Визионерство, креационизм и левая идея
После выхода моей статьи "Мухаммад Икбал, евразийство и четвертый путь" один из пакистанских друзей обратил мое внимание на статью «Ленин Икбала» (автор — Махир Али), опубликованную в издании Dawn 8 ноября 2017 г.
Она была приурочена к 100-летию со дня революции в России и 140-летию со дня рождения философа.
В ней приводится тезис автора Meem Sheen, который утверждал, что философию Икбала можно выразить словами "коммунизм плюс Бог", а как пример упоминаются стихотворения Lenin Khuda ke Huzoor Mein (‘Ленин в присутствии Бога’), ‘Farman-i-Khuda’ (‘Приказ Бога’). В заключении публикации Махир Али отметил интерес к большевистскому эксперименту, который служил вдохновением для многих авторов, а также «релевантность призрака Ленина в эпоху глобального капитализма».
Что сразу моментально пришло мне на ум после прочтения данной публикации, так это строки русского поэта Николая Клюева, написанные в 1924 г.:
Есть в Ленине керженский дух,
Игуменский окрик в декретах,
Как будто истоки разрух
Он ищет в «Поморских ответах»...
Борис, златоордный мурза,
Трезвонит Иваном Великим,
А Лениным - вихрь и гроза
Причислены к ангельским ликам.
Мне сложно объяснить, почему именно Николай Клюев, а не другие поэты революционной эпохи, например Владимир Маяковский, возник в моем сознании. Вероятно, потому, что в отличие от авторов серебряного века, модернистов, а также других групп и кружков, которые существовали в переломную эпоху начала ХХ века в России, творчество Николая Клюева всегда имело ярко выраженный религиозный (православный) характер, хотя иногда и были облечены в революционный пафос..
Например, в поэме "Четвертый Рим", изданной в 1922 г. в Петербурге, он воспевает гибель Российской Империи:
Это я зловещей совою
Влетел в Романовский дом,
Чтоб связать возмездье с судьбою
Неразрывным красным узлом...
Учитывая то, что в 1905-07 годах он неоднократно арестовывался за агитацию среди крестьян и отказ служить в армии, можно сделать вывод, что Клюев являлся агентом большевиков или симпатизировал им. Однако это не так.
Личность Николая Клюева была противоречивой и неоднозначной. Яркий представитель крестьянского творчества и религиозного народного сознания, уроженец русского Севера и друг Сергея Есенина (некоторые склонны считать, что Клюев даже был его учителем), был расстрелян в 1937 г. с формулировкой "за контрреволюционную деятельность". Официально — якобы за участие в организации „Союз спасения России“, которой никогда не существовало. На самом деле — за свои произведения, которые не соответствовали идеологическим установкам правящей партии коммунистов.
Дело в том, что во второй половине 20-х годов Николай Клюев разочаровался в советской власти и в его произведениях можно обнаружить критику режима большевиков, особенно программы коллективизации крестьян, что и послужило основной причиной для репрессии поэта.
В поэме "Погорельщина" (1928 г.) Клюев пишет:
Душа России, вся в огне,
Летит по граду, чьи врата
Под знаком чаши и креста.
А в 1934 г. появляется цикл стихотворений "Разруха", где в одном из них говорится:
То Беломорский смерть-канал,
Его Акимушка копал,
С Ветлуги Пров да тётка Фёкла.
Великороссия промокла
Под красным ливнем до костей
И слёзы скрыла от людей,
От глаз чужих в глухие топи…
Если учитывать, что в 1932-33 годах на территории значительной части Советского Союза была засуха, что вызвало массовый голод (данная тема до сих пор является причиной политических манипуляций, нередко с фактами подлогов, где фото, сделанные в других странах, выдают за снимки жертв голода в СССР), появление данной работы было довольно провокационным жестом со стороны Николая Клюева, что не могло не иметь последствий.
