Традиция как революция и геополитика вечности
Эта лекция формулирует, артикулирует важнейшие смыслы. Это и лично мне нужно и моей работе. И конечно вдвойне рад, что на нашем фестивале это сказано. Прослушивая сейчас, даже законспектировал. Это конечно не расшифровка, это мой личный конспект, но может кому пригодится.
Эдуард Бояков
Традиция – совершенно специфическое мировозрение , не имеющее привязки ко времени.
Традиция – это пре - дание, передача. Передача того, что вечно, что не подвластно времени. Традиция – это колоссальное новаторство! Ведь каждое поколение решает, что нужно передавать следующим поколениям, а что не нужно.
Факт пере-дания самого важного, самого значимого. Традиция обеспечивает преемственность Вечности. Задача всегда была такая – дотянуть до Конца Времен. Традиция – это то, что объединяет Начало с Концом. С точки зрения Традиции важны не просто “мы”, а мы - живущие с нашим народом. Но Традиция – это не коллективное, это не значит все вместе, это личное.
Аристотель: Целое больше чем совокупность частей. Вот зрители фестиваля. Вот дети которые бегают вокруг – это тоже часть Традиции. Традиция – это не только бородатые старцы. Это все три измерения времени. Прошлое воплощенное в мудрости и старости. Настоящее – воплощенное в юности воинов и девушек. Маленькие дети, тоже важнейшая часть, это будущее.
Когда вместе, то все составляют Традицию.
Традиция – это замкнутый круг, это инициатива вечности. Христос: Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец.
Наша цель – подготовить завершающее эсхаталогическое Событие.
Конец времен – это фундаментальное событие, когда прошлое совпадает с будущим.
Конец времени связан с приходом Христа, это радость.
Поэтому важно сегодня удержать Традицию.
Раньше держать Традицию было легко. Вот фамилии русские – например Кузнецеов - отец кузнец и сын, и внук. Традиция работала. Сегодня не так.
Новое время на Западе высказало фундаментальную идею, что Традиция – это прошлое.
Как можно было дискредитировать Вечность? Надо утверждать что не существует Вечности, есть только современность, нет замкнутого круга где Альфа встречается с Омегой.
“Вечность – это условность – сказало Новое время - все двигается, все в прогрессе, сзади - чепуха..”. Новое время говорит, что мир не един, время линейно. Нет Вечности , есть только современность.
Мы живем в мире, где присяга Традиция является утверждением революционного тезиса. Ведь Современность считает что Традицию надо убить. Раз нет Вечности, то нет ни прошлого, ни будущего – живи сегодняшним днем, заботься только о себе. Таким образом круг Традиции размыкается, людей выталкивают из того целого которое больше чем совокупность частей. Люди теряются, перестают быть русскими, православными, французами. Это и есть проект глобального мира.
Современность началась не недавно, как нам кажется…
Эти идеи существовали еще в античном мире.
У пресократиков, у доплатоников эти идеи были – Эпикур, Демокрит.
Те же модели, что и сегодня. Модерн – очень древнее явление. Просто тогда оно было вне закона, Платон призывал сжигать труды Демокрита! Модерн покушался на вечность. В идеях атомизма, материализма были нападки на Вечность. Но победил модерн только в последние века. И тогда Традиция превратилась в гонимое меньшинство . Раньше было легко быть в Традиции – родился – живи. Умный слишком – иди в монастырь, не очень – паши землю. Вместе с этой землей передавалось огромное количество знаний. Календарь был устроен так, что мудрость передавалась. Литургический цикл.
Быть на стороне Традиции в Новое время – не безопасно. Те кто был на стороне Традиции – проиграли историческую битву за Вечность. Поэтому люди, защищающие Традицию называются сегодня не хорошими словами – мракобесы – самое мягкое из них.
В традициционном обществе все были часть этого органического круга – люди появлялись и шли от Альфы к Омеге, это онтология, бытие Вечности , священный хоровод вокруг этой точки. Человек рождается, живет и умирает, но центр находится не в юности или старости. Человек не может иметь такие цели: маленький – вырасти, вырос- жениться, женился – сделать бизнес, выйти на пенсию… Это не может быть целью. Главное – вращение вокруг скрытой сущности, тайного центра, полюса вечности.
Как это соотносится с геополитикой?
Это подробно в учебниках написано.
Но сейчас обратимся к Проклу. Который жил в 5 веке, когда никаких Маккиндера, Хаусхоффера, Шмидта не было…
У Прокла в комментрариях к Государству Платона есть базовые принципы геополитики.
