Интеграция и МЕРКОСУР

30.03.2021
Как Южная Америка распространяет своё влияние в мире?

МЕРКОСУР – субрегиональный торгово-экономический союз, в который входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла, которая присоединилась в 2006 году, Боливия (присоединилась в 2015 году). Также в состав входят ассоциированные члены: Чили, Эквадор, Перу, Гаяна, Колумбия, Суринам. У попыток развития Южно-Американской региональной экономической интеграции по прототипу европейского ЕС долгая и вполне удачная история развития. Впервые на территории Южной Америки заговорили создании зоны свободной торговли еще в 1960 году, в этом же году была создана Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ). С 1980 года была создана латиноамериканская ассоциация интеграции, в которую вошли 10 стран: Аргентина, Бразилия, Мексика, Парагвай, Уругвай, Перу, Чили, Колумбия, Эквадор, Венесуэла и Боливия. Однако политические и экономические кризисы конца 1960-х годов не позволили осуществить эти грандиозные планы. За большой разницей интересов, взглядов, и политической стратегии между государствами Латинской Америки, развитие интеграционной группировки, к сожаления было сориентировано лишь на объединение экономически близких друг-другу. Таким образом в 1969 году в середине LAFTA образовалась Меньшая Андская группа, которая состояла из Боливии, Колумбии, Эквадора и Чили. В последствии в эту группу Венесуэла, но вышла Чили. Но и LAFTA и Меньшая Андская группа не сумели добиться успеха в развитии взаимной торговли.

В 1994 году в развитие Асунсйьонского договора было заключено дополнительное соглашение, которое в свою очередь подтвердило создание зоны свободной торговли и было провозглашена задача последующего преобразования их в таможенный союз. Данный договор вступил в силу в 1995 году, на внешних границах блока стали действовать общие таможенные тарифы на импорт товара из третьих стран мира, которые охватили примерно 85% всех видов товаров, которые поступали в страны МЕРКОСУР.

Создание МЕРКОСУР привело к увеличению взаимной торговли между его участниками. В зоне свободной торговли четырех стран были ликвидированы таможенные пошлины и другие ограничения на 90% товаров. Согласованы общие тарифы для торговли с третьими странами мира на 85% импортируемых товаров. Регион стал более привлекателен для иностранного инвестирования.

Главным органом управления МЕРКОСУР – является совет общего рынка, он периодически собирается на высшем уровне: глав иностранных правительств, министров иностранных дел. Осуществляет политическое планирование развития интеграции. Главным исполнительным органом является – Группа общего рынка, которая постоянно функционирует, имеет административный секретариат вместе со штаб-квартирой в городе Монтевидео, Уругвай. К тому же существует десять технических комиссий, которые подчиняются группе общего рынка и занимающиеся вопросами касательно торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой и макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленные технологии сельского хозяйства и энергетики. В систему органов также входят консультативные учреждения без полномочий принятия решений, а именно: совместная парламентская комиссия; консультативный социально-экономический форум.

В 2019 году Европейский Союз (ЕС) заключил крупнейший в своей истории торговое соглашение, после двадцатилетних переговоров со странами Южноамериканского общего рынка. Был принят договор о зоне свободной торговли. Расчет был на то, что благодаря этому соглашению будет отменено большинство тарифов, действующих на ввоз товара из стран ЕС в МЕРКОСУР. Данное событие имеет большую значимость для обоих регионов, ЕС и МЕРСОКУР уже давно планировали прийти к данному соглашению, однако этому препятствовали некоторые неожиданные события того времени, такие как: окончательный выход Великобритании из ЕС, приостановление членства Венесуэлы в МЕРКОСУР и идеологические разногласия Аргентины с региональными партнерами. Возрождение данного договора — это возможность оживить экономическую деятельность, в особенности агробизнес, который обеспечивает большую часть валового внутреннего продукта в бассейне Платы. Опираясь на отчеты Экономической комиссии для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) за 2020 год, неорганизованная гонка за региональную интеграцию, охватившая МЕРКОСУР, нуждается в партнерстве с ЕС в качестве следующего этапа в социально-экономическом развитии региона. На начальном этапе соглашение с МЕРКОСУР было необходимо для процесса интеграции и институционализации, а также для улучшения технологий и инфраструктуры в регионе. Но по причине опасений ЕС из-за вырубки лесов Амазонки и скептического настроя в отношении приверженности Бразилии решению проблемы изменения климата при президенте Жаире Болсонару до сих пор неясно вступит ли он в силу. Сомнения лишь усиливаются из-за обнародованной в феврале новой торговой стратегии ЕС, в которой говорится, что потенциальные партнеры самого богатого торгового блока в мире должны соблюдать стандарты в отношении окружающей среды и трудовых прав. ЕС начал переговоры с МЕРКОСУР в 1999 году, с тех пор контроль торговых сделок усилился, особенно после того, как блок начал переговоры о трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (ТТИП) с США в 2013 году, вызвав массовые протесты.

