Арктическая стратегия Индии
Правительство Индии обнародовало собственную арктическую стратегию. На специальном правительственном сайте сказано, что "значение Арктики для Индии постоянно растет, прежде всего из-за проблем, связанных с изменением климата и глобальным потеплением. Индия получила статус наблюдателя в Арктическом совете в 2013 году, став одной из тринадцати стран мира, сделавших это. Тот факт, что этот статус был продлен в 2018 году, отражает вклад Индии в изучение и исследование Арктики… Индия стремится играть конструктивную роль в Арктике, используя свой обширный научный потенциал и опыт в Гималайских и полярных исследованиях. Индия также хотела бы внести свой вклад в обеспечение того, чтобы по мере того, как Арктика становится более доступной, использование ее ресурсов осуществлялось устойчиво и в соответствии с передовой практикой, разработанной такими органами, как Арктический совет. Проект индийской арктической политики отражает эти цели, одновременно намечая путь вперед, который фокусируется на наращивании потенциала для повышения уровня нашего взаимодействия с регионом".
В документе можно обнаружить довольно занятные исторические ляпы, которые выглядят как определенные политические претензии. Например, говорится, что "вовлечение Индии в Арктику началось в феврале 1920 года, когда она подписала в Париже договор о Шпицбергене. Ее опыт полярных исследований начался в 1981 году, когда была предпринята первая научная экспедиция в Антарктиду. Индия начала свою первую научную экспедицию в Арктику в 2007 году. Цель экспедиции состояла в том, чтобы начать серию базовых измерений в области биологических наук, океанологии, атмосферных наук и гляциологии".
Однако Индия как независимое суверенное государство возникло в 1947 г., следовательно в 1920 г. Индия ничего не могла подписывать. Хотя в договоре о Шпицбергене значатся британские доминионы, от их лица в качестве императора Индии выступал Британский король, а документ непосредственно подписывал граф Дерби Эдвард Стэнли, который на тот момент служил послом во Франции, но одновременно представлял Индию. То есть, по факту Британскую Индию представляли сами британцы, так же как доминион Новой Зеландии, содружество Австралии и Союз Южной Африки.
Конечно, огромная дистанция, отделяющая Индию от приполярных территорий и вод позволяет задать вопрос, что же действительно Индии там нужно, кроме сопоставления научных исследований, проведенных в собственных Гималаях?
Сейчас вопросами Арктики в Индии занимается Национальный центр полярных и океанических исследований, Министерства наук о Земле, а Министерство иностранных дел представляет Индию в Арктическом Совете. Еще ряд министерств и агентств вовлечены в деятельность, связанную с Арктикой и правительство Индии планирует в будущем еще более тесно ангажировать их в эту тему.
В пункте о научных целях стратегии отмечено, что Индия заинтересована в укреплении действующей исследовательской базы Химадри в Норвегии, а также активно использовать действующие системы наблюдения на Шпицбергене. В третьем пункте об энергетических ресурсах открыто сказано, что заинтересована в эксплуатации углеводородов, которые еще не разработаны. Поскольку в нефтегазовые проекты в России Индия вложила 15 млрд долларов, то подобные возможности она видит и в Арктике. Кроме того, есть интерес и к депозитам различных минералов - меди, фосфору, редкоземельных металлов и платине.
Также говорится, что "по мере того как в Арктике будут открываться новые возможности, Индия будет наращивать свой кадровый потенциал. Участие Индии в Арктике будет строиться на соответствующем наращивании ее внутреннего потенциала - от науки и разведки до мореплавания и экономического сотрудничества".
В выводах значится, что взаимодействие Индии с Арктикой было многомерным. В течение немногим более десяти лет она выросла из скромной станции на Шпицбергене, чтобы охватить широкий спектр деятельности. Кроме того, учитывая синергию между исследованиями, относящимися к Гималаям и Арктике, а также потенциальное влияние изменений в Арктике на индийскую муссонную систему, доля Индии в Арктике значительна. Индия рассматривает Арктику как общее наследие человечества. Индия вполне готова использовать накопленный опыт в рамках своих обширных людских ресурсов для содействия изучению Арктики и сохранению ее уникального биологического разнообразия. Индия считает, что любая человеческая деятельность в этом хрупком регионе должна быть устойчивой, ответственной и транспарентной с соблюдением норм международного права, включая Конвенцию Организации Объединенных Наций по морскому праву. Поэтому Индия надеется на расширение своего взаимодействия с этим жизненно важным регионом и его руководящими органами в качестве ответственного партнера.
