США боятся Китая, но еще больше российско-китайского сотрудничества

09.02.2021

 Восприятие Китая как стратегического конкурента США развивалось у американцев не один год. Но в последнее время появились признаки, что ведущие аналитические центры и группы, которые влияют на принятие решений, начали приходить к пониманию о выработке единой стратегии.

В июле 2020 г. в США была создана Группа по стратегии Китая (The China Strategy Group), которая включает в себя разношерстных экспертов и политиков, объединенных общей идеей противодействия росту китайского могущества. Показательно, что Группа создана по инициативе бывшего директора Googlе и председателя Совета по оборонным инновациям при Министерстве обороны США Эрика Шмидта. Он же и стал главой этой Группы.     Его заместителем является Джаред Коэн - генеральным директор Jigsaw (первоначально Google Ideas) и старший научным сотрудником Совета по международным отношениям. Ранее он занимал должность сотрудника по политическому планированию в Государственном департаменте США и был советником Кондолизы Райс, а затем Хиллари Клинтон. Еще одним видным участником Группы является бывший советник Джона Маккейна и генеральный директор Центра новой американской безопасности (проект неоконсерваторов) Ричард Фонтейн. Также он ранее работал в Совете национальной безопасности и государственном департаменте США при Джордже Буше.

В конце 2020 г. эта Группа выпустила доклад "Асимметричная конкуренция: Стратегия для Китая и технологий. Практические идеи для американского руководства".

Акцент в нем сделан на технологиях и инновациях и в рамках конкуренции между США и Китаем 13 авторов предлагают свои рекомендации для трех областей - технологическом противостоянии, функциональных возможностях для соперничества и структур для будущего. В первом случае речь идет о различных критических технологических платформах, требованиях и зависимости США от иностранных компаний. Во втором пересекается три направления деятельности - разведка, утечка научного потенциала и цепочки поставок. В третьем говорится о необходимости проводить политику многосторонности в международных отношений и реформу правительства США с акцентом на повышение роли экспертизы в принятии политических решений, роли Белого дома в качестве лидера над различными агентствами и промышленностью, а также строительство новой эры технологической государственности.

Интересно, что авторы предлагают новую формулу многосторонних отношений, для чего необходимо создать форум Т-12 из числа таких государств как США, Япония, Германия, Франция, Британия, Канада, Нидерланды, Южная Корея, Финляндия, Швеция, Индия и Австралия.

 Вступление доклада начинается со слов в духе Плана Баруха, когда США представили в 1946 г. в ООН свои условия, что ядерное оружие и соответствующие технологии должны быть только у США.

 "Технологическое лидерство Америки имеет фундаментальное значение для ее безопасности, процветания и демократического образа жизни. Но это жизненно важное преимущество сейчас находится под угрозой, поскольку Китай стремится обогнать Соединенные Штаты в ряде критических областей. Оставленная без внимания позиция США будет еще больше ослабевать по мере того, как Пекин будет набирать силу и влияние над правами и благосостоянием людей во всем мире, в том числе в Соединенных Штатах. Этот вызов требует срочных политических решений для обновления американской конкурентоспособности, прекращения этих тенденций и сохранения критически важных технологических преимуществ США".

Авторы также утверждают, что нынешняя задача состоит в том, чтобы разработать подход к предстоящему периоду обострения конкуренции и трений, а также быстрых технологических изменений, что позволит Соединенным Штатам наиболее эффективно продвигать свои интересы и ценности.

В выводах указано, что "диалог внутри США по вопросам безопасности в связи с Китаем и его технологиями начал вращаться вокруг небольшого набора тем: угроза конкретного китайского видео-приложения, битва за 5G или перевес потенциальных рисков высококвалифицированной иммиграции над выгодой". Но многие из наиболее важных вопросов о стратегии США в отношении Китая в области технологий по-прежнему остаются без ответа. В итоге авторы признают, что из-за этой неясности Группа поощряет лиц, принимающих решения, использовать внешних экспертов и консультантов при планировании политики и различных программ. 

Китаю также уделено внимание в свежей работе корпорации РЭНД "Реализация Сдерживания. Изменения в политике региональной безопасности США в целях реализации реалистической Большой стратегии сдерживания". Аналогично, как и в докладе Группы, там нет ясных ответов что же нужно делать США.

В основном, приводятся аргументы тех, кто говорит об угрозах, какие Китай мог бы представлять США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Например, что Китай развивает кибернетические возможности, которые могут нарушить возможности проецирования мощи США и принести вред критической инфраструктуре. Или разработка противокосмических средств, включая системы подавления, направленное энергетическое оружие и наземные противоспутниковые ракеты, которые могут поражать как коммерческие, так и военные спутники. Поэтому "космические и кибернетические возможности Китая могут затронуть три жизненно важных американских интереса — сохранение безопасности американской родины, препятствование китайскому господству в ее регионе и сохранение американского командования в регионе".

