Экспертиза Дугина № 55: Выбор человека
О богословской трактовке митрополита Антония Храповицкого. В какой именно момент происходит искупление мира. Как Иисус Христос показал людям высшую свободу и достоинство человека.
О богословской трактовке митрополита Антония Храповицкого. В какой именно момент происходит искупление мира. Как Иисус Христос показал людям высшую свободу и достоинство человека.
· Искупитель мира – Христос, Его воплощение, Его учение и крестные муки привели к тому, что человек был принят в дети Бога (хотя тот уже был обречен служить дьяволу, как выбрали Адам и Ева). Чтобы дать человеку возможность свободы, Отец посылает Сына воплотиться и искупить мир.
· Великий Пост трактуется обычно как наша десятина Христу. Если Христос пожертвовал всего себя, мы жертвуем 40 дней Поста как мелкую форму возвращения. Искупление произошло ценой Сына Божиего. Это страшная цена. Но дар не измеряется количеством – даже если бы мы не если 40 дней, это несопоставимо. Мы должны показать хоть какую-то благодарность за Его великий подвиг. То, что мы уже свободны от диктатуры материи – не потому что мы хорошие, а потому что нам это дали. Это не наша заслуга. И Пост должен проходить в благодарности за искупление.
· Антоний Храповицкий пытается уточнить, когда происходит искупление. Он выдвигает богословско-частное мнение: искупление происходит в Гефсиманском саду. Бог абсолютен и бесстрастен, но что подчеркивает Храповицкий - Он не только совершенный Бог, но и совершенный человек. Его воля – абсолютно свободна, и на любом этапе земной жизни Он может сказать вечной природе – «да», а может сказать – «нет».
· Храповицкий хочет показать, каково достоинство человека, какова важность человека, и его значение в бытии. Если человеческая природа в Христе скажет «нет» осуществлению подвига креста, то он может это сделать. Все случается в Гефсиманском саду, и именно человек молит о чаше. Он не понимает, за что – Он принес мир и благодать, воскрешал людей, показывал путь ко спасению – а Его собираются подло убить. С отвратительными криками толпы – «Варраву нам»…
· Он мог бы спасти себя сам. Он мог бы выбрать одно или другое – и это и есть высшая кульминация человеческого достоинства.
· Человек – это тот, кто говорит «да» истине, когда вся толпа говорит «нет». Он делает выбор в пользу необоснованных, незаслуженных страданий. Он делает выбор в пользу смерти, мучений – но всегда в пользу истины. Потому что так сделал Христос в Гефсиманском саду. Это было решение человека, которое показывает свободу и человеческое достоинство.
· Если мы сами не отречемся от Бога, нас никто не отречет. Если мы сами не согласимся с легитимностью антихристианского апокалиптического порядка, его просто не будет. Толпа неспособна ничего сделать с абсолютным величием человеческой свободы.