Русский цикл, часть 4: Русское Нет

Интервью о Русском Нет с Михаилом Хворостовым
Интервью о Русском Нет с Михаилом Хворостовым
01.12.2017

Продолжаем «Русский цикл». Сегодня – о непостижимом и парадоксальном – о Русском Нет. Мысли об этом выражены в соответствующей группе в виде небольших, но близких каждому русскому человеку высказываниях:

«Русский человек прежде другого понял суть прогресса - понял и отошел от конвейера, чтобы там вновь вырос русский лес»

«Русский сон мертвее самой смерти.
Русское пробуждение ослепительно как Воскресение»

«Нет у русских пустоты, только ширина необъятная и глубина бездонная»

«Едва русский человек подумает о мечте, как она отдаляется.
Едва о ней скажет - она скрывается.
Едва приблизится к ее исполнению - поймет что это вовсе не она. И когда он в замешательстве откажется думать о мечте - приблизится к понимаю того, что вся его жизнь всегда была в ней. Русский человек живет мечтой, а не ради мечты»...

О том, кому же мы должны сказать «Нет», мы поговорили с инициатором группы и одним из свидетелей Русского Нет Михаилом Хворостовым.

- Что такое «Русское Нет»? Кому мы должны сказать это «нет»? 

- Русское Нет – это приглашение к поиску неизъяснимо близкого истока всех русских вещей, бескрайнего континента русских снов, который предшествует яви и определяет все русские реальности. 

Это Нет не говорится кому-либо конкретному или множеству конкретностей. Нет обращено ко всем, и даже больше чем ко всем, и при всём том, не является отрицанием, а напротив, представляет собой невыразимую форму всеутверждения. 

- Почему русский человек вмещает в себе столько, казалось бы, несовместимого? 

Сложно сказать почему. Вероятно, ответ можно ощутить в непосредственной причастности русским мирам, но словесного образа от этого он не обретет. 

- Вы прекрасно писали о внутренней необъятной Сибири внутри русского человека.

«В каждом русском, если заблудиться в его душе поглубже - бесконечная Сибирь. Нежилая, непроходимая, где волки воют. Оттого и тянет его «туда, не знаю куда» и не найдет он себе одного места, странствуя по бескрайней северной душе своей. От бескрайнего к краю и наоборот»…

Поясните, пожалуйста, другую фразу - что русский человек может пойти «крестовым походом в себя». 

- Замечу, что у сказанного в Русском Нет нет автора, только свидетели и выразители. И потому я не уверен, что изречение о Сибири было записано мной. Ведь это и не важно, кто конкретно свидетельствует, то, что может засвидетельствовать всякий русский человек. 

«Крестовый поход в себя» – это способность русского субъекта решать судьбу мира одним лишь обращением к своей душе. Или стремление постигнуть в своей душе непостижимое. Или объять весь мир своей душой. Мне не кажется, что верно будет давать однозначную трактовку неоднозначному. 

- Можно ли в дивном новом мире сохранить русский, настоящий мир? 

- Русское бытие незыблемо. И какие бы внешние искажения не вносились бы в наше бытие современностью, всё это лишь наносное и преходящее.