Влияние американских ценностей на трансформацию российского общества. Ч.2
Глава 2: Ценности американского общества
2.1. Значение понятия ценность
Процесс трансформации общества обуславливается насаждением культурных стереотипов, ценностей, которые способны изнутри стимулировать изменения всей системы.
Поэтому важно определить понятие ценности, роль ценности в жизни общества.
Ценность является основным элементом любой деятельности и всей жизни человека в целом.
Для каждого общества характерна своя система ценностей, отражающая фундаментальные общественные потребности.
В обыденном сознании понятие «ценность», обычно понимается как оценивание предметов человеческой деятельности и общественных отношений с точки зрения критериев добра и зла, истины, красоты, допустимого и запретного и т.п. При этом оценка происходит с позиций своей культуры, то есть собственная система ценностей воспринимается как основа для критериев оценивания. Система ценностей способствует ориентации человека в окружающей действительности, обозначая его практическое отношение к предметам и явлениям.
Г. Риккерт рассматривал ценности как идеал и ориентир социокультурного развития общества. В результате осознания ценностей люди формируют определенные установки, которые используют в жизни, повседневной деятельности[1].
По мнению Э. Дюркгейма, общество является создателем и хранилищем всех ценностей, при этом каждое общество обладает набором разных, зачастую противоположных ценностных представлений. Система ценностей конкретного общества представляет собой совокупность ценностных представлений отдельных людей.
Шкала ценностей по Э. Дюркгейму не зависит от индивидуальных оценок. Люди принимают от общества уже устоявшуюся ценность, к которой они должны приспосабливаться.
Он выделял следующие ценности: экономические, нравственные, религиозные, эстетические, метафизические. Усвоенные из этих систем ценности выступают в качестве индивидуальных и коллективных ориентиров действия людей. [2]
«Понимающая социология» М. Вебера рассматривала понятие ценности как нормы, которая имеет значимость для социального субъекта.
Значение этических ценностей протестантизма для развития «капиталистического духа» было рассмотрено М. Вебером в «Протестантской этике и духе капитализма».
М. Вебер отмечал, что ни одна ценностная теория не отражает главную борьбу ценностей: «Столкновение ценностей везде и всюду ведет не к альтернативам, а к безысходной смертельной борьбе, такой как борьба “Бога” и “дьявола”. Здесь не может быть ни релятивизаций, ни компромиссов...»[3].
Согласно Т. Парсонсу ценность является неким стандартом, с помощью которого выбираются цели действия и важной функцией которого является поддержание и сохранение образца. Наличие у индивидов общих ценностей и взаимоориентированности определяет их способность к социальным действиям. Структура и характер ценностей, свойственных определенному обществу, обуславливаются господствующими в нем представлениями. Система ценностей, по мнению Т. Парсонса определяет своеобразие общества, способствует возникновению классов, этносов, наций и народов. Приемлемые ценности для одних общностей, являются неприемлемыми для других[4].
А. Маслоу выделяет три уровня ценностей: во-первых, общечеловеческие, в основе которых лежат фундаментальные потребности человеческого организма; во-вторых, ценности определенных групп людей и, в-третьих, ценности отдельных индивидов. Основополагающими ценностями для человека, по мнению А. Маслоу, являются: гуманизм, служение обществу, демократическое право человека на свободу выбора, право на жизнь, право уважение к личности, взаимопомощь, и т. д.
По мнению П. Сорокина, ценность лежит в основе всякой культуры. Каждая культура имеет свое аксиологическое ядро. В зависимости от того, какая ценность является доминирующей, он делит все культурные сверхсистемы на идеациональные (преобладание духовных ценностей), чувственные (преобладает чувственно – эмпирическое восприятие действительности) и идеалистические (синтез первых двух типов) [5].
А. Тоффлер в работе «Ценности и будущее» ставил в зависимость развитие человечества и выбранные ценности, которые определят процесс принятия им решений.
Таким образом, можно сказать, что ценности и потребности, сформированные у человека под влиянием различных условий, оказывают существенное влияние на восприятие любого явления жизнедеятельности.
