Влияние американских ценностей на трансформацию российского общества. Ч. 3
Глава 3: Трансформация российского общества под влиянием американских ценностей
3.1. Влияние США на российское общество
Наиболее характерной чертой современного мира становится все более усиливающееся взаимопроникновение целей, ценностей различных стран.
Распространение влияния США является очевидным в современном мире. В начале XXI века, так называемая «мягкая сила»[1] – идейно-культурное воздействие США на мир, все более проявляет себя.
Как пишет Дж. Най, это воздействие представляет собой непрямолинейный способ приложения силы[2]. Страна может достигнуть определенных результатов в мировой политике за счет того, что другие страны имеют желание следовать ей, подражать, воспринимать ценности, стремиться достичь того же уровня.
Данный процесс имеет большую актуальность для России.
По мнению З. Бжезинского, политика США в отношении России имеет под собой уверенность в том, что чем скорее Россия примет принципы рыночной и глобально взаимозависимой экономики, тем скорее ее политика станет отвечать «всеобщим» стандартам по меркам западной цивилизации[3].
По заявлению В.В. Путина, Россия в настоящее время сталкивается с воздействием различных механизмов давления, в том числе и мягкой силы[4].
Глава ФСБ А. Бортников прямо обозначил страну, оказывающую влияние на Россию. Он заявил о том, что геополитическое влияние США, «которые по-прежнему рассматривают наше государство как одного из соперников на международной арене»[5], за последний год значительно возросло.
По мнению В.И. Добренькова[6], США и некоторые ее союзники из числа западных держав фактически развязали третью мировую войну против всего человечества, имеющую целью полностью подчинить мир диктату Запада во главе с США. Во многом этому способствовал развал СССР, который ранее сдерживал глобальную экспансию западных держав.
В работе «Правда о глобализации»[7] В.И. Добреньков отмечает, что данная война ведется по трем направлениям.
Во-первых, это информационно-психологическая пропагандистская обработка общественного сознания населения, во-вторых, создание специальной агентуры влияния для внедрения этих людей в экономические, политические и государственные структуры власти, в-третьих – открытая вооруженная агрессия против стран с целью замены власти и создания в них управляемых проамериканских правительств.
3.2 Изменения, происходящие в российском обществе в результате воздействия американских ценностей
Американское влияние очевидно в современной России.
Мир превратился в единообразную массу потребителей, обладающих схожими вкусами, происходит унификация потребления.
Количество ресторанов Макдоналдс увеличивается с каждым годом и на данный момент составляет 360 ресторанов [8]по всей России, гамбургеры превратились в любимое блюдо среднестатистического гражданина. Самой популярной одеждой стали джинсы. Музыка и кинофильмы по большей части производятся в Америке.
Можно выделить несколько особенностей, характерных для трансформации российского общества под влиянием американских ценностей:
- глобальность изменений – изменяются все параметры социальных структур, изменяются даже устойчивые структуры социального сознания и поведения,
- глобальные ценности доминируют над ценностями локальными,
- происходит гибридизация культуры, то есть сочетание прежде несовместимых частей культурных феноменов,
- мозаичность восприятия и конструирования реальности (фрагментарность мира).
Воздействие таких ценностей как свобода и демократия, лежащих в основе мировоззрения США, приобрело в России специфический смысл.
Россией признается, что существуют некоторые универсальные нормы демократии, защиты прав человека и экономической свободы. Однако идея демократии приобрела в России искаженную форму, когда внешне демократическая форма процесса скрывает под собой глубоко недемократическую суть и представляет, таким образом, «театральную демократию»[9].
По данным правозащитной организации Freedom House, Россия на 2013 год числится в списке несвободных стран с рейтингом 5.5[10]. Лучшим в данном рейтинге считается 1 балл, худшим – 7 баллов. РФ не является демократической страной, в качестве доказательства тому приводятся президентские выборы 2012 года, во время которых были многочисленные злоупотребления должностями, процедурные нарушения во время подсчета голосов.
Такая ценность, как свобода слова, также приобрела своеобразную форму. На уровне закона данная ценность закреплена в Конституции РФ – гражданин России имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом[11].
Однако если обратиться к статистическим данным, то согласно Мировому индексу свободы прессы (World Press Freedom Index) Россия на 2013 год по свободе слова занимает 148-е место и находится между Филиппинами и Сингапуром[12].
Приоритет прав человека также подкрепляется действующей российской Конституцией (статьи 17, 18).[13] Однако данную ценность можно отметить как наименее воспринятую институтами власти и гражданами России.
