СССР как Красный Катехон в свете Четвертой политической теории (4ПТ)

25.12.2018

Полная версия доклада на международной конференции «Религия и политика», которая прошла в городе Грозном, Чечня, с 4 по 8 октября 2018 года. С докладами выступили делегаты из Швеции, Италии, Франции, Польши, России, по скайпу – Ливии, