Новая стратегия Пентагона для Индо-Тихоокеанского региона

06.06.2019

1 июня 2019 г. Пентагон официально обнародовал новую военную стратегию для Индо-Тихоокеанского региона. Хотя в последнее время вышло несколько подобных документов, например, киберстратегия, ранее было анонсировано, что действующий глава Пентагона объявит об институциализации еще одного направления на саммите «Диалог Шангри-Ла» в Сингапуре во время своего азиатского турне. Так и произошло, хотя по акцентам, которые Патрик Шанахан делал во время своего выступления, всем было понятно, что речь идет, в основном, о сдерживании Китая.

Само понятие — Индо-Тихоокеанский регион — это относительно новый термин, который был введен в доктринальные документы всего год назад. Тем не менее, это приоритетное направление для министерства обороны США, как и сказано в преамбуле стратегии.

Ранее, в 2018 г. США начали подкреплять свои намерения на деле, когда было создано новое Индо-Тихоокеанское командование (USINDOPACOM), а в августе того же года Госсекретарь США Майк Помпео на саммите АСЕАН пообещал выделить 300 млн. долл. на укрепление безопасности региона и борьбу с транснациональными угрозами.

В сентябре 2018 г. с Индией было подписано специальное соглашение в области военного сотрудничества - The Communications Compatibility and Security Agreement (COMCASA). Оно предполагало обмен данными, интенсификацию в проведении совместныз учений, а также поставку в Индию со стороны США особых типов вооружений. Безусловно, соглашение также было направлено на установление монополии со стороны США. Особенно Вашингтон беспокоит (и продолжает беспокоить) возможная покупка Индией российских систем С-400, как и другого оружия. А в декабре 2018 г. при содействии США Индия открыла Морской объединенный информационный центр.

Что касается непосредственно новой стратегии, показательно, что первая глава посвящена историческим связям США с Индо-Тихоокеанским регионом. Если в отношении Тихоокеанского региона сомнений быть не может - это и несколько штатов США, которые имеют побережье Тихого океана, роль командора Перри в давлении на Японию, оккупация Филиппин, когда эта страна была испанской колонией, а также события Второй мировой войны, то связь с Индийским океаном остается под вопросом.

Неужели создание гибридного термина - "Индо-Тихоокеанский регион" уже дает право говорить о наличии особых интересов США по отношению к этому огромному пространству? Похоже, что так думают в Пентагоне и Белом доме.

И во второй части стратегии акцентированы тенденции и вызовы. Китай в качестве ревизионистской силы назван первым. Отмечены проблемы, связанные со спорными территориями, милитаризация ряда островов, на которые претендует Китай, применение НОАК технологий отказа в доступе, а также использование экономических инструментов в качестве операций влияния. Хотя США сами на постоянной основе используют финансово-экономические институты как метод ведения войны иными средствами (в качестве недавнего прецедента можно упомянуть давление на Huawei и введение новых пошлин). В качестве меры по снижению риска США предлагают втягивать Китай во взаимодействие с США. Указано, что США остаются открытыми для кооперации в тех сферах, где интересы обеих стран совпадают.

Второй вызов для США — это Россия, которая названа не иначе как «оживленным злобным актором» (Revitalized Malign Actor). Выражено сожаление, что, несмотря на введенные Западом санкции и замедление экономического роста, Россия продолжает модернизировать свои военные возможности, включая ядерные силы, системы отказа в доступе и расширение полетов стратегической авиации. Авторы стратегии делают вывод, что Москва хочет заново установить свое присутствие в Индо-Тихоокеанском регионе и проводить там акции глобального влияния, чтобы подорвать лидерство США и международный правовой порядок. Хотя Россия всегда настаивала на верховенстве международного права и призывала США следовать Уставу ООН в вопросах разрешения конфликтов и споров. ООН упоминается лишь в контексте совместных усилий России и Китая в СБ ООН, что США считают не иначе как попыткой ослабить их мировое господство.

Интересно, что во втором абзаце речь идет об Украине, хотя она не имеет никакого отношения к обозначенному региону. США тажке волнуют регулярные полеты российской авиации в районе Японского моря и берегов Аляски. Видимо, в Пентагоне плохо учили географию и упустили тот момент, что расстояние между крайними островами России и США в Беринговом проливе всего 4 км, а Японское море омывает не только Японию, но и суверенные российские берега Приморского края.

Вызывает беспокойство и взаимодействие России с Китаем, как в области экономических отношений, так и по части совместных оборонных инициатив, например, проведение учение "Восток 2018".

В конце блока, посвященному России, авторы стратегии как будто забывают, что речь идет о теплых водах Индийского и Тихого океанов - внимание переключается на Арктику. Парадоксально, но интересы России по добыче природных ресурсов, а также заявка России на расширение арктического шельфа и развитие транспортного Северного морского пути, включая участие Китая, Пентагон увязывает со значением Индо-Китайского региона! Казалось бы, развитие Северного морского пути снизит нагрузку, а значит, и потенциальные конфликты на традиционные морские маршруты через Индийский и Тихий океаны. Но нет, США и здесь видит угрозу своим интересам, подтверждая, что на самом деле Вашингтон заинтересован в сохранении своего господства на глобальном уровне и контроле над действиями других государств.