По мнению В.А. Ядова, это обусловлено присущей российскому обществу пирамидальной формой общественной системы, историко–культурным наследием.
Данная позиция подчеркивается, проведенным в 2013 году исследованием о свободе в мире (см. Приложение 2), согласно данным которого Россия по критерию индивидуальные права имеет рейтинг в два раза ниже, нежели чем Соединенные Штаты Америки.
По мнению М.А. Шабановой для реализации российских реформ по аналогии с западными образцами первостепенное значение должна иметь независимость от регламентирующих предписаний и произвола государственных чиновников в различных сферах жизнедеятельности социальных субъектов[14].
Трансформационные процессы происходят также в сфере культуры.
Можно выделить некоторые особенности влияния американских ценностей в области культуры:
- приоритет количественных характеристик,
- иррационализация элементов культуры,
- использование символических форм,
- гарантированное качество на определенном уровне,
- готовность к употреблению.
Все эти характеристики были описаны еще в работе Дж. Ритцера «Современные социологические теории»[15], в которой он давал характеристику структурам общества, подвергшихся макдональдизации.
Дж. Ритцер выделял следующие измерения макдональдизированных структур: эффективность – уменьшение времени и усилий для удовлетворения потребностей; калькулируемость - оценка в количественных показателях, при этом количество становится важнее, чем качество; предсказуемость – уверенность потребителя в неизменности получаемых им продуктов и услуг, в любом месте и в любое время, «существование мира без неожиданностей»[16]; контроль над человеческими действиями посредством материальных технологий – «растущий контроль над людьми при помощи нечеловеческих технологий», минимальное использование умственных способностей работников, контроль поведения потребителей.
Процесс макдональдизации он определял как процесс, при котором различные сферы жизни приобретают характеристики ресторана быстрого обслуживания, в результате чего становятся стандартизированными, упрощаются.
В России действие данного процесса можно проследить на примере широкого распространения американской массовой культуры, особенно популярной среди молодежи.
Основной особенностью данного типа культуры является изменение характера производства и потребления. Важнейшим фактором становится огромная массовость и чрезвычайная скорость распространения, что приумножает сферу удовольствия и развлечения. «Современное общество становится фабрикой развлечений, потребителями продуктов которой становится всё общество»[17].
Как утверждается в статье «Американская звездная сила по прежнему правит миром», распространение массовой культуры оказывает значительное влияние на людей различного возраста по всему миру, в том числе и в России[18].
Влияние потребительской культуры Америки оказывает давление на людей, заставляет менять стиль жизни, уменьшает значение традиционных ценностей, ломает самобытную идентичность.
Широкое распространение получают свойственные США стили музыки и соответствующая им мода, образцы поведения. Как пример, распространение в России с начала 80-х гг. субкультуры хип-хопа, изначально появившейся в США в афроамериканских кварталах Нью-Йорка. Данный процесс сопровождался насаждением определенного стиля одежды, манеры поведения, ценностей, а в результате изменял и весь образ жизни.
Таким образом, в результате распространения американских ценностей сокращается культурное пространство других культур, лишая их возможности сохранить свою уникальность, быть отличными от Америки.
Еще одним примером является распространение американских фильмов в российском кинематографе. На 2011 год доля американских фильмов составляла 75-80% всего российского проката[19]. Большинство развлекательных программ, сериалов представляют собой адаптированные версии американских фильмов.
В сфере образования также можно заметить трансформационные процессы под воздействием американских ценностей.
Если раньше высшее образование являлось источником распространения фундаментальных научных ценностей, то теперь, прежде всего, ценятся его доступность или удобность (минимум усилий для получения результата, нередко выбор ВУЗа основывается на близости к дому), последующая максимальная реализация полученных знаний в коммерческом плане.
То есть в сфере образования стала преобладать рыночная психология, при которой потребителям предлагаются эффективные продукты, готовые к употреблению.
Аналогичные трансформации можно наблюдать и в развитии современных форм труда.
Легкая и постоянная смена мест работы и специализаций порождает новые ценности в трудовой деятельности, имеющие мало общего с традиционной концепцией труда. Все большее значение начинает придаваться внешним аксессуарам престижности и соответствующим формам престижного потребления.
Одним из важнейших инструментов культурного самовыражения является язык. Именно язык отражает специфику культуры.
Наиболее распространённым языком на сегодняшний момент является английский.