Принадлежность к определенной культуре, с одной стороны, вызывает у людей чувство общности, что выражается в языке, традициях, привычках, а с другой — является причиной конфликтов внутри групп и между ними.
Общий язык также поддерживает сплоченность общества, способствуя формированию чувства группового единства, групповой идентичности. Но, в то же время, люди, говорящие на языке, отличном от языка группы, считаются чужими, то есть язык способен и разобщать людей.
2.2 Источники возникновения ценностей США
В XIX– XX веках с возникновением национальных государств ценности стали рассматриваться как оказывающие влияние на национальном уровне[6].
Особое значение приобрела концепция национального характера, говорящая о том, что люди каждой нации имеют особенные и прочные модели поведения и персональные характеристики, ведущие к формированию национальных стереотипов.
Национальный характер основывается на историческом и социокультурном опыте народа, традициях, ценностях, идеалах и определяется как система социокультурных норм и как психическое явление.
Структура национального характера включает в себя национальный темперамент, национальные предрассудки, ценностные ориентации, привычки и поведение, потребности и вкусы.[7] Некоторые ученые включают также реакции на внешний мир, исторически формирующиеся, традиционные, своеобразные массово-психологические свойства.
Национальный характер и культурные особенности США предопределяются историческими условиями возникновения государства.
Если оценивать с точки зрения исторического масштаба, то Америка является молодой страной. Как государство она появилась в конце XVIII века, после победы во Второй мировой войне стала оформляться как империя.
Некоторые существенные факторы, необходимые для формирования американской нации с ее специфическим национальным сознанием, сложились уже в последней трети XVIII в. Эти факторы представляли собой общность экономических интересов североамериканских колонистов, объединившихся против экономических интересов Британской империи, общность территории, общность языка. В этот период начинают складываться элементы социально-психологической и духовной общности американцев.
Образ жизни первых американских поселенцев способствовал развитию демократии. Необходимость кооперации для того, чтобы строить поселения, добывать пропитание и осваивать земли поддерживала убежденность в том, что в Новом Свете все люди равны и ни у кого нет каких-либо особых привилегий. Требование равенства определило отношения тринадцати колоний с метрополией – Англией.
После войны за независимость (1775—1783) окончательно определились новые институты и формы мировоззрения. По словам американского государственного деятеля П. Генри, произнесенными им на первом континентальном конгрессе: «различия между вирджинцами, пенсильванцами, ньюйоркцами и жителями Новой Англии более не существует. Я теперь не вирджинец, а американец»[8]. С этого моменты бывшие подданные Британской империи стали рассматривать себя как представителей американской нации.
Юридическим закреплением равенства как ценности стала Декларация независимости 1776 года, которая провозглашала, что все люди созданы равными и все имеют право на «жизнь, свободу и стремление к счастью»[9]. Поправки к данному документу, включающие гарантии прав личности на свободу слова, вероисповедания и прессы, были отражены в Билле о правах.
Еще одним структурообразующим элементом, лежащим в основе возникновения американских ценностей, стал протестантизм.
По мнению политолога У. Голстона, протестантизм был более чем просто религиозная ориентация, «он являлся узловым пунктом комплекса социальных действий и умонастроений, которые формировали лицо доминировавшей социальной группы и конституировали стандарты поведения и поступков для всех остальных»[10].
Составной частью американского мировоззрения стала пуританская доктрина о призвании, в которой в качестве средства служения Богу рассматривались трудолюбие, возвышалось значение практического успеха в жизни, поощрялся мирской аскетизм. Такой взгляд на доктрину содействовал формированию индивидуализма, бережливости, упорного труда и т.д.
Необходимо отметить, что в настоящее время религия может не выступать как совокупность догматов, а проявляться в виде культурных и бытовых штампов и оказывать воздействие через нормативы социальной этики, культурный фон.
По мнению К.С. Гаджиева, материальная и духовная культура американцев предопределяется исторической преемственностью, с помощью которой передаются обычаи, традиции, верования и т.д. Также значительную роль играет природный ландшафт, оказывающий влияние на формировании в сознании народа образа родины, с ее исторической судьбой, связанной с территорией[11].
