвы, Астаны и Минска на перспективу зафиксированы в принятой на саммите Высшего Евразийского экономического совета 18 ноября 2011 года Декларации о евразийской экономической интеграции.

Курс на дальнейшее развитие и углубление евразийских интеграционных процессов был подтвержден в ходе состоявшегося 19  декабря 2012 г. в Москве очередного заседания Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств.

Таможенный союз и Единое экономическое пространство

В настоящее время выполнены все основные мероприятия по созданию и обеспечению функционирования Таможенного союза. Заработала единая система регулирования во многих ключевых экономических областях. Сформирована единая система внешнеторгового тарифного, нетарифного и таможенного регулирования, ведения согласованной политики в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.

С 1 июля 2011 года осуществлен перенос таможенного, санитарного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, транспортного государственного контроля с российско-белорусской и российско- казахстанской границы на внешнюю границу Таможенного союза.
Полностью образована единая Таможенная территория Таможенного союза со свободным перемещением товаров внутри нее и единым подходом ко всем товарам. Устранение административных барьеров существенно облегчает ведение хозяйственной деятельности не только для национальных операторов трех стран, но и для зарубежного бизнеса.

Планомерно идет работа по созданию Единого экономического пространства «тройки». С 1 января 2012 года вступил в силу пакет из 17 соглашений, формирующих договорно-правовую базу ЕЭП. В развитие этого базового пакета до 2015 года предусматривается принять более
пятидесяти международных нормативно-правовых документов, а также внести необходимые изменения в национальные законодательства России, Белоруссии и Казахстана.

Создав Таможенный союз, стороны обеспечили свободу передвижения товаров. Введя в действие пакет международных договоров ЕЭП, обеспечили также предпосылки для свободного движения услуг, капиталов и трудовых ресурсов. В перспективе – выход на осуществление согласованной валютной и макроэкономической политики.

Практические результаты интеграции

Новые интеграционные форматы уже приносят вполне конкретную практическую отдачу. Выражается она не только в цифрах прироста ВВП и взаимной торговли, хотя и они значительны. Например, за первые полгода с начала полномасштабной работы ТС в июле 2011 года объем взаимной торговли государств – участников Таможенного союза вырос
почти на 40%, за январь-сентябрь 2012 г. – на 10%. В целом по государствам ТС/ЕЭП прирост произведенного ВВП за январь-сентябрь 2012 г. составил  4% по сравнению с аналогичным
периодом 2011 года, в т.ч. ВВП России – на 3,8%, Белоруссии – на 2,5%, Казахстана – 5,2%.

Наряду с этим прямым результатом функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства стало улучшение общего инвестиционного климата в странах ТС и ЕЭП, обеспечение более комфортгых условий ведения бизнеса, в том числе малого и среднего, создание новых рабочих мест. По актуальным статданным, количество безработных, состоящих на учете в органах занятости населения на начало октября 2012 г. в целом по странам Таможенного союза и Единого экономического пространства было ниже аналогичного показателя 2011 года на 19,6% (в Белоруссии снижение составило 12,8%, России – 19,1%, Казахстане - 30,5%).

Наднациональный орган евразийского интеграционного проекта

Важным элементом, способствующим углублению евразийской интеграции, является создание Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Комиссия, приступившая к работе с 1 февраля 2012 г. – единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства. В соответствии с соглашениями по ЕЭП, а также Договором о Евразийской экономической комиссии на наднациональный уровень ЕЭК передан целый ряд функций и полномочий. К ведению Комиссии перешли вопросы таможенно-тарифного и технического регулирования, установления торговых режимов в отношении третьих стран, конкурентная, макроэкономическая и энергетическая политика, ряд других позиций.

Принципиально важно, что механизм принятия решений в рамках ЕЭК исключает доминирование какого-либо государства-участника Таможенного союза. В ее руководящий орган – Коллегию – входят по три представителя от каждого из государств «тройки». Комиссия становится ключевой структурой на евразийском пространстве. Постепенно государства ТС и ЕЭП будут передавать ей все новые и новые полномочия.

Возможное расширение интеграционного проекта

Российская сторона рассматривает евразийскую экономическую интеграцию как безусловный приоритет своей работы на пространстве СНГ. Продвижение интеграционных процессов в рамках «тройки» не означает стремления дистанцироваться от других стран. Напротив,
евразийский проект с самого начала задумывался как структура, открытая для других государств, прежде всего членов ЕврАзЭС и участников СНГ. При этом важно, чтобы страны, изъявившие желание присоединиться к евразийскому интеграционному проекту, не только разделяли его цели и принципы, но и действительно были готовы к их реализации.

Страны ТС и ЕЭП стремятся к дальнейшему укреплению всестороннего взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с другими странами, международными интеграционными объединениями с выходом на создание общего экономического пространства. Мы искренне
заинтересованы в том, чтобы ближайшие соседи не ставились бы искусственно перед сложным выбором между «западным» и «восточным» вектором развития, а могли бы участвовать в интеграционных процессах на всем евразийском пространстве.

Для граждан снятие миграционных, пограничных и прочих барьеров, так называемых «трудовых квот», будет означать возможность без всяких ограничений выбирать где жить, получать образование, трудиться. Кстати, в СССР — с его институтом прописки — подобной свободы не было».

Все это отнюдь не означает восстановления бывшего СССР. Это невозможно по объективным обстоятельствам, да в этом и нет необходимости. Это будет качественно иное равноправное объединение государств, основанное, прежде всего, на общности экономических интересов. Политика в этом случае будет объективно подстраиваться под эти интересы. В такое объединение, вне всякого сомнения, со временем смогут войти и другие государства СНГ.