Как отмечает Джон Сазерленд в статье «Лингвицид: смерть языка» («Linguicide: the death of language»)[20] «что касается причин языковой катастрофы, которую мы наблюдаем, то тут нет ничего загадочного. Поезжайте в любую страну. Когда вы будете слушать инструкции по безопасности (на английском языке), пилот самолета будет говорить с диспетчером по-английски. Вы увидите логотип кока-колы. На телеэкране будет канал MTV.…Идите в любое интернет - кафе и вы обнаружите там клавиатуру с английским языком – универсальным языком общения нашего времени. Распространение английского языка является следствием неприкрытой языковой экспансии».
Английский язык проникает в массовую культуру. А так как доступ к данной культуре открыт для любого человека, то элементы английского языка начинают встречаться в русском все чаще.
Также немаловажную роль в этом сыграло развитие на российской почве современной демократии, парламентаризма и рыночного либерализма вместе с реалиями, ими обозначаемыми (как пример тому, термины «лоббист», «премьер»).
Знание английского языка становится важным условием возможности работы в крупных организациях и компаниях.
В распространении английского (американского) языка большую роль играют средства глобальных коммуникаций.
Содержание передаваемой информации оказывает влияние на поведение и поступки индивида, его мышление. Потребление этой информации быстро входит в привычку.
Интернет, реклама, СМИ, фильмы воспроизводят американскую культуру, которая меняет традиционные национальные ценности, стиль жизни.
По словам О.Н. Астафьевой, Г.А. Аванесовой «ценностные предпочтения одного типа культуры посредством развития информационных сетей, экономической интернационализации и других каналов распространения форм и образов жизни будут навязаны всему мировому сообществу, что может привести к унификации и ослаблению этнокультурного разнообразия».[21]
Таким образом, в сфере культуры происходит процесс обесценивания культурных и нравственных традиций, утраты значения русской культурной составляющей, подмена традиционных ценностей ценностями США.
Также необходимо отметить изменения в экономической сфере.
В России сложилась олигархическая структура экономики, при которой большая часть капитала контролируется несколькими бизнес - структурами, решения при этом принимаются определенным кругом лиц, составляющих деловую и административную элиту России[22].
Подлинный рынок со здоровой конкуренцией, оформлением стабильного законодательства, реальной денационализацией в России так и не сложился. То, что имеет место сейчас, назвать зрелой рыночной экономикой нельзя.
На январь 2011 года Россия была на 144-м месте в рейтинге самых свободных экономик мира, составляемом Фондом Наследия (Heritage Foundation)[23]. C 2010 года Россия опустилась на строчку ниже, тогда как ее прежние соседи (Гаити, Гвинея, Алжир, Боливия, Китай) продвинулись наверх.
Таким образом, американские ценности оказывают значительное влияние на все сферы жизни российского общества, изменяя и трансформируя традиционные ценности и представления. В результате, единственной культурно-социальной реальностью, имеющей значение, становится американская реальность.
Процесс распространения американских ценностей в российском обществе оценивается неоднозначно.
С одной стороны, данный процесс рассматривается как угрожающий уничтожению национальной самобытности, традиций и ценностей, исконно присущих русскому обществу.
Однако существует мнение, определяющее распространение ценностей США как процесс скорее положительный, нежели отрицательный. В таком случае американские ценности и образ жизни рассматриваются, как способные привести к такому же стандарту жизни как в Америке.
Как пишет американский ученый, заведующий кафедрой социологии университета Уорвик Стив Фуллер стремление обладать американскими культурными продуктами, которые воспринимаются как хорошие и современные, говорит о том, что люди сами играют значительную роль в распространении американской культуры.
Он рассматривает американскую культуру как биотерроризм, у которого нет определенной цели, есть только «надежда, что распространение микроба или вируса будет как можно более разрушительным для общества»[24]. Основными признаками этого процесса является то, что сами биотеррористы лишь начинают атаку, не вмешиваясь в дальнейший ход событий, а большая часть войны ведется самими жертвами, передающими вирус в процессе общения.
Статистические данные, определяющие отношение россиян к трансформациям российского общества будут рассмотрены в следующем параграфе.
3.3 Отношение россиян к происходящим в результате воздействия американских ценностей изменениям
Отношение к изменениям, происходящих в результате процесса трансформации, можно проследить на основе опросов общественного мнения.
Опросы общественного мнения (глобальный обзор точек зрения («The Pew Global Attitudes»[25]), проведенные в 2002 году, свидетельствуют о нарастании критического и даже враждебного восприятия Америки.
