Цензура: не быть или не быть, но как сделать ее максимально эффективной
В рамках семинара Института Царьграда с участием представителей Государственной Думы, МИД России, Роскомнадзора, научного сообщества, духовенства, средств массовой информации (в том числе зарубежных), выдающихся деятелей культуры и искусства проведено экспертное обсуждение вопросов Цензуры как исторически важнейшего инструмента государственной политики и её актуальности для России в современных условиях.
По результатам дискуссии участники пришли к следующим выводам.
В общетеоретической сфере
1) Цензура в своих исходных философских основаниях является неотъемлемой частью культуры, отделяющей информацию, подлинно значимую для созидательного общественного развития, от чуждой, враждебной, ведущей к хаосу и деградации. В этом смысле цензура как функция существует в культуре объективно и независимо от решений власти об её учреждении, институционализации, нормировании и т.д.
2) Всеобщий характер информации предопределяет всеобщность цензуры, её неизбежное присутствие во всех сферах общественной жизни.
3) Основной задачей цензуры является защита культурного суверенитета государства и его идейно-ценностного ядра, формирующего национальную идентичность.
4) Глобализация информационных потоков, неуклонное увеличение объемов информации, тотальное расширение и децентрализация числа субъектов, распространяющих её посредством социальных сетей, мессенджеров и т.д., приводит к возрастанию как роли информационного фактора в системе государственного управления, так и Цензуры как механизма ее оценки и фильтрации.
5) Фигура Цензора при таком понимании сути цензуры должна быть условным аналогом судебной власти – обладать высочайшей профессиональной квалификацией и духовным авторитетом, а также обладать независимостью от какой бы то ни было чиновничьей вертикали и быть наделенной правом выносить общеобязательные решения при оценке соответствующих объектов исследования.
6) Деятельность Цензора, являясь важнейшим фактором обеспечения легитимности власти, должна быть публичной, открытой для общества, основываться на общезначимых правилах и критериях оценки.
7) Деятельность Цензора ни при каких обстоятельствах не должна:
- обслуживать частные, корпоративные, узковедомственные интересы, скрывать преступления и упущения конкретных должностных лиц, препятствовать диалогу общества и государства;
- блокировать внедрение инновационных технологий, изучение культуры других стран и народов, а также принимать любые иные решения, тормозящие развитие государства, обрекающие его на автаркию и деградацию.
Умение допускать новую информацию от «чужих» с соблюдением требований национальной безопасности и во благо развития «своей» страны – важнейшее качество Цензора.
8) Цензура не является самодостаточным инструментом государственной политики, её эффективность и легитимность напрямую зависят от устойчивости идейно-ценностного ядра общества, его духовного и культурного иммунитета. В свою очередь, деятельность Цензора является важнейшим фактором его формирования, а также своевременного выявления внешних угроз и пресечения их деструктивного воздействия.
Для современной российской политики
Основными признаками, характеризующими духовное состояние российского общества в постсоветский период стали беспочвенность (как следствие в целом антирусского характера национальной политики СССР) и засилие ценностных установок современного Запада: культ потребления, жажда наживы и легких денег, гедонизм и правовой нигилизм. Островки подлинно национальной отечественной культуры не могли воспрепятствовать массированному внедрению этих установок, транслируемых посредством гигантских ресурсов западной индустрии развлечений и сферы услуг.
Введенный Конституцией 1993 года запрет на идеологию и цензуру в реальности оказался лишь манипуляцией общественного сознания - на смену советской идеологии и цензуре пришли её либеральные аналоги. В результате духовная сфера российского государства и общества была захвачена идеологией и ценностями либерализма, причем в его самой низменной - колониальной версии.
Неинституциональный, недекларируемый, прикрываемый лозунгами о свободе слова, печати, творчества и т.д. характер деятельности этих новых институтов контроля над сознанием россиян позволил либеральной цензуре в 90-е годы ХХ века закрепиться во всех сферах общественной жизни, обеспечив не только тотальное продвижение идейно-ценностных стандартов Запада в культуре, искусстве, науке, образовании, педагогике, но и отрицательный отбор в кадровой политике.
Указанные обстоятельства способствовали снижению качества государственного управления, провалам в работе с молодежью и не позволили создать образ будущего России, привлекательный для значительной части россиян, а также для жителей постсоветского пространства и дальнего зарубежья, что в значительной степени стало причиной ослабления геополитической роли России, распространения русофобии и ущемления прав русского населения в других странах.
Всемерно поддерживая усилия Президента Российской Федерации В.В. Путина по духовному возрождению России и обретению подлинного государственного суверенитета, нашедшие отражение в поправках к Конституции России 2021 года и документах стратегического планирования, участники семинара отмечают наличие значительного числа нерешенных проблем в сфере информационной и культурной безопасности страны, многие из которых даже не сформулированы в качестве приоритетных задач державного строительства.
Конституционно-правовые основы, заложенные еще в 90-годы ХХ века, не отвечают текущим потребностям и нуждаются в радикальном преобразовании.
