Террористические атаки в Париже окажут длительное влияние на мир

18.11.2015

Пока французы и люди по всему миру до сих пор пребывают в состоянии шока после терактов в Париже 13 ноября, президент Франции Франсуа Олланд в понедельник выступил перед обеими палатами парламента. Он сообщил, что Франция находится в состоянии войны, и предложил принять ряд мер для борьбы с терроризмом. Эти события показали, как связаны ситуация в Сирии, иммиграционный кризис в Европе и международный терроризм. Последствия нападений в Париже будут иметь продолжительное действие.

События в Париже ставят под сомнение преемственность Шенгенских соглашений, по которым подписавшие данные соглашения европейские страны устранили пограничный контроль на своих территориях. С понедельника исполнение Шенгенских соглашений в ряде государств было частично приостановлено. Так Франция восстановила пограничный контроль на своей территории, аналогично поступили Швеция, Германия и Словения. Венгрия возвела забор, чтобы защитить свою границу с Сербией, которая не входит в Шенгенскую зону. Однако данные меры осуществляются в рамках соглашений, которые позволяют восстанавливать пограничный контроль во время чрезвычайных ситуаций.

Большим вопросом остается, будут ли официально отменены Шенгенские соглашения, и начнут ли страны-участники отказываться исполнять их. Правительствам стало трудно защищать идею Европы без границ. Первой же реакцией европейских государств могут стать меры для улучшения обмена полученной разведкой информацией и расширением сотрудничества между силами безопасности Европы с целью сохранения Шенгенских соглашений. Но будущее Шенгена, в конечном счете, остается в руках европейских избирателей. Если общественные настроения обернутся против Шенгена, то договоренности могут быть аннулированы решением умеренных правительств или националистских правительств, которые могут прийти к власти по итогам очередных выборов.

Между тем, закрытие внешних границ не предоставивших убежище мигрантам европейских государств, может привести к серьезным проблемам на Балканах, где беженцы окажутся в затруднительном положении. Так несколько тысяч мужчин и женщин станут невольными иммигрантами в странах с высоким уровнем безработицы и латентной этнической напряженностью, тогда как сам регион с хрупкими политическими и социальными структурами будет испытывать значительную нагрузку в ближайшие несколько месяцев.

Нападения в Париже могут ускорить рост националистских партий по всей Европе. Когда во Франции «осядет пыль», избиратели могут решить, что социалистическое правительство Олланда не в состоянии защитить их. В предстоящих муниципальных выборах (назначенных на декабрь) правоцентристские республиканцы и крайний правый Национальный фронт, вероятно, имеют все шансы, чтобы обеспечить себе высокие результаты в президентских выборах 2017 года. Обе партии в разной степени критикуют политику Европы по вопросам миграции и в частности Национальный фронт – членство Франции в еврозоне.

Рост евроскептицизма будет ощущаться и в других странах Европы. В Германии канцлер Ангела Меркель уже изменила миграционную политику, ужесточив правила о предоставлении убежища. В ближайшие дни она может оказаться под сильным давлением настаивающих на изменениях в проводимой политике консервативных сил, возможно признав ошибки в решении миграционного кризиса. Основное последствие нападений в Париже – это рост евроскептицизма в Германии в рамках предстоящих всеобщих выборов 2017 года, что и покажут результаты голосования.

Атаки в Париже также усложнят выполнение плана распределения беженцев по всему континенту Европейской комиссии. План уже столкнулся с серьезными неприятностями: фактически только несколько сотен мужчин и женщин из 120 тысяч, кому необходимо предоставить убежище, были расселены. Польша заявила об отказе, и другие страны Центральной и Восточной Европы, вероятно, последуют ее примеру. Брюсселю, вероятно, не хватит сил, чтобы вводить санкции против стран, которые предпочитают не принимать участие в такой политике.

До нападений в Париже, Европейский союз пытался усилить сотрудничество с Турцией, чтобы предотвратить массовое проникновение беженцев в Европу. В ответ Турецкое правительство выдвинуло три условия: денежная помощь, упрощение визового режима для турецких граждан и создание бесполетной зоны в северной части Сирии. Европейский союз одобрил выдачу Анкаре около 3 млрд. евро (3,2 млрд. долларов) на решение миграционного кризиса. После терактов в Париже, Брюссель, вероятно, согласует более гибкие условия визового режима для турецких граждан.

В настоящее время Турция стала требовать поддержку со стороны европейцев в попытках создания "безопасной зоны" на севере Сирии. Турция и Соединенные Штаты, вероятно, ведут переговоры по началу военных операций в северной Сирии, и Анкара ищет дипломатической поддержки членов НАТО, чтобы добиться своей цели, желательно при участии европейских стран, а также направить свои отряды в регион. Нет никаких гарантий, что европейцы поддержат Турцию, но она может рассчитывать на более широкое участие Европы в общей воздушной кампании против Исламского государства. Кроме того, останется главный вопрос: смогут ли Турция и потенциальные партнеры по коалиции достичь взаимопонимания с Россией, чтобы прекратить бои в Сирии.

Включая вышеперечисленное, нападения в Париже могут подтолкнуть больше членов ЕС искать общий язык с Россией, чтобы положить конец гражданской войне в Сирии. Страны, которые были первоначально против сохранения Башара Асада на посту, могут пойти на компромисс, понимая, что таким образом можно сократить эмиграцию из Сирии, а это предоставит новые возможности для сотрудничества по другим вопросам – прежде всего, по украинскому – но это возможно лишь по прошествии некоторого времени. Европейский союз, скорее всего, по-прежнему готов подлить санкции против Москвы, которые прекратят свое действие в конце января 2016 года, и Соединенные Штаты, вероятно, будут стимулировать своих европейских партнеров на оказание дальнейшего давления на Россию. Более того, даже с учетом сотрудничества с Россией в Сирии остаются существенные проблемы, учитывая вопросы по которым сирийские стороны могут провести переговоры, такие как наличие не желающих прекращать огонь экстремистских сирийских группировок равно как их огромное число.

Европа также сталкивается с ограничениями связанными с военной реакцией на атаки в Париже. Количество авиаударов по позициям Исламского государства в Сирии и Ираке будет увеличено в ближайшие дни, но Европа вряд ли пойдет дальше этого. Германия будет выступать против любой формы военного вмешательства, и настаивать на дипломатическом решении гражданской войны в стране. Такие страны, как Великобритания и Италия, могут присоединиться к авиаударам по Сирии, но они вряд ли отправят туда свои сухопутные войска. Даже президент США Барак Обама заявил в среду, что подобная интервенция будет ошибкой.

Нападения в Париже ускорят некоторые процессы, которые уже начались в Европе, такие, как критика миграционной политики и Шенгенских соглашений. Это также повлияет на сложные отношения Европейского Союза с Турцией и с Россией. Однако существующий фактор политических разногласий между государствами-членами ЕС о том, как нужно вести диалог с Москвой и с Анкарой, а также ряд других сдерживающих факторов продолжат формировать внешнюю политику Европейского Союза, независимо от того, что было публично объявлено за предыдущие три дня.