Сами американцы видят историю своей страны как последовательный восходящий путь к цивилизационному триумфу и называют это "Manifest Destiny"[12] или "Предначертанная Судьба". Впервые данное выражение было использовано в 1840 году журналистом Дж. О'Салливеном. Содержание данного термина включало созданные мифы о превосходстве и избранности США, провозглашаемые от эпохи первых поселенцев до идеологов экспансии на Западе. В основе данной доктрины лежали представления о предопределении судьбы американского народа богом и о том, что ему суждено стать примером для подражания всех народов мира.
Эта теория служила удобным инструментом для оправдания и обоснования территориальной экспансии США.
Продвижение своих интересов и ценностей, укрепление позиций как мирового лидера являются основными целями внешней политики США.
Как отмечает В.Л. Фролов «главным устремлением Вашингтона в международных делах по-прежнему остается обеспечение американского доминирования в глобальном масштабе»[13].
Некоторые авторы считают, что лейтмотивом внешней политики США является не стремление распространения демократии, а утверждение мировой гегемонии. Так, А. И. Уткин доказывает, что заявления лидеров Америки о «расширении демократии в мире» и росте числа «стран с рыночной экономикой» подразумевают под собой преследование национальных интересов и курс на установление глобальной гегемонии[14].
Т.А. Шаклеина также отмечает, что американское лидерство можно прямо назвать гегемонией, так как Вашингтон обращается с остальными странами, как с вассалами, игнорируя их интересы[15].
Как отметил бывший служащий администрации У. Клинтона Д. Роткопф, «следуя своим политическим и экономическим интересам, США должны стремиться к тому, чтобы в случае распространения в мире одного языка им стал именно английский; в случае распространения общих норм в сфере телекоммуникаций и безопасности эти нормы были бы обязательно американскими; в случае использования в процессе объединения различных социальных групп телевидения, радио и музыки ведущую роль играли бы именно американские СМИ; а в случае выработки общих ценностей была принята такая система, в которой бы американцы узнавали себя». В заключении он говорит: «То, что хорошо для Соединенных Штатов Америки, хорошо для всего человечества! Американцы не должны забывать о том, что из всех наций в истории человечества именно они являются наиболее справедливой, терпимой, готовой к критике и постоянному самосовершенствованию нацией, а соответственно, могут служить лучшей моделью для будущих поколений»[16].
Политический философ Дж. Грей считает, что осуществляется «проекция западных ценностей на все остальные мировые культуры»[17], происходит распространение локальных ценностей, замаскированных под универсальные.
По мнению С. Латуша претензия на универсальность является основной чертой западных ценностей[18].
Таким образом, ценности США в значительной степени обусловлены историческими особенностями возникновения государства, специфическими чертами национального характера. Широкое распространение ценностей по всему миру оказывается связанным с внешней политикой, в формировании стратегии которой, важное значение имеет система ценностных ориентаций и установок государственных деятелей, их оценка своей страны в ряду остальных государств.
2.3 Основные ценности США
Вопрос концептуализации ценностей решается по-разному.
Американский социолог Роберт К. Мертон предложил, что наиболее важная ценность американского общества – это богатство, успех, сила и престиж, однако не все обладают одинаковыми возможностями для достижения этих ценностей.
Социолог - функционалист Толкот Парсонс отметил, что американцы разделяют общую ценность «американская рабочая этика», которая подразумевает интенсивный труд.
Другие социологи предлагают общим ядром американских ценностей – материальный успех, полагание на науку и технологии, демократию, патриотизм, благотворительность, свободу, равенство и справедливость, индивидуализм, ответственность и расчетливость.
Так, профессор лондонской бизнес-школы Чарльз Хенди в качестве основополагающей ценности рассматривает американское процветание. Именно заработанное, а не наследованное благосостояние лежит в основе американских культурных ценностей.
Способность американцев верить в светлое будущее это еще одна ценность, которую выделяет Чарльз Хенди.
Так как в современном мире все более ведущую роль играют знание и информация, то культуры, которые могут способствовать, через формирование человеческого капитала, развитию "институционального окружения, поддерживающего технологические изменения"[19] будут занимать ведущую роль. Он считает, что США являются лидером на этом пути.