Эта политика осуществляется с помощью плана действий и механизма осуществления и обзора, основанного на сроках, приоритизации деятельности и распределении ресурсов. В реализации проекта будут задействованы все заинтересованные стороны, включая академические круги, исследовательское сообщество, бизнес и промышленность.
Несмотря на то, что документ уже готов, приглашают авторов высылать свои комментарии и предложения до 26 января 2021 г.
Теперь проанализируем это с позиции арктической геополитики, интересов Индии и ее партнеров.
Северный морской путь контролирует Россия и основным партнером и бенефициаром до сегодняшнего дня является Китай. Путь из Шанхая в Роттердам через Арктику короче, чем через Индийский океан. Для Индии же этот маршрут является длиннее традиционного южного морского пути. Следовательно, скорость перевозки и дополнительная морская коммуникация не является приоритетом для Индии.
Также у Индии, в отличие от Китая, который позиционирует себя как приарктическую державу, нет своих ледоколов, поэтому о полноценном участии в освоении Арктики не может быть и речи. Кстати, Китай выпустил свою Арктическую стратегию в январе 2018 г., то есть на три года раньше индийской.
Что касается кадрового потенциала, правильнее говорить о возможной трудовой миграции индусов в арктические страны. Государства Ближнего Востока переполнены рабочей силой из Индии. Немало выходцев из Индии проживает в ЕС, США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии. Учитывая демографическую ситуацию внутри Индии, где нет контроля над рождаемостью, как в Китае, этот "кадровый потенциал" в действительности может представлять в будущем организованные миграционные потоки.
Индийская арктическая стратегия вышла накануне смены поста председателя в Арктическом Совете - в мае 2021 г. он на два года переходит к России. Вероятно, здесь было намерение использовать исторические связи между двумя странами для того, чтобы Россия лоббировала новые интересы Индии.
Однако нужно задаться вопросом - а чьи интересы кроме собственных может лоббировать Индия? Крупнейшим партнером Индии являются США. Индия является членом группы Четырехстороннего диалога по безопасности (США, Япония, Австралия и США) и главным оппонентом Китая в Южной Азии. Китай также позиционируется как конкурент и даже противник у остальных трех указанных стран, особенно США. Более того, Четырехсторонний диалог по безопасности часто назывался как азиатский НАТО и противовес ШОС.
Но в Арктике для США и их партнеров по безопасности главной угрозой представляется Россия. В этом отношении показательным является недавний доклад Центра стратегических и международных исследований из Вашингтона, где говорится, что "компенсационный подход США на основе коалиции будет отдавать приоритет работе с арктическими и околарктическими союзниками для смягчения действий России... В соответствии с этой структурой Соединенные Штаты должны уделять приоритетное внимание многосторонним инициативам с союзниками, таким как улучшение инфраструктуры связи и способность проводить поисково-спасательные операции и обеспечение круглогодичного доступа и осведомленности о пространстве, которые представляют меньшую прямую угрозу для России, но улучшают возможности США работать в регионе".
Иными словами, чтобы не действовать грубо, что может вызвать соответствующую реакцию России, предлагается запустить в Арктику надежных партнеров США, которые будут выполнять для них необходимую работу.
В целом США хотят сохранить доступ в регион; улучшить архитектуру разведки, наблюдения и рекогносцировки; делать акцент на ядерную безопасность. Все это может выполнить Индия, учитывая соглашения с США в военной и разведывательной областях. Кроме того, в Арктической стратегии Индии звучат нотки, напоминающие и претензии США о необходимости свободного мореплавания, что не исключает предварительного согласования Нью-Дели с Вашингтоном.
Вместе с этим, следует отметить, что США обеспокоены не только законными российскими интересами, но и возможными действиями Китая в Арктике. Поэтому подстрекать Индию, которая является региональным оппонентом Китая, к соответствующим действиям, вполне укладывается в логику американской стратегии противостояния Китаю.