Выборы в Азербайджане: Трансформация оппозиции, угрозы майдана, отношения с Россией

02.03.2020

9 февраля в Азербайджане состоялись выборы в Милли меджлис, явка на них составила 47,81% [1]. Согласно итоговому протоколу, наибольшее количество мест в парламенте обеспечила себе правящая партия "Ени Азербайджан" ("Новый Азербайджан") - 70 мест из 125. Еще 41 мандат взяли независимые кандидаты, 10 кандидатов прошли от восьми других политических партий Азербайджана.

Расклад сил в новом парламенте относительно позиций пр езидента

После досрочных выборов позиции президента Ильхама Алиева в парламенте ещё более усилятся. Скажутся и эффективные кадровые перестановки до выборов, и более позитивный настрой допущенной в парламент конструктивной оппозиции, и благодарность тех представителей парламентской старой гвардии, что были оставлены в качестве депутатов следующего созыва. Нынешними реформами Алиев, по сути, окончательно покончил со всеми пережитками, отягощавшими азербайджанскую государственность, изменив систему ценностей, в результате чего и возникли как новые требования к кандидатам, так и сами кандидаты, обновившие состав парламента, а так же серьёзно ротировавшие старую гвардию в результате новых назначений, прошедших до выборов. Всё это в совокупности консолидировало вокруг президента как элиты, так и массы, разделяющие реформаторский, обновленческий настрой.

Главные факторы, вызывающие симпатии к нынешнему президенту – прагматичность, реализм, прекрасная теоретическая подготовка и большой политический опыт, помноженный на умение вести дискуссию. Ильхам Алиев сочетается в своём образе представления о силе, с одной стороны, и гибкости – с другой. В результате проведённых реформ, завершившихся досрочным голосованием в парламент, в рейтингах и экспертных оценках он поднялся ещё выше, и эта динамика сохранится в течении ещё довольно долгого времени, если не произойдёт никаких политических, экономических или иных форс-мажорных катаклизмов.

Чувствуя запрос на обновление, Ильхам Алиев не только поддержал его, но и возглавил этот процесс, а его позиции укрепились ещё и потому, что он сам был заинтересован в обновлении. Не имитируя, но реально обновляя политическую систему с позиции сильного лидера. Для демонстрации своей силы, уверенности, и готовности отвечать на любые вызовы, Алиев и создал режим прозрачности, открытой конкурентности, что может позволить себе только сильный лидер, уверенный в себе. Да, это открыло доступ к органам власти представителей оппозиционных партий и сил, которые пришли на многие ключевые посты в государстве, в том числе, в ЦИК, где они, впрочем, сами обнаружили и публично признали значительные положительные изменения, произошедшие в выборной системе.

Таким образом, прошедшие выборы, признанные наиболее прозрачными за всю новейшую историю Азербайджана, открытость и конкурентность поддержал президент, значительно укрепили его позиции. Авторитет президента Ильхама Алиева на сегодня настолько высок, что никто не решается ставить его под сомнения, ни провластные силы, ни умеренная, конструктивная оппозиция.

Однако, такая консолидированная поддержка президента не означает начала политического застоя и политической пассивности. Эксперты отмечают, напротив, высокую степень готовности к работе, связанной с законодательным обеспечение начатых президентов реформ. Уже только по этой причине стоит ожидать серьёзных изменений в работе парламента, как и потому, что среди избранных депутатов много новых лиц, представителей СМИ, оппозиционных деятелей, которые имеют свежий, не замыленный взгляд на проблемы, и попытаются максимально изменить сложившиеся подходы, активно проявить.

Конечно, пока не ясно, как они себя поведут себя в каждом конкретном случае, и будут ли поддерживать позицию президента во всех его инициативах. Главный промежуточный результат, несомненно, достигнут – произошло обновление, появление новых лиц, с чем связывают появление новых идей и направлений. Все эти изменения в структурах власти уже приняты населением, получив полное одобрение, есть общественная поддержка новых кадров. От новых фигуры в парламенте ждут новых проектов и инициатив, и с учётом популярности президента и общественной поддержки его нового курса, они, скорее всего, также будут направлены на поддержку его реформ, по крайней мере, основного их вектора.