Так, сохраняющий свою силу запрет на государственную идеологию (ст. 13 Конституции России) является главным препятствием в выработке и реализации системы мер по защите духовно-ценностного ядра Русской Цивилизации, лишает подлинной концептуальной основы любые программы воспитательной работы, а также не позволяет в большинстве случае (за исключением явных уголовно- и административно-наказуемых деяний), четко и общезначимо оценивать конкретные информационные и культурные воздействия на сознание, идентифицировать агрессивные враждебные ресурсы для их отграничения и блокировки.
Участники семинара отметили, что такие фундаментальные документы как Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 05.12.2016 № 646), Стратегия национальной безопасности (утв. Указом Президента РФ от 02.07.2021 N 400) несмотря на несомненное позитивное регулятивное воздействие, тем не менее не могут полноценно компенсировать указанный конституционный запрет, поскольку утверждены подзаконными актами и в отличие от Основного закона не имеют высшей юридический силы и прямого действия.
В этих условиях даже существенные и социально значимые результаты деятельности Роскомнадзора, безусловно, способствующие оздоровлению информационной среды, в стратегическом плане не могут считаться достаточными, ибо в силу ведомственных полномочий не затрагивают основополагающих вопросов идейно-ценностного противостояния России и Запада как цивилизационных систем.
В силу этого за пределами сугубо административной и уголовной юрисдикции отстаивание национальных интересов в духовной сфере ведется бессистемно, медленно и робко. По-прежнему, не отмечено существенного перелома в устранении западных либеральных стандартов в сферах культуры, образования, науки, педагогики, воспитательной работы. Все вызовы и угрозы, отмеченные в вышеуказанных стратегических документах, в полном объеме сохраняют свою актуальность. Какие-либо активные действия властей, как правило, представляют собой лишь запоздалый ответ на демонстративные русофобские акции, получающие широкой общественный резонанс.
В свою очередь, за истекший 2022 год либеральная цензура Запада посредством «культуры отмены» выжгла «огнем инквизиции» любое присутствие национального российского контента в своем информационном и духовном пространстве, вплоть до прямого преследования и травли журналистов и публицистов, пытающихся объективно освещать события в зоне СВО.
Сегодня все ресурсы культурной, информационной, медийной машины Запада, предав забвению собственные считавшиеся незыблемыми постулаты о свободе слова, печати, мнений и т.п., нацелены исключительно на уничтожение любыми средствами Русской Цивилизации, ее идейно-ценностного ядра, определяющего нашу национальную идентичность.
Важно понимать, что сегодняшний противник – не та культура и наука Запада, которая в прошлом была источником общественного развития, являлась предметом изучения и использования в практике русского державного строительства со времен Ивана III, Петра Великого и Екатерины II, а пропаганда самых низменных пороков, ведущих человечество к гибели, наряду с воинствующей русофобией.
И здесь, по мнению участников семинара, в полной мере вновь встает задача переосмысления роли и значения Цензуры в системе державного строительства России, утверждения и защиты ее суверенитета и цивилизационной идентичности.
Учитывая, что сам термин «цензура» сегодня в значительной степени дискредитирован в общественном сознании (хотя и во многом на основании популистских либеральных манипуляций) его использование в официальных документах и заявлениях представляется избыточным.
Вместе с тем, базовая функция цензуры, изначально содержащаяся в самом феномене культуры, должна быть представлена концептуальном и правовом поле современной российской государственности. Объект её защиты - исторические и духовно-нравственные ценности Русской Цивилизации.
Миссия Цензуры сегодня:
- оружие России в глобальной информационной войне;
- средство воспитания подрастающего поколения, оберегающего детей от деструктивного контента современной массовой культуры;
- защита традиционных ценностей как основы народосбережения и общественного развития;
- сохранение и укрепление общественного здоровья посредством обеспечения информационной гигиены, то есть предупреждение отрицательного влияния информации на психическое, физическое и социальное благополучие россиян;
- формирование образа будущего России, очищенного от пороков современной западной цивилизации.
При этом необходимым условием эффективности и легитимности деятельности Нового Русского Цензора, по единодушному мнению участников семинара, является формирование энергичной и наступательной идейно-ценностной политики государства, содержанием которой должно стать укоренение и культивирование духовных основ Русской Цивилизации во всех сферах общественной жизни.
Данная стратегическая цель призвана стать как духовным началом, объединяющим государственный аппарат с обществом, так и организационно-правовым – поскольку её реализация должна стать основой планирования и проектной деятельности любого ведомства, а достигнутые результаты – показателем его соответствия предъявляемым требованиям.
Ключевым системообразующим элементом процесса национального возрождения и обретения подлинного суверенитета должна стать идеология новой России, что предполагает пересмотр существующих конституционно-правовых подходов к оценке этого вопроса.
Новая Идеология и Новая Цензура – ключевые факторы Победы России в войнах ХХI века.