Применение силы против Китая до сих пор на повестке у США, если речь идет о необходимости защиты Тайваня. Помимо предотвращения доминирования Китая над другими местными державами, такими как Япония, сторонники сдерживания говорят о важности сохранения американского господства в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом.

"Эти стратеги признают, что по мере роста Китая он будет расширять спорную зону, воздушное пространство и зону на своей морской периферии, в пределах которой он может сделать военные операции США дорогостоящими или трудными... Однако сторонники сдерживания пока не уточнили, есть ли точка, в которой возможен дальнейший рост в спорной зоне, что может спровоцировать непосредственное военное участие США в регионе..."

Но сторонники сдерживания также утверждают, что «есть несколько областей, в которых Соединенные Штаты и Китай имеют общие интересы, что позволяет вести сотрудничество. Обе страны стремятся бороться с изменением климата, терроризмом и предотвращать распространение ядерного оружия. Также они выступают за переговоры, направленные на улучшение торговых и инвестиционных отношений между двумя странами, и на ограничение размеров их ядерных арсеналов. Кроме того, обе страны стремятся к стабильности на Корейском полуострове». Однако позиции по этим вопросам могут отличаться. Например, хотя и Соединенные Штаты, и Китай стремятся к стабильности на Корейском полуострове, у них довольно разные взгляды на то, как ее достичь.

Кроме того, в исследовании говорится, что взгляды сторонников сдерживания «расходятся по двум ключевым моментам: степень амбиций Китая и есть ли у стран Азии способность и готовность работать вместе, чтобы эффективно противостоять Китаю. Разногласия по этим двум вопросам привели к различным рецептам стратегии США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которые варьируются от существенного сокращения военных расходов в регионе до увеличения военного присутствия США в регионе». Так или иначе, Китай представляет наибольшую потенциальную угрозу интересам США.

Вместе с тем, в США пристально смотрят и на то, как развиваются отношения России и Китая. Два бывших кадровых разведчика - Андреа Кендалл-Тэйлор и Дэвид Шульман дают развернутую оценку по взаимодействию между двумя странами в контексте глобальной политики и интересов США.

Они отмечают, что «сотрудничество двух стран ускоряет их усилия по подрыву военных преимуществ США. Эта динамика особенно проблематична для стратегического соперничества США с Китаем в Индо-Тихоокеанском регионе. Россия уже предоставляет Китаю передовые системы вооружения, которые усиливают возможности ПВО, противокорабельных и подводных сил Китая и лучше оснащают Китайскую Коммунистическую партию, чтобы выкинуть Соединенные​ Штаты из региона. Обе страны также наращивают свое технологическое сотрудничество, которое в конечном итоге может позволить им коллективно внедрять инновации быстрее, чем Соединенные Штаты смогут это сделать самостоятельно, напрягая и без того ограниченный оборонный бюджет США. В конечном счете, устойчивое и углубленное китайско-российского сотрудничество поставило бы под угрозу способность Америки сдерживать китайскую агрессию в регионе и поддерживать свою приверженность сохранению свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона».

Также говорится, что Россия и Китай объединены в своих усилиях по ослаблению сплоченности между союзниками и партнерами США и ослаблению влияния США на страны и международные институты.

Более того, Россия и Китай работают над снижением центральной роли США в мировой экономической системе. Москва и Пекин уже сотрудничают, чтобы избежать американских санкций и экспортного контроля, смягчая последствия экономического давления США. Если их партнерство углубится, или даже если каждая страна в отдельности будет наращивать устойчивость к давлению США, это может привести к ослаблению эффективности финансовых инструменты принуждения США, особенно санкций и экспортного контроля, которые были ключевой частью арсенала внешней политики США.

В конце доклада авторы рекомендуют, что «Соединенные Штаты должны контролировать и планировать, создавать встречные ветры и, где это возможно, разрывать по швам российско-китайские отношения».

А вот Еврейский институт за национальную безопасность США больше озабочен растущими инвестициями Китая в Израиль. Представители этой организации, кончено, нашли в этом и угрозу американским интересам. Например, в том, что Китая подписал в 2019 г. контракт на строительство и эксплуатацию порта в Хайфе на 25 лет.

И, судя по последним событиям, лица, принимающие решения, все же, сделали ставку на конфронтацию с Китаем.

Первая операция ВМС США при администрации Байдена с явным вызовом Пекину началась 5 февраля. Эсминец 7-го флота ВМС США «Джон Маккейн» с ракетами на борту вошел в Южно-Китайское море. Началась очередная дипломатическая конфронтация между США и Китаем.