Таким образом, и так довольно устойчивые прежде позиции президента в парламенте скорее всего ещё более укрепятся, представители самых разных групп в целом поддерживают внешнеполитический и внутриполитический курс президента, а прошедшие выборы, скорее, усилили позиции Ильхама Алиева, хотя и сама его позиция стала более гибкой, что свидетельствует о встречном движении со стороны президента в стону как требований общества, так и предложений оппозиции. Главная же опасность заключается в том, что эйфория от открывшихся возможностей и доступа к реальной власти со стороны представителей, пусть конструктивной, но всё же оппозиции, при ослаблении внимания со стороны президента может выйти из под контроля, вырваться за рамки дозволенного, и расшатать всю политическую систему, спровоцировав в ней турбулентные, неуправляемые процессы.

Трансформация оппозиции

Легитимность действий президента в Азербайджане на текущий момент настолько высока, что даже оппозиционная партия Народный фронт Азербайджана обратилась к своим сторонникам с просьбой поддержать позицию президента Ильхама Алиева по вопросу разрешения карабахского конфликта – что, по сути, является собой первый случай в истории. И это даже не смотря на то, что ПНФА байкотировала выборы, что в целом свидетельствует о том, что значительных перемен в умах оппозиции не произошло.

Однако же молодая поросль оппозиционных партий начинает понимать: их старшие товарищи требуют от власти того, на что сами не способны, чего сами не в силах осуществить. Поэтому-то молодёжь и предлагает включиться в осуществление перемен. Ввиду этой внутренней тенденции оппозиционные партии обречены на обновление в рамках общей обновленческой волны. Молодые активные пользователи соцсетей – сетевой информационной продукции, требуют реализации новых инициатив, и это меняет, в том числе, подходы оппозиции [2]. 

На данный момент протестные настроения носят в основном конструктивный характер, что дополняется встречной реакция власти на них, готовность власти учитывать критику и совершенствовать политическую систему. Радикальные же требования просто не вписываются в нынешнюю довольно стабильную политическую ситуацию, не имея широкой поддержки и скорее вызывая недовольство большинства. Уличные протесты не имеют массовости, представляя собой лишь отдельные (друг от друга, неконсолидированные), локальные группы. На этом фоне конструктивная оппозиция повышает свои очки, теперь ещё и имея представленность в новом парламенте. В целом оппозиционная квота даже несколько увеличилась, отрицание же всего и вся не принимается обществом [3].

Действительно, всем оппозиционным силам была предоставлена возможность регистрации в качестве кандидатов, возможность вести предвыборную кампанию, встречаться с избирателями, то есть действовать в рамках закона установленных правил. Это стало водоразделом между конструктивной и непримиримой оппозицией. Позиция первых усилилась за счёт учёта их мнения при проведении нынешних реформ президентом, их мнение открыто высказывается и не остаётся без внимания, а кандидаты от конструктивных оппозиционных сил получили новые назначения и вошли в новый парламент. Вторая часть оппозиции не приняла никаких встречных шагов власти, сохранив жёсткие, непримиримые позиции в оппозиционной среде. Как правило это люди, которые действуют ради собственных, узкополитических или финансовых (имея ввиду внешнее финансирование со стороны Запада) интересов, а не под влиянием своих взглядов, которые, в случае приемлемости и возможности реализации, принимаются и учитываются властью. Деятельность радикальной оппозиции в основном направлена на то, чтобы дать негативную оценку любому действию власти, выставляя всё, что бы не делалось в негативном свете, попросту дестабилизируя ситуацию. Исходя из этого складывается и реакция власти на действия таких сил – если идёт организованный негатив относительно любых инициатив власти – это дестабилизирует ситуацию, и должно пресекаться [4].

В целом, роль и влияние оппозиции в любом государстве зависит от ситуации внутри страны (стабильность, развитие, социальная устойчивость, экономический рост) и от позиции государства вовне (суверенность, авторитет, влиятельность, способность решать конфликтные ситуации). В текущий момент оппозиционные партии усиливаются во всех постсоветских республиках (что связано, в том числе, и с внешним воздействием Запада). В Азербайджане в данный момент усиливаются скорее даже не партии, а отдельные политические деятели, а зачастую и отдельные блогеры, имеющие большое влияние на формирование общественного мнения. При этом пока нет такой политической партии, которая могла бы составить реальную конкуренцию правящей партии «Новый Азербайджан», нет сопоставимой идеи, способной конкурировать с нынешней идеологией власти, как нет и политической программы, способной стать альтернативой реформам президента. Поэтому в основном оппозиционные партии действуют хаотично. Нет так же и политических лидеров, способных составить реальную конкуренцию Ильхаму Алиеву [5].