Мысль о том, что идея свободы лежит в основе американских ценностей, достаточно распространена. Однако необходимо отметить, что в представлениях американцев понятие свободы оказывается тесно переплетенным с понятием демократии, хотя по сути это разные вещи. Демократия для американцев – это не просто тип общественно - политического устройства, а его непосредственное воплощение в США, совокупность государственных институтов, режимов и практик[20].
Бывший президент США Дж. Буш в своем обращении Конгрессу заявил: «Наши вооруженные силы проводят политику, понятную каждому врагу Соединенных Штатов: даже за семь тысяч миль, за океанами и континентами, на вершинах гор и в пещерах вы не укроетесь от справедливости»[21].
П. Шак в работе «Понимание Америки: анатомия исключительной нации» («Understanding America: The Anatomy of an Exceptional Nation») обращает внимание на то, что американская культура является особенной. Ее отличают патриотизм, индивидуализм, религиозность и дух предпринимательства. Американский конституционализм является уникальным в своем упоре на индивидуальные права, децентрализацию и государственную власть[22].
Бывший директор информационного агентства США Л.Р. Кольс в работе «Ценности, которыми живут американцы» («The Values Americans Live By»)[23] в ряду основных ценностей выделяет:
1. Равенство, эгалитаризм,
2. Индивидуализм и приватность,
3. Конкурентоспособность и свободное предпринимательство,
4. Ориентация на работу,
5. Неформальность,
6. Практичность и эффективность,
7. Материализм.
К.С. Гаджиев в качестве основных ценностей, присущих американскому национальному характеру указал индивидуализм, предприимчивость, трудолюбие, прагматизм, ориентацию на успех.
Еще одной ценностью, взаимосвязанной с индивидуализмом, является ориентация на успех или «Американская мечта»[24]. Сущность данной ценности заключается в идее о том, что американское общество является страной неограниченных возможностей, открытым обществом, в котором каждый человек, независимо от социального статуса и происхождения, может добиться успеха, опираясь лишь на собственные силы.
Противоречивый характер американской ценностной системы обозначил социолог Роберт Линд. Он отметил, что каждый из элементов данной системы имеет свою противоположность. Например, придерживаясь философии материального успеха, американцы в то же время ставят личные качества на первое место, проповедуя принципы индивидуализма на практике, зачастую действуют коллективно[25].
Существует множество дискуссий о том, что американская культура и ее ценности являются разрушительными для межкультурного взаимодействия между людьми и нациями. При этом считается, что Америка навязывает свои ценности другим культурам.
Профессор международных отношений Рональд Стил пишет: «Мы создаем культуру, основанную на ублажении и увеселении масс, проповедующую гедонизм и накопление, хотя бы она и говорила об индивидуализме и автономии. Те культурные образцы, которые мы распространяем с помощью Голливуда и Макдональдса, призваны соблазнять и одновременно разрушать другие культуры. В отличие от стиля традиционных завоевателей, мы не пытаемся подчинить других: мы стремимся заставить любить нас. И все это якобы делается для их же блага. Наш прозелитизм наиболее беспощаден… Неудивительно поэтому, что большинство людей чувствуют угрозу, которую несет в себе безудержное распространение системы, которую мы представляем» [26].
Выводы
Таким образом, специфика ценностей Америки в значительной степени обуславливается историческими условиями ее развития, религиозными ценностями и ориентациями, являющимися частью национального сознания. Все это предопределило возникновение идеи о национальной исключительности и особой миссии США в мире, что оказывает влияние на распространение их ценностей в мире, взаимоотношения с другими странами.
Либерально-демократические принципы демократии, свободы, прав человека, законности и частной собственности являются аксиомой, и представляет собой некую систему координат, ориентируясь на которую Америка смотрит на мир и позиционирует остальных. Для США характерна вера в то, что их представления и ценности хороши для всех, так как отражают превосходство американского опыта и успех благоденствующего общества, а если это и не так, то все к этому стремятся.
