О сотворении экономики

22.11.2016

Общераспространенным является мнение о несовместимости сосуществования сложной науки Экономика и пока мало распространенной науки Теология. Причина подобной позиции кроется в неготовности экономистов глубокого знакомства со Священным Писанием и возведением знаний о способе ведения хозяйства на уровень выше высшей математики.

Данный цикл статей призван упростить восприятие человеком экономической науки, раскрыв цели и задачи, которые находятся вне границ ее.

Начнем с теологического повествования возникновения окружающего мира и человека. Источником знаний об этом являются Богодухновенные книги Ветхого Завета.

В начале сотворил Бог небо и землю; Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт. 1:1,2). С этих слов начинается Книга Бытия. У мира есть начало и Творец. От разумной причины происходит весь окружающий мир. В начале сотворил – просвещает нас слово Божие - мир не произошел от случая, а имеет замысел, управление и временность своего существования. Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое (Кол. 1:16) – учит нас апостол Павел, расширяя более наше восприятие мира материального, доступного глазам.

Сотворил Бог небо и землю, сотворил мир, всеобъемлюще, во всех подробностях, охватывающий человека, место его жизни и трудов. Положил меру земле и морю, доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим (Иов 38:11). Все от Бога и, по установленным Им законам, продолжает вершиться от начала и до ныне: И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду... и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. … да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной (Быт. 1:11-20). Устройство частей мира весьма разнообразно. Много несходств в образе жизни, но и границы установлены, по роду: иной род составляют киты, и иной – мелкие рыбы, поясняет свт. Василий Великий (Беседы на Шестоднев Б7). Одни птицы живут в городах, иные – в горах и пустынях; вол стоек, конь горяч, льву прирождена ярость – разный характер дан каждой твари, отличие имеют между собою и одинаковые породою. Велико многообразие в образе и занятии: у одних все общее и жилище и дом, другие живут в одиночестве. Во всем есть мудрый и благоустроенный порядок, каждая порода наделена пользой. По слову да произведет не сама вода или земля производит, но Бог дарует силу действовать через Свое повеление. Силой Творца держатся все законы мира, в котором живет и действует человек, в руке Его все глубины земли (Пс. 94:4).

Все мироздание, дыша данной Создателем жизнью, являет нам сложный, взаимозависимый организм. И все творение не перестает служить Создателю.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1:26). Человек явился венцом Творения, неся в себе Образ Создателя, с превеликим даром свободной воли и разума. Господствующее место предоставлено человеку над всеми земными творениями, дано и высшее назначение: не много ты умалил его пред Ангелами (Пс. 8:6). Дана Творцом и власть над земным: над рыбами морскими, и над птицами небесными… и над всею землею (Быт. 1:26). И сотворил Бог человека, по образу Божию сотворил его (Быт. 1:27). Дарованный образ Божий – в самой природе души человека, подобие дано как возможность подобным Богу стать. Бессмертность души, свободная воля и разум – все дано по благости Божией. Разумом, проникая во внутренний смысл вещей, устремляться мыслью к Творцу. Разум делает подлинно свободной волю человека, в выборе низшего по природе или высшего по достоинству. Нося образ Божий в высших свойствах своей души, человеку предстояло посредством нравственного совершенствования в добродетелях и святости приближаться к Создателю.

Бытие дано человеку вместе с образом, а подобие должно приобретать самому по данной Богом возможности, указывает «Православное догматическое богословие».

Нет ничего сотворенного напрасно, всему свое время и мера, все носит на себе следы Творческой Премудрости. Каждая частичка мира исполняет положенный ей закон. Бог не создал ничего излишне, сверх потребности, и нет недостатка в необходимом. Ничего не нарушает общего замысла, все подчинено единой цели. Мир, богатейший красками и формами, живет как единый оркестр, создающий одно целое богатое и насыщенное звучание. Гармония творения во всем: в восходе солнца, в деятельности пчел, в произрастании колосьев хлеба. Все что повелел Господь – исполнилось, во всем явлена Премудрость Великого Художника. И явилось создание Его хорошо весьма (Быт. 1:31). В равновесии, изменяемости, гармонии, красоте, многообразии, взаимной пользе.