Решение конституционного суда и его последствия: возможность майдана

Решение Конституционного суда, как ожидается, должно поставить точку в череде обжалований и отмен результатов по участкам, признав итоги там, где выборы прошли без нарушений, и, отменив и назначив новое голосование в тех округах, где нарушения установлены. Доказательства нарушений представлены, и теперь нельзя закрывать глаза на нарушения и не наказывать виновников, тем более такой подход поддерживает и президент. А значит, все обращения должны быть рассмотрены прозрачно и в рамках закона.

Конституционный суд Азербайджана принимает решение на основе решений региональных избиркомов о пересмотрах итогов выборов, пока те не рассмотрят все жалобы, но не позже, чем через 20 дней с момента выборов. Очевидно главное – есть реакция на жалобы, результаты выборов там, где нарушения доказаны – отменяют, что свидетельствует о демократичности и наличии справедливой конкуренции. По итогам могут быть приняты решения о проведения повторных выборов в тех округах, где были подтасовки и отмена результатов. В конечном итоге Конституционный суд просто объявит, в каких округах и когда будут перевыборы.

Но вот здесь и начинаются возможные угрозы. Ибо по законам жанра, выборы, а особенно подсчёт голосов, опротестование результатов, и как высшая точка напряжения – перевыборы – являются спусковым крючком для старта цветной революции, везде, где в этом заинтересован Запад. По крайней мере, попытка её проведения. Поэтому главный вопрос, который возникает, если заглянуть за пределы принятого Конституционным судом решение – грозит ли Азербайджану уловный «бакинский майдан» в том случае (а этот случай предусмотрен технологией) если оппозиция (а в Азербайджане есть такая, она же непримиримая, оппозиция) окажется недовольна решением конституционного суда?

На сегодняшний день эксперты оценивают вероятность майдана в Азербайджане как довольно низкую. Сказывается, в первую очередь готовность к такому сценарию, ибо не только в Баку, но и на местах, в регионах и даже районах, местные власти не хуже разбираются в том, что происходит в обществе, в мире, чем в столице. Да и не только власти, все, включая обычных граждан, представляют себе, что такое майданы, кем они провоцируются, и ради каких целей осуществляются. По всем опросам, общественное мнение настроено резко против подобных сценариев. По общей убеждённости, такие процессы приносят больше разрушений, чем позитивных результатов. В Азербайджане хорошо усвоили уроки Грузии, Армении, Украины, Молдавии – примеров достаточно – и не только в высоких креслах, все осознают, что насильственная смена власти, как правило, инициированная извне – болезненный процесс, разрушающий страну.

Власть учитывает этот внешний опыт, и, опираясь на поддержку большинства, так же не желающего повторения у себя чего-то подобного, реально решает те проблемы, которые, как правило, становятся формальной причиной майданов: снижается безработица, осуществлен прорыв в борьбе с бедностью, инфляция под контролем, курс маната держится в допустимом интервале. В целом ситуация приемлемая, и все это понимают. Цветная же революция – это в любом случае откат назад, и начнётся ли какое-либо возрождение после этого – большой вопрос.

Конечно, в Азербайджане, как и везде, есть силы, заинтересованные в радикальном свержении действующей власти. Но на сегодня их очень мало. Сложившаяся стабильность не эфемерна, что снижает фактор брожения. Власть адекватно реагирует на основные возникающие проблемы. Ведётся борьба с чиновничьим беспределом. Появились молодые министры. Обновляются команды многих ведомств и государственных структур. Даже отстоять и сохранить режим стабильности – уже только одно это требует больших усилий[6]. Большие ожидания перемен объединяют всех азербайджанцев, хотя это ожидание и не может длиться долго. Одного лишь ожидания перемен недостаточно, должны быть и результаты, причём, положительные, только так можно если не снять вообще, то значительно снизить угрозу майдана.