Прокл трактует историю про Антлантиду, Антлантов.
Было древнее царство за пределом колонн Геракла, западная граница Средиземноморья, Гибралтар. Там на острове Атлантис подчинялись богу моря Пойседону. Антланты создали великую культуру, но проблема в том, что они не знали меры.
Колонны Геракла - это граница ойкумены, греческо-римского мира. На колоннах была написана эгида – Nec plus ultra – дальше нельзя. Кончался мир людей, начиналась область Антлантиды. Эти атланты сделали ошибку, вышли к титанической стихии, на сторону Пойседона.
Но при всем богатстве, при всех постройках, при силе – была одна проблема – Атланты не знали меры. Они накапливали блага. Выходили за пределы нормы. Антланты вышли за пределы и поэтому они грешны.
Таким образом по Проклу сошлись две стихии – неизменность Олимпийских богов (греки – служат этим богам, это люди земли и люди граници – у моря границ нет) и динамичность Атлантов. Сначала Атланты теснят, потом греки победили.
Это истоки геополитики.
Лендпауэр Маккиндера – это цивилизация суши, традиции. Консерватизм, ось Вечности, Земля Апполона.
Цивилизация моря – seapower. Преодоление пространства, служба прогрессу, торговля. Быть торговцем – было для греков совсем не почетно, в отличие от быть крестьянином, воином или жрецом.
Торговцы не избавляются от излишков, они их продают, наслаждаются.
Получается у Прокла - идеальное описание капиталистического либерального Северо-Атлантического общество. НАТО. Прогресс, права человека – это та самая цивилизация Атлантов.
Англичане перешли на сторону моря – сделали тоже самое что Атланты.
Цивилизация суши – защищающая себя, отбивающаяся, защищающая Вечность.
Все вписано в эту структуру. Ничего нового со времен Прокла. Даже искусственный интеллект – это оттуда, атланты у Прокла делали говорящих кукол.
Символ американского доллара. Две колонны перечеркнутые S. Это те самые колонны, колонны Геракла . Только там ушла первая, запрещающая часть эгида. Там сейчас - plus ultra – идти дальше.
Цивилизация суши и с точки зрения Прокла, и с точки зрения классической геополитики, и с точки зрения русских - имеет хартлэнд, центр, точку, “Олимп”. И мы в этом месте живем. Мы наследники греков, византийцев, они нам дали солярную религию - Христианство. Построенную вокруг онтологии бытия Вечности - Христа и пресвятой Троицы. Это наша сущность.
Если бы мы родились в Традиции – мы бы жили прекрасно. Пахать, воевать, молиться – что может быть лучше. Мы бы жили бы ради того, что в центре. Были бы обряды , указывающие на Вечность – трапеза, преломление хлебов. Традиция – это ритуал. Агапе – трапеза любви – так называлась трапеза, застолье. Мы разучились есть! Ложка, нож, вилка и тд – это совсем не правильно сейчас! Еда начинается с молитвы! В монастырях часто во время еды читают душеспасительные тексты. Сам строй еды – это не про еду. Цель человеческого дыхания – славить Господа. Зачем свобода человеку? Зачем мы едим - чтобы обрести силы? Зачем мы живем?
Мы теряем цель. Грузины или другие традиционные народы не потеряли. У нас это тоже было. Зачем ест воин? Чтобы набраться сил. А зачем силы? Жизнь – ценная вещь. Но надо понимать зачем эта еда.
Поэтому нас, русских, так ругают. Потому что мы чуть-чуть, криво, худо-бедно, пытаемся отстоять Традицию.
Мы настаиваем на своей Традиции, на своей русской Вечности, на своей сущности – мы носители той культуры, которая противостояла Атлантам и именно с этими Атлантами которые пытаются нас рыспылить мы и боремся. Наша битва – битва –за Россию, за ежедневный труд и образование. Осознания себя русскими – это акт объявления войны цивилизации моря. При этом мы очень открыты. Выступает сегодня грузинский ансамбль, сидит африканец и радуется.
Мы просто хотим сохранить свою сущность.
Выражение русской идентичности – признание прав Вечности.
Если кто-то борется за права времени, за права человека, индивидума, то мы боремся за права Вечности. Именно из признания верховенства прав Вечности над всеми земными законами складывается наша сущность.
Вся власть вечности! На этом я и хочу закончить.