ЦАРСКИЙ ДЕНЬ
Итак, вот уже 148 лет…
Государь родился на память святого праведного Иова Многострадального, и сам часто об этом вспоминал. Известно, что несколько раз он говорил об этом Петру Аркадьевичу Столыпину в пору их близости. Уже в это время в его поведении замечали удивительную для земного человека покорность судьбе и обстоятельствам жизни. Многим казалось, что это слабость, и так об этом говорят до сих пор. Миф о «царской слабости» до сих пор остается господствующим и среди «историков», и в народе. На самом деле это была сила.
Существует множество преданий и свидетельств того, что он знал. Например, о том, что в 1904 году Царская семья вскрыла завещание Императора Павла – ларец с предсказаниями монаха Авеля о мученической смерти их всех. Есть предание о том, что такая смерть была им предсказана блаженной Пашей Саровской при торжествах прославления преподобного Серафима. Есть и о том, что во время одного из покушений на Царя пуля задела полицейского по фамилии Романов, и Государь сказал: «Мое время еще не наступило». Весной 1917 года шли упорные слухи о том, что Царю предлагали выезд за границу, но он категорически отказался. В его дневнике есть запись о том, что нужна Искупительная жертва, и он готов ею стать.
Жертва за кого и за что? Часто говорят: за богоотступничество Русского народа. Но было ли оно в то время реальным? В двадцатом веке да, безусловно, но уже после того, как многие неотступившие (вовсе не обязательно из духовенства) были уничтожены физически. Еще в девятнадцатом столетии мы были одним из самых религиозных народов в мире. Но были безусловно и тяжкие грехи самого Дома Романовых времени прихода их к власти (то же самое убийство «воренка Вани»), несмотря на то, что сам их Род был к этой власти как бы предопределен изначально как «второй», «кощеев» («ведущий запасную лошадь», по словарю Срезневского). Кульминацией грехов первых Романовых стал раскол середины XVII века, по сути, отбросивший всю старорусскую святость и разделивший народ на два враждебных стана. Все это гораздо серьезнее, чем принято считать. Семнадцатый век – едва ли не самое загадочно-страшное время в нашей истории. Государь принял все это на себя. Это тем более ясно, что ранее, в 1905 году, он издал Указ, уравнивающий обе части народа – староверов и никониан – в отношении власти.
В 1869 году вышел перевод знаменитого трактата ХV века «О подражании Христу», написанный Фомой Кемпийским. Перевод принадлежал перу Константина Петровича Победоносцева и до сих пор остается лучшим. Как и у многих католических авторов, речь в нем шла о своеобразном «стигматическом», сознательном вхождении как бы в образ Спасителя. Это очень спорный с аскетической точки зрения путь. Православные Святые, очищая себя, невольно подражают разным проявлениям подвига Спасителя: кто-то постом, кто-то молитвой, кто-то делами милосердия и воздержания, хотя, конечно, ко всему этому призваны все. Государь и его Семья совершили такое «подражание» в самом трудном: в добровольном восхождении на Голгофу. Их «подражание Христу» – наиболее полное, всеобъемлющее. При этом они как бы в обратной перспективе вернули своему Роду высшее достоинство священного Царского Рода, в чем некоторые иногда выражали сомнения, полагая таким родом только Рюриковичей. Сегодня у России таких священных родов два.
В некоторых православных кругах (особенно склонных к космополитическому экуменизму и обновленчеству) мнение об искупительном подвиге Государя называют чуть ли не ересью и говорят даже о «ереси «царебожия». Здесь надо ясно и четко понять: перед нами в лучшем случае частное богословское мнение тех, кто такое утверждает. Никакого «царебожия» нет. Подвиг Государя не подмена Искупительного подвига Иисуса Христа, совершенного для всего рода людского, но его повторение для России, Русской Церкви и Русской истории. Это то, к чему призван любой Христианин.
Сегодня главное на пути Святого Царя часто подменяется разговором о его «политических ошибках». Были ли таковые? Что же, будем трезвы: да, были. Среди них прежде всего война с Германией на стороне исконного общего врага – англосаксонского капитализма и европейской демократии, наследующей Французской революции восемнадцатого века. Но надо помнить: для подлинного Царя, как и подлинного царского подданного, честь, вера и верность стоят на первом месте, а любая политика, даже самая правильная, уже потом. Бросить Православную Сербию на произвол судьбы было невозможно. Тем более для Императора Третьего Рима. Ну, а англосаксы и мировой капитал – да, играли свою игру, и в конечном счете на внешнем (но только на внешнем) уровне ее выиграли. Второй ошибкой можно считать создание, пусть не целиком, но частично, по либеральным принципам, Государственной Думы и придание ей – тоже частично – законодательных полномочий. Но частичного ничего не бывает. Как говорится, «сунь палец, руку откусит». Так и произошло. Но и это в свете сказанного выше обретает объяснение. Жертва была нужна, и Государь это знал. Для чисто политического, позитивистского сознания аргумент не самый сильный, но разве дело Христианина «меряться болтами»? Все происходит на совершенно иных уровнях, в иных измерениях.
Вспомним сербские сказания о Косовом поле. Государям из рода Неманичей (а это древнейший и священнейший род, из «самых-самых» в мировом смысле) сам Бог предложил выбор: царство на земле или Царство Небесное для себя и своего народа. Они избрали второе. Сербы это приняли и погибли вместе со своими Царственными вождями. Тем хуже нам, если мы это принять не можем и не хотим. Человеческая жизнь бесконечна, и земное – лишь ея мгновение, разрастающееся из бесконечности только через наше ложное «зрение». А тот, кто правильно строит отношения с Бесконечным, в конечном счете обретает и земное.
Не будем забывать: помимо всего прочего время Императора Николая Второго – это подъем нашей промышленности, мощный демографический рост, авиация, железные дороги, освоение огромных пространств, прорыв к тайнам физики, биологии и медицины, Серебряный век в искусстве… И одновременно беспрерывные обретения святынь и святых, преподобного Серафима и святой княгини Анны Кашинской, монастыри, старчество, «золотой век старообрядчества» (1905–1917). Тем больше преступление предателей Царя, в том числе из среды епископата, мечтавшего о «теократии» ветхозаветного (в духе «Книги Судей») типа. Кто-то сумел искупить все это послереволюционными страданиями, но все ли они поголовно святые мученики? Ничего здесь не утверждаю, только задаю вопросы.
Было ли «отречение»? Все больше свидетельств того, что не было. В частности, исследования Петра Мультатули уже почти поставили здесь точку: отречения не было. Но даже если оно и было, считать его юридически действительным невозможно даже и потому, что таковое не представлено в Основных Законах Российской Империи. С точки зрения государственного права у нас по-прежнему Монархия, ее никто не отменял. Да, слава Богу, впервые за многие годы и даже десятилетия у нас сейчас вменяемый и ответственный Глава Государства, такого, какое есть, урезанного, оскопленного, но государства. Но в будущем, когда мы пройдем нынешний путь, нам все равно придется возвращаться к главным вопросам нашего исторического сущего. У нас есть два Царских рода, и их не только духовное, но и государственно-правовое воссоединение неизбежно встанет на повестку дня.