По завершении дней творения продолжается попечение Творца о мире в сохранении гармонии. Во всем присутствует порядок и план. Все части мира взаимосвязаны великим множеством нитей, каждая часть влияет на другие части и на человека порою недоступным нашему разуму образом.

Великие дарования человеку: разум и свобода указывают на высокое его предназначение. Творец возвысил человека над всем земным миром, возложив на него и важнейшее призвание: пребывать в верном союзе с Богом, познавать своего Создателя, прославлять и радоваться единению с Ним (Пс. 148). Получив дыхание жизни из уст Самого Бога, а тело от земли, человек представляет собой живое, органическое соединение земного и небесного, материального и духовного. Перед духовным взором человека – Бог и духовный мир; перед телесным взором – мир вещественный.

Первая заповедь, данная человеку от Создателя – заповедь труда, возделывать и хранить сад Эдемский (Быт. 2:15). Заботиться о месте обитания человека, быть соработником Создателя в сохранении сотворенного Им великолепия и гармонии.

Будучи венцом земных созданий, человек поставлен как бы посредником между земной тварью и Творцом, таким образом всю цель земных творений содержать в стройном союзе и порядке. Через человека соединяется видимая тварь с Богом, указывает Православное догматическое богословие.

Для верного исполнения первой заповеди, была дана вторая: не вкушать плода от древа познания добра и зла (Быт. 2:17). Заповеданным постом, в согласии с волей Божией, ограничивать себя разумом и любовью от искуса разрушения. Человеку дано было научиться пользоваться свободой воли — даром Господа. В заботе о собственном благе совершенствовать нравственные силы свои путем добрых дел. Исполнять это не по принуждению, а добровольно, в радости влечения души. Именно правильный выбор в свободной воле дает возможность человеку стать подобным Богу-Отцу. Будучи созданному чистым и невинным, первому человеку предстояло утвердиться в добре и возрастать духовно при помощи Божией посредством собственной деятельности.

Ветхий Завет повествует об эгоистичном обращении человеком дара любви на себя, вместо познания премудрости и благости Божией начал он искать познания добра и зла вне Бога. В соблазне стать как боги, восхотел пребывать в своей власти (Быт. 3:5). Зная о наказании за нарушение заповеди, тем не менее, воспользовался воровством для стяжания плода запретного, любостяжанием, желая большего, чем было ему дано. Гордость затмила любовь к Богу и ввела смерть в мир.

Человек отпал от Бога, впитав в себя повреждение собственным грехом, собственным выбором. Пребывая в этом обольщении, человек признал свой, уже пораженный разум, здравым. От Адама, от его семени, природа человека изменилась, стала страстной, тленной и смертной. Природная поврежденность стала питательной почвой для грехов личных всех после Адама: кто родится чистым от нечистого? Ни один (Иов 14:4). «Сколько бы ни искали безгрешного человека — то есть такого, который не заражен греховностью, не подчинен греху… такого человека нет», - гласит в Догматике Православной Церкви. Следствие греха охватило не только человека, пострадала всякая тварь и земля (Рим. 8:22).

Греховное стремление сделалось с течением веков неким законом человеческой деятельности. Красота и гармония человека с миром и Богом от создания была нарушена. Человек противопоставил себя Творцу и миру.

В созданной красоте мира человеку отведено важное место, где он свободным выбором нарушил гармонию собственного бытия. Первоначальный грех стал тем противоречием, через который человек исказил способ своего существования. Это нарушение привело к проклятию земли, начавшей рождать помимо полезного терния и волчцы. Человек же осужден на тяжелый труд в поте лица своего для добычи хлеба насущного (см. Быт. 3:17-19).

С этого момента начинается его Экономика, домостроительство земное, хозяйственная деятельность и забота о месте, где живут, трудятся и растят детей. Рассуждения о развитии и трансформации экономики человека продолжим в последующих статьях.