Большинство опрошенных выражают недовольство «американской односторонностью», обзор также выявил, что «американское общественное мнение резко расходится с мировым в оценке роли США в мире и глобальных результатов действий США».
По данным опроса, проведенного ФОМ[26], в феврале 2013 года отрицательно к США относятся 18% опрошенных, в начале 2001 года таковых было 17%. Значительно снизилось положительное отношение – с 35% в 2001 г.– до 23%, а также наблюдается существенный рост безразличия – с 43% до 56%.
В большой степени это обусловлено последними конфликтами между странами, касающихся как вопросов усыновления, так и политической проблематики.
Восприятие США как недружественного по отношению к России государства характерно для 54% россиян (в 2001 году 47%), дружественным США считают 27% респондентов (в 2001 году 36%).
Прежним осталось представление опрашиваемых об отношении США к России.
25% респондентов считают, что мнение американцев о россиянах плохое, 13% полагают, что хорошее, а 33% думают, что люди в Америке к России равнодушны.
Необходимо отметить ассоциации, которые вызывает Америка у наших сограждан.
27% – рассматривают США с точки зрения оценки внешнеполитической угрозы от них исходящей, как страну, навязывающую свои интересы.
Положительные ассоциации – 15% связаны с благосостоянием, величием Америки.
26% опрошенных дали безоценочные ответы, то есть США ассоциируется с определенными символами, брендами (Макдоналдс), с Голливудом, валютой и т.д.
В США опросы, в которых интересуются отношением американцев к России, проводятся достаточно редко.
В качестве одного из последних можно привести опрос службы Gallup, проводимый в 2012 году. Тогда положительно относились к России 50% американцев, негативное отношение проявили 44%.
Выводы
Таким образом, распространение американских ценностей оказывает влияние на национальные особенности страны, формируемые ее историей и традициями.
В результате воздействия американских ценностей возникает тенденция к унификации и стандартизации образа жизни, навязывается единообразная культура, в которой доминируют ценности, присущие американскому стандарту. Необходимость этих ценностей другим народам, национальные особенности стран при этом во внимание не принимаются.
Данный процесс вполне закономерно вызывает «возмущение и недовольство огромных масс людей в разных странах мира, ибо этнокультурное и цивилизационное многообразие мира является богатством человечества, служит источником его духовного развития»[27].
Необходимо отметить специфические характеристики российского общества, которые обусловлены тем, что оно принадлежит к цивилизации, отличающейся от западноевропейской историческими условиями развития, что повлияло на формирование таких явлений как патернализм, коллективизм, неприятие индивидуализма.
Поэтому влияние, оказываемое американскими ценностями и их восприятие российским обществом связано с национальными особенностями государства. Отсюда основным вопросом становится возможность самостоятельного развития России, ориентированное на собственные ценности, но и использующее позитивные аспекты развития других стран.
Заключение
Таким образом, был проанализирован и обобщен теоретический материал по вопросам американизации и влияния, оказываемого американскими ценностями на трансформацию российского общества.
В результате чего мы определили понятие американизации как процесса, основанного на стремлении США использовать возможности других стран и навязать им свое видение мира. В результате данного процесса происходит трансформация культуры, на которую направлено это воздействие.
Американские ценности – свобода, демократия, законность, права человека и частная собственность – в значительной степени обусловлены идеей о национальной исключительности и особой миссии США в мире. Это обуславливает их стремление распространить свои ценности по всему миру, что приводит к унификации и стандартизации образа жизни других культур в соответствии с американским стандартом. Право других культур на различие, наличие собственной культуры и необходимость привнесения американских ценностей при этом не учитывается. Данный процесс вполне логично вызывает недовольство людей в разных странах мира, что является основанием для возникновения движение антиамериканизации в попытке сохранить свое культурное и национальное своеобразие.
На основе полученного теоретического материала были рассмотрены изменения, происходящие в российском обществе под влиянием американских ценностей, проанализированы основные тенденции изменений, происходящих в российском обществе.
Россия, как и другие страны, без связи с глобальным социумом не может двигаться в будущее, ибо является его составляющей. Влияние, оказываемое другими странами, в том числе и США, определяют направление изменений в системах общественной жизни.
В экономике происходит заимствование современных технологий, форм организации экономического процесса – ТНК, массовое производство.
Для сферы политики характерна ориентация на демократическое устройство, свободу слова.
В социальной и культурной сферах изменяются нормы социальной регуляции, права человека становятся приоритетом, провозглашаются мультикультурализм и свобода информации.