В протоколе допроса Клюева о его отношении к советской власти указан следующий ответ: "Мои взгляды на советскую действительность и моё отношение к политике Коммунистической партии и Советской власти определяются моими реакционными религиозно-философскими воззрениями. Происходя из старинного старообрядческого рода, идущего по линии матери от протопопа Аввакума, я воспитан на древнерусской культуре Корсуня, Киева и Новгорода и впитал в себя любовь к древней, допетровской Руси, певцом которой я являюсь. Осуществляемое при диктатуре пролетариата строительство социализма в СССР окончательно разрушило мою мечту о Древней Руси. Отсюда мое враждебное отношение к политике компартии и Советской власти, направленной к социалистическому переустройству страны. Практические мероприятия, осуществляющие эту политику, я рассматриваю как насилие государства над народом, истекающим кровью и огненной болью".
Николай Клюев был реабилитирован в 1957 году.
Данное отступление, связанное с трагедией русской революции и красного террора необходимо для прояснения феномена взаимоотношения власти в ее различных метаморфозах и тех людей, которые относятся к типу визионеров, которыми были Николай Клюев и Мухаммад Икбал.
В первом случае стихия бушевала на глазах очевидца, во втором - оценивалась со стороны, по скудным информационным сообщениям в прессе, где действительность умалчивалась в силу пропаганды и коммунистической цензуры, или искажалась иностранными СМИ в политических целях.
Но обоих поэтов объединяло две темы, центральные для их творчества — строгое следование креационистской традиции (христианству и исламу) и воспевание образов угнетенных, особенно социальной группы бедняков и тружеников.
«Послание Востока» Мухаммада Икбала было переведено на русский еще в 1923 году, то есть на следующий год после его появления, а «Иносказания о самоотречении» были изданы в России в том же году, что и в Британской Индии — в 1918 г. Позднее переводы других произведений выходили в СССР в 30-е годы.
Нам неизвестно, было ли знакомо высшее руководство Советского Союза с творчеством Мухаммада Икбала, однако сам факт издания его работ фактически сразу после революции и позже, в 60-х годах прошлого столетия, говорит о том, что Икбал воспринимался в СССР как теоретик национально-освободительной борьбы и революционного романтизма. Советские комментаторы творчества Икбала считали его прогрессивным мыслителем, который выступал на антиимпериалистических позициях, одновременно призывая к служению обществу и народу. Учитывая дружеские взаимоотношения между СССР и Индией, однако, находились и поводы для критики. Например, в предисловии к сборнику поэзии 1964 г. сказано, что «Икбал-политик поддержал в последний период своей деятельности реакционное сепаратистское течение мусульманского общинного движения, использованного колонизаторами для раскола национальных сил Индии… выступил против материалистической идеологии, за приспособление ислама к нуждам современного общества». Такая интерпретация и намеренное укрывание исторических фактов было характерно для советской цензуры данного периода (когда генеральным секретарем Коммунистической партии СССР был Никита Хрущев, известный своими ярыми антирелигиозными нападками). Поэтому в советский период был известен и популярен Икбал-поэт, а Икбал-философ и Икбал-политик считались ограниченными.
Но история показала, что ограниченной на самом деле была коммунистическо-марксистская идеология.
Если бы большевики в действительности опирались на народные массы, то не было бы разрушения храмов и антирелигиозных гонений в России, от которых страдали как верующие христиане, так и мусульмане. Эта ошибка была понята лишь спустя десятилетия. Кроме того, у марксизма нет монополии на идеи справедливости, о которых говорится и в христианстве, и в исламе. Скорее марксизм использовал идеи креационистского мировоззрения, переделав их под нужды определенных политических сил. И деятельность последователей этих сил в настоящее время на Западе показывает их глубокую деградацию. Так, все коммунистические партии в Европе поддержали бомбардировки Ливии в 2011 г. коалицией НАТО, а так называемый культурный марксизм является не только ограничен в понимании исторического процесса, но на практике проявляется в виде институциализации распущенности и вседозволенности. И это указывает на то, что призыв Мухаммада Икбала к нравственному совершенствованию все так же актуален.