В тройке вызовов для США есть и КНДР, названная государством-изгоем. Она, как и Россия, тоже попала в список по причине проведения собственной политики на международной арене.

А завершают список абстрактные транснациональные угрозы в лице терроризма, наркотрафика, пиратства и незаконной торговли оружием.

Вторая глава посвящена интересам США и мерам по реализации самой стратегии. Признавая, что Вашингтон в одиночку не справится с указанными ранее вызовами, говорится, что Минобороны США вынуждено искать союзников и партнеров в качестве множителя силы, что позволит достичь межоперационности, представляющей прочное и асимметричное преимущество, недоступное противникам. Поэтому США намерены предлагать своим партнерам разные виды взаимодействия для того, чтобы "вместе сдерживать и одерживать победы".

Однако следующая глава стратегии, логически вытекающая из предыдущей, показывает, что все это будет осуществляться не иначе как для достижения региональных целей Вашингтона через устойчивое влияние США.

Операционные концепции будут тестироваться, эксперименты и учения позволят создать непрерывный круг, что позволит выявить рабочие идеи и инновации. Важным пунктом обозначено развертывание постоянных воинских контингентов США на базах своих союзников.

Помимо инвестиций в собственные инсталяции и учебно-тренировочнеы комплексы предполагается вложение в перспективные системы вооружений в Японии и Австралии. Будет развернуто передовое присутствие многофункциональных групп. Планируется обеспечить стратегическое сдерживание путем наращивания подводных лодов класса Колумбия с ядерным оружием на борту. Говорится о размещении примерно 400 новейших ракет средней дальности воздух-воздух и более 400 ракет увеличенной дальности воздух-суша. Кроме того, будут увеличены инвестиции в развитие беспилотных аппаратов, антикорабальных ракет большой дальности, а также противоракетную оборону, путем переброски десяти новых эсминцев, которые включены в программу на 2020-2024 гг. Кроме того, будут повышены расходы на наступательные кибервозможности, а также развитие космических военных сил от создания доктрины и институциализации до создания воинской космической культуры.

Хотя на данный момент Индо-Тихоокеанское командование США имеет в наличии более 2000 самолетов, 200 кораблей и субмарин, а также 370 тысяч человек личного состава, этого Пентагону мало, и американские военные намерены активно привлекать партнеров из других стран. Особый акцент сделан на Японии, о. Гуам, Южной Корее, Австралии, Филиппинах, Таиланде, Сингапуре, Тайване, Новой Зеландии, Индии, Шри-Ланке, Мальдивах, Бангладеш, Вьетнаме, Индонезии, Малайзии, Брунее, Камбодже. В этот список попали даже Монголия, Непал и Лаос, хотя эти страны не имеют выхода к морю.

Из западных партнеров активная роль в качестве пособников США отводится Великобритании, Франции и Канаде. Особое внимание также предлагается уделить АСЕАН, включая региональный форум АСЕАН и формат Асеан +. Для этого предлагается задействовать обширную сеть агентуры США в лице бывших участников и слушателей различных курсов, проводившихся ранее американскими аналитическими центрами. В частности, упоминается центр Daniel K. Inouye AsiaPacific Center for Security Studies (DKI APCSS), который с 1995 г. поступательно проводит стратегию осетевления и подготовил более 12 тысяч выпускников из стран региона. Нужно отметить, что идея о создании взаимосвязанных сетей в регионе под эгидой США указана в подзаголовке самой стратегии - Preparedness, Partnerships, and Promoting a Networked Region.

Итак, как мы видим, цели и задачи данной стратегии, которая обошлась оборонному ведомству в 128 тысяч долларов, выходят далеко за рамки указанного региона, хотя он и является ключевым для реализации поставленных задач. Можно предположить, что протестировав ряд инициатив на своих союзниках, США в дальнейшем будут расширять наиболее удачные практики на весь мир, особенно по линии морского могущества, где американские вооруженные силы наиболее сильны.

Прекурсоры для такой деятельности уже имеются. Как пишет действующий конгрессмен от Индианы (комитет по вооружениям в Палате представителей), отставной офицер Джим Бенкс, США нужна стратегия ВМС Пяти океанов, «которая подразумевает наличие более 400 кораблей, оснащенных новейшими технологиями, которые максимально увеличат наступательные и оборонительные возможности».

В своей публикации он указывает, что «увеличение размеров флота поможет США противостоять растущим силам русских, китайских и иранских противников. Это также поможет обеспечить безопасность свободного мореплавания через воды, которые оспариваются другими, такие как Южно-Китайское море, Суэцкий канал, Арктический океан и Персидский залив».

Пока эта концепция является лишь теоретическим проектом Бенкса, но она явно отражает интересы американских промышленников, связанных с ВПК, самих ВМС США, а также ястребов из истэблишмента.

Поэтому реализация пунктов новой Индо-Тихоокеанской стратегии или их провал по тем или иным причинам будет являться тестом для дальнейших действий Пентагона.