Однако данные трансформации оказываются связанными с особенностями социальных институтов, российской культуры, менталитета.
Отличная от американской религиозная система, присущий обществу коллективизм, иная трудовая этика, специфический исторический опыт России обусловили своеобразный подход к восприятию американских идей и ценностей.
Таким образом, влияние американских ценностей в российском обществе, экономическая, политическая и культурная экспансии в нашу страну очевидны.
Опираясь на данные социологических исследований, проводимых различными авторами, можно проанализировать отношение российских граждан к распространяемым американским ценностям, происходящим в результате этого трансформациям, отношению к США в целом.
В результате воздействия ценностей США создается унифицированная безрелигиозная культура, которая разрушает традиции и национальную культуру России. Традиционные ценности перестают играть значительную роль, их место занимают насаждаемые США идеи.
Как отметил В.И. Добреньков в статье «Правда о глобализации»: «все это создает человека-зомби, лишенного веры и исторической памяти, оторванного от национальных корней, религиозных традиций, не помнящего своих предков, равнодушного к своей Родине, способного только на потребление, то есть ориентированного исключительно на удовлетворение своих чисто физиологических потребностей»[28].
Поэтому важным моментом является восприятие опыта собственного народа, необходимость признания специфики своей страны, а не переноса на нее шаблонов других стран.
[1] Най Дж. Гибкая сила. Как добиться успеха в мировой политике. - М.:Тренд, 2006.
[2] Най Дж. Soft power, или "мягкая сила" государства// Альманах «Восток», выпуск №5, 2009.
[3] Бжезинский З. Выбор. Глобальное господство или глобальное лидерство»// Пер. с англ. - М.: Междунар. отношения, 2005.
[4] Резчиков А. «Право мягкой силы», URL: http://vz.ru/politics/2013/2/14/615822.html
[5] Резчиков А. «Право мягкой силы», URL: http://vz.ru/politics/2013/2/14/615822.html
[6] Доклад В.И. Добренькова на 36-м Всемирном конгрессе Международного института социологов (IIS) в Пекине, URL: http://www.sorokinfond.ru/index.php?id=203
[7] Доклад В.И. Добренькова на 36-м Всемирном конгрессе Международного института социологов (IIS) в Пекине, URL: http://www.sorokinfond.ru/index.php?id=203
[8] Количество ресторанов Макдоналдс, URL: http://www.mcdonalds.ru/?ver=html
[9] Покровский Н.Е. Российское общество в контексте американизации // Социологические исследования 2000, №6, стр. 5.
[10] Freedom in the world: Russia, URL: http://www.freedomhouse.org/report/freedom-world/2013/russia
[11] Конституция РФ, статья 29. URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm
[12] 2013 World Press Freedom index, URL:http://en.rsf.org/press-freedom-index-2013,1054.html
[13] Конституция РФ, Глава 2 Права и свободы человека и гражданина, статья 17-18 URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm
[14] Шабанова М.А. Социология свободы: Трансформирующееся общество, М.: Московский общественный научный фонд, 2000.
[15] Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002. ISBN 5-318-00687-6.
[16] Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002. ISBN 5-318-00687-6.
[17] Миронов В.В. Трансформация культуры в пространстве глобальной коммуникации// электронный научный журнал факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова «Медиаскоп», выпуск №2, 2009.
[18] Richard Wike American Star Power Still Rules the Globe, URL: http://www.pewglobal.org/2013/02/22/american-star-power-still-rules-the-...
[19] Доля американских фильмов в российском прокате, URL: http://top.rbc.ru/society/26/12/2011/631846.html
[20] Sutherland John Linguicide: the death of language, URL: http://socialnetworkingbase.com/18/death-language
[21] Астафьева О.Н., Аванесова Г.А. Взаимодействие культур//Глобалистика/Ред.- сост. Мазур М.М., Чумаков А.Н.-М.Радуга, 2003. С. 110.
[22] Явлинский Г. Периферийный капитализм // Московские новости. 2003. № 18.
[23] Heritage Foundation, http://www.heritage.org/
[24] Shor Francis Dying Empire: U.S. Imperialism and Global Resistance/ Routledge; 1 edition, 2010.
[25] Pew Research Global Attitudes project, URL: http://www.pewglobal.org/
[26] См. Приложение 1.
[27] Добреньков В.И. Правда о глобализации, URL: http://www.sorokinfond.ru/index.php?id=203
[28] Добреньков В.И. Правда о глобализации, URL: http://www.sorokinfond.ru/index.php?id=203