Президенты стран-участниц Южного общего рынка (МЕРКОСУР) в конце марта провели виртуальный саммит, на котором отметили 30-летие интеграционного механизма и обсудили тарифную политику блока. В настоящее время МЕРКОСУР состоит из пяти постоянных членов: Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла. Хотя членство Венесуэлы было приостановлено ​​в августе 2017 года, МЕРКОУР считает, что проведением выборов в национальное учредительное собрание власти Венесуэлы нарушили демократические правила. Во время саммита состоялась конфронтация президента Альберто Фернандеса с его коллегами из Бразилии, Уругвая и Парагвая, которые выступали за пересмотр общего внешнего тарифа и разрешение каждому государству-члену вести переговоры по своим торговым договорам в отдельности. Однако позже министр иностранных дел Аргентины Фелипе Сола смягчил позицию своей страны, заявив, что единый тариф и вопрос коммерческих соглашений будут подробно обсуждаться во избежание принятия поспешных решений.

Огромные перспективны несет за собой возможное сотрудничество МЕРКОСУРа и ЕАЭС. Рынки обоих регионов имеют огромный потенциал. В случае, если ни объединяться, то появится новый мегаблок в нашем мире. На взаимовыгодных условиях возникнет новый, практически несравнимый ни с чем альянс. Подобные партнерские отношения обладают многими плюсами, прежде всего выгодное обоим регионам политика развития «новой экономики» на базе этих отношений.

Министры иностранных дел стран МЕРКОСУР и АСЕАН впервые встретились на неформальной встрече за завтраком, которая состоялась 22 августа 2007 года в Бразилии, на встречи министров иностранных дел Форума сотрудничества Восточной Азии и Латинской Америки. На встрече министры договорились изучить пути укрепления межрегиональных связей, включая торговое и инвестиционное сотрудничество.

Отношения между МЕРКОСУР и АСЕАН развиваются непосредственно между странами-членами организаций. Важным ориентиром в установлении отношений на 2021 год с АСЕАН являются Филиппины.

В качестве потенциального важного партнера для МЕРКОСУР может выступать платформа БРИКС, особенно учитывая тот факт, что Бразилия является страной-участником обоих государств. В таком случае у России и Китая может появится возможность на установление более тесного дружеского контакта со странами региона МЕРКОСУР.

Сотрудничество с МЕРКОСУР – это огромная возможность для экономического развития многих международных платформ ОТ БРИКС до НАФТА. Для самой Южной Америки – это огромные перспективы стать еще одним уважаемым мировой элитой регионом. Единственное, что может помешать этому – это политическая заинтересованность и близость стран участников, также их собственные разногласия между собой.

  1. “Mercosur: Limits of Regional Integration” Ricardo Caichiolo url:https://www.elevenjournals.com/tijdschrift/ELR/2019/3/ELR-D-19-00039.pdf

  2. “Sustainability Impact Assessment in Support of the Association Agreement Negotiations between the European Union and Mercosur” LSA url:https://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2020/february/tradoc_158632.pdf

  3. “TRADE INTEGRATION AS A PATHWAY TO DEVELOPMENT?” THE WORLD BANK url:https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/32518/9781464815164.pdf

  4. “UE precisa rever premissas de acordo com Mercosul” Observatório do Clima url:https://www.oc.eco.br/en/ue-precisa-rever-premissas-de-acordo-com-mercosul/

«OVERVIEW OF ASEAN-MERCOSUR RELATIONS» ASEAN Secretariat Information Paper url:https://asean.org/storage/Overview-of-ASEAN-MERCOSUR-Relations_as-of-20-Jan-2021.pdf

5. «ОБЩИЙ РЫНОК СТРАН ЮЖНОГО КОНУСА (МЕРКОСУР) (СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ)» Министерство иностранных дел Российской Федерации url:https://www.mid.ru/organizacii-latinoamerikanskogo-regiona/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/400770