Кроме того, упорство кого-либо в неприятии американских ценностей является ошибкой и поэтому необходимо помочь прийти к «правильному пониманию», убедив (или заставив) принять эти ценности.
Данный процесс можно проиллюстрировать девизом современной американской политики: «Кто не с нами – тот против нас». То есть страны, которых США считает противниками, вовлекаются в сотрудничество, имеющее целью перевоспитание на основе американских ценностей. Если эти страны начинают оказывать сопротивление, то к ним могут применяться более жесткие меры, вплоть до использования военной силы.
Здесь можно привести слова американского политолога Дж. Кеннана, который писал о том, что США стремятся оправдать свои военные действия тем, что этим они стараются сделать мир «безопасным для демократии»[27].
В следующей главе будет более подробно рассмотрено влияние американских ценностей на российское общество и происходящие в результате этого трансформации.
[1] Риккерт Г. Ценность и действительность (1910), URL: http://kulturoznanie.ru/?work=cennost_i_deistvitelnost
[2] Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения // Социологические исследования. 1991. № 2, С. 106–114.
[3] Вебер М. Избранные произведения : пер. с нем. / сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова. М., 1990.
[4] Парсонс Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. – 2-е изд. – М. : Академический Проект, 2000. С. 880.
[5] Сорокин П.А. Кризис нашего времени / П.А. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов : пер. с англ. – М., 1992. С. 429.
[6] Inkeles A., D.J. Levinson. National character: the study of modal personality and sociocultural systems// The handbook of social Psychology, 2- nd edition, vol. 4, Lindsey and Aronson (eds), Reading MA: Addison-Wesley. 1969.
[7] Ольшанский Д. Основы политической психологии. — Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 496 с. ISBN 5-88687-098-9.
[8] Гаджиев К. С. Эволюция буржуазного сознания. М., 1986. С. 9.
[9] Декларация независимости в переводе О. А. Жидкова, изд. Московского Университета. Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/indpndnc.htm
[11] Гаджиев, К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. Изд-во: М.: Наука, 1990 г.; ISBN: 5-02-010514-7.
[12] Stephanson, Anders. Manifest Destiny: American Expansionism and the Empire of Right. New York: Hill and Wang, 1995.
[13] Фролов, В.Л. «Глобальное лидерство» США и перспективы «стратегического партнерства» с Россией // США — экономика, политика, идеология. 1996. № 5. С. 47—59.
[14] Уткин, А.И. США в мире XXI века // Свободная мысль — XXI. 2000. № 6. С. 13—29.
[15] Шаклеина, Т. А. Россия и США в новом мировом порядке. Дискуссия в политико-академических сообществах России и США (1991—2002). М.: ИСКРАН, 2002.
[16] Rothkopf D. In Praise of Cultural Imperialism? — «Foreign Policy», Summer l997, № 107.
[17] Gray J. Endgames: Questions in late modern political thought.- Cambridge: Polity Press, P. 161.
[18] Latouche S. The westernization of the world. The significance, scope and limits of the drive towards global uniformity –Cambridge:Polity Press. 1996. P. 34.
[19] Charles Handy. Tocqueville Revisited: The Meaning of American Prosperity, URL: http://hbswk.hbs.edu/archive/2283.html
[20] Косолапов Н.А. Нелиберальные демократии и либеральная идеология // Международные процессы. 2004. № 2.
[21] Обращение Дж.Буша к Конгрессу США, http://georgewbush-whitehouse.archives.gov/news/releases/2002/01/20020129-11.html
[22] Schuck Peter H. Understanding America: The Anatomy of an Exceptional Nation, URL: http://www.law.yale.edu/news/6883.htm
[23] Kohls L. Robert. The Values Americans Live By, URL: http://www.uri.edu/mind/VALUES2.pdf
[24] Adams J.T. The Epic of America// Little, Brown, and Co. 1931.
[25] Lynd R.S. The Place of Social Science in American Culture. Princeton. New York, 1939, P. 60.
[26] Цит. по: «Courrier International», № 300, 01—21.08.1996.
[27] Кеннан Дж. Дипломатия Второй мировой войны глазами американского посла в СССР. М., 2002. С. 219.