Все дороги ведут в Арктику
Арктическая территория Российской Федерации простирается на 24 140 километров береговой линии вдоль Северного Ледовитого океана и вод за Полярным кругом от Баренцева моря на западе на границе с Норвегией до Берингова и Охотского морей на Дальнем Востоке. Береговая линия России составляет 53% береговой линии Северного Ледовитого океана и охватывает Баренцево море, Карское море, море Лаптевых и Восточно-Сибирское море.
В арктических водах страны можно найти ряд архипелагов, в первую очередь Новая Земля в Карском море, Северная Земля в море Лаптевых и Новосибирские острова в Восточно-Сибирском море. К северо-востоку от норвежского архипелага Шпицберген, Российская Земля Франца-Иосифа расположена всего в 950 километрах от Северного полюса. Ближайшая точка России к Северному полюсу — мыс Флигели на острове Рудольфа. Мыс находится всего в 911 километрах от полюса.
Впервые Россия заявила о своих правах на арктические территории в 1916 году. Министерство иностранных дел направило зарубежным государствам ноту о включении в состав своей территории всех земель, "расположенных к северу от азиатского побережья Российской Империи".
На данный момент международно-правовой статус Арктики окончательно не урегулирован. В отличие от сухопутных участков побережья и островов, арктический шельф, простирающийся до Северного полюса, не принадлежит ни одному из государств. На него претендуют Россия, Норвегия, Дания, Канада и США.
Во времена СССР Арктика рассматривалась как граница с основным потенциальным противником - США, поэтому в регионе были обустроены аэродромы стратегической авиации, развернута группировка средств ПВО, на Чукотке размещалась 14-я десантная армия Дальневосточного военного округа.
В 1990-е годы большинство российских военных объектов в Арктике было заброшено, в настоящее время ведется работа по восстановлению постоянного военного присутствия в регионе.
Вдоль более чем 6000 км арктического побережья Россия модернизировала и расширила существующие военные объекты и построила множество новых объектов.
Российские арктические военные базы, аэродромы и радиолокационные установки особенно сосредоточены вдоль западных участков Северо-Восточного прохода, в том числе в Баренцевом и Карском морях, в непосредственной близости от штаба Северного флота России в Североморске на Кольском полуострове.
Именно в этом регионе Россия по-прежнему имеет военное преимущество, частично основанное на значительных возможностях ее Северного флота.
Российская Арктика имеет большие залежи угля, нефти и природного газа, а также алмазов, золота, никеля, кобальта, меди, палладия, платины, цинка и редкоземельных металлов. Сегодня почти 60% экспортных товаров России производится из Сибири. Ожидается, что дополнительные крупные месторождения находятся на хребте Ломоносова в Сибири. Однако их обнаружение и производство «потребуют огромных инвестиций. Почти все месторождения природного газа находятся у арктического побережья, в основном на глубине более 500 метров.
Самый дешевый транспортный маршрут для ископаемых энергоресурсов — морской. Это делает Северный морской путь важнейшим инфраструктурным проектом в Арктике. Стратегия развития до 2035 года предусматривает цифровизацию морского пути с использованием оптоволоконного кабеля протяженностью 14 000 км.
Согласно планам, годовой объем перевозок по Северному морскому пути должен быть увеличен с 33 млн тонн (2020 г.) до 80 млн тонн в год к 2024 году. Только небольшое количество нефтяных и газовых танкеров и угольных судов имеют усиление корпуса, необходимое для работы во льдах, поэтому большое количество ледоколов необходимо для экспорта энергоресурсов. Расширение использования СМП также требует модернизации морской инфраструктуры, такой как порты, центры управления и т. д., что требует больших затрат и усилий. Поскольку СМП считается национальным водным путем, разрешены лишь ограниченные иностранные инвестиции.
Дилемма в том, торговые суда не могут постоянно использовать СМП, так как не существует поддерживающей морской инфраструктуры или необходимой ледокольной мощности. Поэтому большинство рейсов совершаются танкерами и грузовыми судами в российской Арктике с небольшим транзитом.
Модернизация инфраструктуры СМП, вероятно, будет стоить кратно сумме, которую совместный оператор «Росатом» оценил для расширения в 2019 году (11,7 млрд долларов США). Генеральный директор Росатома Алексей Лихачев заявил, что как только будут созданы коммерчески привлекательные возможности для транспорта, будет возрастать готовность инвестировать в автомобильные и железные дороги, порты, причалы и электростанции.
Арктика стала еще одним очагом глобального геополитического соперничества США и России, а также с Китая. Москва приветствует китайские инвестиции в расширение арктической инфраструктуры и открытие СМП (Северного морского пути), если они служат интересам России. Также будет начата взаимная передача технологий. Россия может поставлять в Китай военные технологии и связанные с ними ноу-хау; Китай, в свою очередь, обладает опытом и технологиями для расширения морской инфраструктуры и автоматизации высоких технологий.
С точки зрения Китая, будущий полярный шелковый путь является потенциальным кратчайшим путем для его торговых путей в рамках инициативы «Один пояс, один путь». В то же время арктические морские пути станут аналогом мест в Суэцком канале и Малаккском проливе, где блокада или срыв могут парализовать торговлю и поставки товаров. Китай также заинтересован в использовании ископаемых ресурсов Арктики для поддержания своей экономики — до тех пор, пока их можно эксплуатировать и производить по доступной цене.
С военно-политической и стратегической точки зрения Арктика уже важна для Китая. В дальнейшем можно будет быстрее перебрасывать соединения флота из Тихого океана в Атлантический, а подводные лодки размещать в укрытии Арктики. Здесь есть возможности для сокращения расстояний и времени реакции по отношению к потенциальным противникам в любом китайско-американском конфликте.
Российско-китайский союз в Арктике будет развиваться и дальше, если будет в равной степени служить интересам обеих сторон.