Из опыта предыдущих лет следует, что попытки организации майдана как правило привязаны к выборам и всегда получают поддержку извне. Повсеместно майданные силы в основном поддерживают такие структуры, как Совет Европы и ПАСЕ. Создаваемые и курируемые ими сети протестуют независимо ни от чего. Именно т.н. проевропейские силы ведут себя крайне не цивилизовано, а чуть что, малейшее сопротивление их усилиям со стороны власти – сразу начинаются тяжбы в европейских структурах, которые, в свою очередь, используют их как повод дать урок азербайджанской власти. Они открыто демонстрируют близость к радикалам, оказывая сильную внешнюю поддержку, раскачивая проблемы, ослабляя финансы, авторитет власти, социальную стабильность.

Напротив, стабильные финансы, сильный глава государства, социальная стабильность – всё это снижает вероятность успешного переворота, не способствуя свержению власти. Пока факторы сдерживания наличествуют в Азербайджане, плюс хорошие отношения с соседними государствами, в частности, с Россией. Устранить такую власть крайне сложно.

В целом нынешний правящий режим уделяет повышенное внимание сохранению стабильности. Незаконные митинги, организованные извне, уже не представляют большой угрозы, с их помощью сейчас вряд ли получится серьёзно раскачать ситуацию, таких попыток было довольно много, и с ними научились бороться. Вместе с тем, большинство акций санкционируются, кроме откровенных провокаций, осуществляемых при поддержке западных фондов, ведь недоброжелателей вовне достаточно. Внешние заказчики стремятся сорвать реализацию крупных энергетических, экономических проектов, реализуемых Азербайджаном, расстроить отношения с соседями – Грузией Ираном, Россией[7].

Конечно, внешние силы имеют большие ресурсы и активно влияют на политические системы постсоветских государств, пользуясь выборами как предлогом для вмешательства, что наблюдалось в Молдавии, Грузии, на Украине. Западные структуры пользовались любой нестабильностью в этих государствах, чтобы изменить ситуацию, меняли власть, и каждый раз население этих стран надеялось, что это принесёт им удачу. Однако, время показало, что Запад и внешние силы исходят только из своих интересов, вмешиваясь под видом демократизации, но майданы, которые они организуют, не приносят ничего хорошего, а приносят реальные потери, приводя к экономическому и социальному краху[8].

На сегодня Азербайджан проводит сбалансированную и устойчивую внешнюю политику, не играет на противоречиях между глобальными геополитическими игроками, пытается учитывать государственные интересы своих партнёров, в результате чего в Азербайджане нет ни внешних, ни внутренних предпосылок к майдану. Однако, это не означает полного исключения подобного сценария. Опыт показывает, что для начала дестабилизации ситуации с дальнейшим смещением действующей власти подходит любой повод, а сами цветные революции осуществляются и во вполне благополучных странах, свидетельством чего является, например, беспорядки в Гонконге. Достаточно одной серьёзной ошибки власти, внутри или внешнеполитического просчёта, чтобы запустить маховик революции.

Влияние парламентских выборов на отношения Азербайджана с Россией, роль прозападных сил

В Азербайджане, как практически везде на постсоветском пространстве, имеются прозападные силы, но их все знают, а их деятельность у всех на виду. Как правило, им всегда даётся возможность выступать. В то же самое время, сам политический курс президента Ильхама Алиева достаточно сбалансированный для того, чтобы не становиться объектом критики со стороны прозападных сил. Он даёт возможность высказаться всем, снимая тем самым, радикализацию настроений, включая либеральные и прозападные. Самой властью на практике реализованы допустимые меры с учётом западных ценностей. При этом, что важно отметить, Азербайджан не торопится в объятия Европы, отказавшись от евроассоциации, и заключив вместо этого Двухсторонний договор, в котором во главу угла поставлены экономические вопросы, реализуемые в интересах Азербайджана, а не политические [9].

