ВО ИОРДАНЕ КРЕЩАЮЩУСЯ...
О самом таинстве крещения, значении его для крещаемого и о чине его совершения мы здесь говорить не будем, т.к. другой человек, гораздо более достойный, об этом уже написал вполне исчерпывающе (прот. Александр Шмеман «Водою и Духом»).
Хочу лишь рассмотреть один важный для меня вопрос, потому что сама я была крещена не совсем по правильному чину, хотя понимаю, что священник в 1979 году сделал все настолько добросовестно, насколько позволяли обстоятельства. Нет, он не кропил мне, взрослой (и рослой весьма) девице, голову малыми каплями воды, как было принято у нас крестить в ту далекую пору.
Окунул мою головушку (с весьма изысканной прической!) в тазик с водою (и сама я ногами стояла в тазике побольше), потом велел мне выпрямиться, так что вода с волос облила все тело. При этом ворчал потихоньку, что, дескать, старообрядцы крестят холодной водой, а мы вот вам потакаем, теплую берем.
Почему-то эти слова его врезались мне в память, хотя все остальное действо прошло мимо меня – ничегошеньки я тогда не понимала, хотя и закончила (только что) вуз, и мне было ужасно стыдно, что вот пожилой человек так ради меня старается, а я стою, как чурбан. Но не сказал добрый батюшка, что старообрядцы-то на самом деле крестят взрослых в бочке в три погружения с головою. Царство Небесное вам, дорогой отец Герасим! Лишь недавно я узнала, что он был тайным единоверцем и, стало быть, моим – теперь уже, по прошествии многих лет – полным единомышленником.
Постараемся рассмотреть вопрос о полноте чина крещения и отражении его в христианской иконографии Востока и Запада, а затем перейдем к самой византийской иконографии праздника Крещения Господня.
* * *
Меня давно занимал вопрос: почему в Католической церкви возник и закрепился обычай крестить не погружением, а обливанием? Понятно, что это искажение чина Крещения, меняющее, может быть, самую его суть, ведь само слово «баптизмо» означает «погружаю». И только так достигается подобие погружения Христа в глубины смертные, из коих Он через три дня воскреснет.
И само Крещение, совершаемое во образ Крещения Христова, становится для катехумена образом смерти и воскресения его самого – смерти для прежней жизни и воскресения в жизнь вечную.
В этом смысле важно, что для Самого Христа Его Крещение во Иордане тоже было прообразом Его смерти и Воскресения. Об этом свидетельствует также и иконография праздника. На некоторых иконах Христос стоит не просто на дне реки, но на двух крестообразно сложенных досках, явно напоминающих эту же деталь в иконах Воскресения-Сошествия во ад, где Воскресший взламывает врата ада и погружается «в преисподняя земли».