Технологические манипуляторы
Манипуляция массовым сознанием – это скрытое воздействие на психику человека, цель которого – установить контроль над его поведением и лишить свободы выбора. Манипулятор изменяет представления человека о мире, изменяет его мнение, побуждения и цели в «правильном» направлении, а средства массовой информации часто становятся инструментами для манипулирования.
В 20 веке, когда печать, радио и телевидение управляли потоками общественной информации, журналисты выработали строгие профессиональные стандарты, которые позволяли им следить за качеством новостей. Однако, с появлением Интернета резко изменилась информационная среда. Сегодня медиакорпорации пересматривают бизнес-модели. Им необходимо адаптироваться к новым условиям на рынке. В новых стратегиях акцент смещается с качества на сенсационность материала. Логика очень проста: чем больше сенсаций – тем больше просмотров, а чем больше просмотров – тем больше стоимость рекламы.
Новыми конкурентами гигантских медиакомпаний стали блогеры и обычные пользователи социальных сетей. В погоне за интернет-трафиком даже самые именитые новостные агентства и серьезные издательства вынужденно снизили планку качества. Но даже это не помогло в противостоянии с блогерами, для которых провокативный и эмоциональный контент – это основной способ расширить аудиторию. В эпоху «пост-правды» рациональная аргументация отходит на второй план, а ее место занимают эмоции.
Новая эпоха породила новые инструменты манипулирования массовым сознанием, которые очень тесно связаны с эмоциональной стороной человека. Специфические особенности Интернета в сочетании с человеческой психологией открыли возможности для создания новых методов манипуляций.
Фейковая реальность
Дипфейк – это технология искусственного интеллекта, которая может изменять любой вид контента. Сегодня ее используют не в полную силу, заменяя лица людей на фото или видео. На самом деле технология глубоких фейков способна манипулировать контентом как угодно: заменять звуки, менять ландшафт, вырезать людей с фотографий и видеозаписей или наоборот добавлять.
В апреле 2018 года на ресурсе BuzzFeed появился ролик «Вы не захотите поверить тому, что Обама скажет в этом видео!» («You Won't Believe What Obama Says in This Video! ») с применением этой технологии. В первой части видео бывший президент США Барак Обама произносит провокационные фразы и в грубой форме отзывается о Дональде Трампе. Во второй части фейк намеренно «разрушается». В кадре появляется актер Джордан Пил, чьё лицо заменили на лицо Обамы, и произносит те же слова. Отличить реального бывшего президента от его цифрового двойника практически невозможно.
Другая история, связанная с глубокими фейками, произошла в Индии в 2020 году. Во время предвыборной гонки кандидат от оппозиционной партии Маноджа Тивари выступил с обращением на двух языках: хинди и хариани. Интересно то, что Маноджа Тивари не знал языка хариани. Скорее всего для того, чтобы привлечь голоса рабочих-мигрантов и расширить электорат политик использовал технологию глубоких фейков, хотя он так и не признался в этом. Доказать это довольно трудно, а признаваться необязательно.
Использование этой технологии может оказать влияние на формирование общественного сознания. Даже если со временем выясниться, что видео или фото, или аудиозапись поддельные, то у какой-то части аудитории останется «осадок», который может повлиять на решение поддерживать политика или даже за него голосовать.
На страже имиджа
Боты – это такие программы, которые стараются имитировать человеческое поведение. Есть множество способов применения этой технологии. Например, в бизнесе боты могут консультировать клиентов или выступать в роли личных ассистентов. Политических ботов можно запрограммировать на публикацию лестных постов о политике или на оставление положительных комментариев на его страницах в социальных сетях, но можно и направить их энергию в другое русло – писать гневные комментарии на страницах оппонентов или искусственно повышать популярность публикаций.
Во время проведения политический кампаний в США боты могут оказывать настолько серьезное влияние на массовое сознание, что люди сами начинают распространять искусственно продвигаемый контент на свой страницах в социальных сетях. Такие компании нередко попадают в поле зрения мейнстримовых средств массовой информации. Даже если СМИ хотят опровергнуть информацию, распространяемую ботами, то это все равно на руку политику, поскольку его кампания оказалась в центре внимания.
Хотя боты и пытаются быть похожими на людей, все же остается одно важное отличие. Даже самый активный пользователей с небольшой аудиторией в день может публиковать всего несколько постов, остальное время распределяется между другими важными и не очень важными, но человеческими делами. Бот в таких границах не замкнут. Он может быть запрограммирован на то, чтобы делать как можно больше публикаций в день и не попадаться. Именно поэтому боты – это мощный инструмент в формировании общественного мнения. Применение этой технологии может создать иллюзию бурной дискуссии вокруг незначительной проблемы или сформировать нужный имидж политика.
Трамп в августе 2017 года взаимодействовал с пользовательницей Twitter по имени Николь Минси. Трамп перед своими 35 миллионами читателей поблагодарил Минси за твит о том, что он «тяжко трудится ради американского народа».
Минси казалась консервативной афроамериканкой и сторонницей Трампа. Однако при более пристальном рассмотрении становилось ясно, что она политический бот.
Журналисты провели расследование и оказалось, что учётная запись Минси являлась «беллетризованным персонажем, который использовался маркетинговым подразделением предприятия-однодневки, занимавшегося торговлей в Интернете» и продававшего атрибутику Трампа.
Тролль с кибероружием
Интернет-тролли – это активные агенты социальной инженерии, задача которых заключается в том, чтобы вызвать эмоциональную реакцию, сформировать определенные рефлексы на информационные стимулы, установить психологический контроль на над человеком, провести массовую дезинформацию, выстроить нужную картину мира. Заказчиками услуг «фабрик троллей» могут быть как разные коммерческие организации, так и целые государства.
Тролль не действует в одиночку, потому что это не принесет нужного результата. Они собираются в бригады, и уже вместе оказывают интенсивное психологическое давление на человека. Тролли провоцируют людей на сильные эмоции (гнев, злость, отвращение, страх) и добиваются полного эмоционального опустошения собеседников.
Политические тролли чаще всего работают в интересах крупных политиков или на повестку страны. Например, в Китае существует хорошо организованная веб-бригада 50 cent Army, во Вьетнаме – Force 47. Основная задача веб-бригад в этих странах - «борьба с неправильным мнением о деятельности партии и правительства».
Но интернет-троллинг не ограничен пределами одной страны. В последнее время у этого инструмента манипуляции общественным сознанием появилась новая роль. Интернет-троллинг выступает в качестве кибероружия, которое способно наносить значительный политический ущерб. Политические тролли могут подталкивать людей к массовым беспорядкам или создавать недоверие к государственным институтам.
Технологический прогресс не только сделал нашу жизнь более комфортной, но и создал более тонкие инструменты манипулирования массовым сознанием. С помощью этих инструментов огромные корпорации и правительства разных стран управляют нашим поведением, формируют наши мысли и реальность вокруг нас.
Современные тенденции развития новых технологий указывают на то, что люди в скором времени уже не смогут отличать собственные мысли и желания от навязанных из вне и, к сожалению, такого будущего уже не избежать.