Таким образом, политический курс развития страны, выбранный правящей элитой, не ставится под сомнение ни со стороны большинства внутри, ни со стороны конструктивной оппозиции, осуществляющей критику лишь тактических шагов власти, но подвержен системному критическому воздействию лишь извне, со стороны европейских и в целом, прозападных структур, включая их сети внутри Азербайджана. Что, по большому счёту вряд ли отразится на работе нового парламента, который продолжит работать синхронно с президентом. Так же имеющаяся политическая конфигурация, с учётом всех, в ревую очередь, кадровых изменений, никак не отразится на выбранном президентом внешнеполитическом курсу, что в целом не предвещает никаких ухудшений в отношениях с Россией.

Если Фонд «Эберта» или Фонд Сороса активно работали с гражданским обществом, молодежью и СМИ в Армении и Грузии, что привело к цветным революциям, то в Азербайджане долгое время всего этого вообще не присутствует. Политические партии и молодёжь полностью поддерживают ту политику, которую ведёт Ильхам Алиев, сохраняющий взвешенные отношения между Западом, Россией и Турцией. В этой связи примечательны весьма тёплые отношения между главами Азербайджана и России. 

Никогда прежде отношения между лидерами двух стран небыли столь близкими. И нынешние реформы никак их не испортят [10].

Развитие интеграции с Россией, в том числе, на уровне горизонтальных связей, программ для молодёжи, ведение бизнеса продолжится. Сотрудничество в сфере инвестиций и общая геополитическая интеграция – всё это реализуется уже сейчас и останется неизменным. Новые кадровые назначения, если и отразятся на этих процессах, то лишь положительно. Ухудшения отношений с Россией ожидать не стоит. Азербайджан продолжит политику балансирования интересов, суть которой заключается в том, что развитие отношений с одной страной не может быть осуществлено за счёт ухудшения отношений с другой. И уж точно ничего во внешнеполитических контактах Азербайджана не будет происходить за счёт отношений с Россией [11]. 

После подведения окончательных итогов прошедших досрочных парламентских выборов в Азербайджане продолжатся реформы, начатые в 2018 году, и ситуация сильно не изменится. Продолжится сбалансированная политика вовне. Продолжат развиваться отношения с Россией, направленные на сближение, ибо Россия, согласно консолидированному мнению элит, является важным игроком в регионе, поддерживающим стабильность в Закавказье в целом. Азербайджан, со своей стороны, так же прилагает усилия к тому, чтобы стабилизирует ситуацию в Закавказье. Основные магистральные лини нынешней внешней политики Азербайджана: никогда не заигрывать с Западом и НАТО; всегда выступать за сохранения мира в регионе, не выступая раздражителем отношений между крупными геополитическими игроками. В целом же данная стратегия направлена на то, чтобы и далее не допустить вхождения в регион каких-либо западных сил.

Таким образом, прошедшие выборы не приведут к усилению прозападных сил. В Азербайджане в принципе отсутствует противостояние между пророссийскими и прозападными силами, т.к. не существует ярко выраженных ни одних, ни других сил, в отличие, например, от Армении и Грузии. Все политические силы Азербайджана, за исключением внесистемной оппозиции, в целом придёрживаются официального курса: не заигрывать с Западом, развивать отношения с Россией, поддерживать дружеские отношения с остальными соседями, способствовать сохранению мира в регионе.

[2] Тофиг Аббасов, политолог, политический обозреватель, эксперт по международным вопросам и Ближнему Востоку.

[3] Фикрет Садыхов, профессор Западно-Каспийского университета.

[4] Анастасия Лаврина, заместитель председателя Русской общины, политический аналитик.

[5] Заур Мамедов, политолог, глава Бакинского клуба политологов, преподаватель Академии госуправления при президенте Азербайджанской Республики, кандидат политических наук.

[6] Тофиг Аббасов, политолог, политический обозреватель, эксперт по международным вопросам и Ближнему Востоку.

[7] Анастасия Лаврина, заместитель председателя Русской общины, политический аналитик.

[8] Заур Мамедов, политолог, глава Бакинского клуба политологов, преподаватель Академии госуправления при президенте Азербайджанской Республики, кандидат политических наук.

[9] Тофиг Аббасов, политолог, политический обозреватель, эксперт по международным вопросам и Ближнему Востоку.

[10] Заур Мамедов, политолог, глава Бакинского клуба политологов, преподаватель Академии госуправления при президенте Азербайджанской Республики.

[11] Анастасия Лаврина, заместитель председателя Русской общины, политический аналитик.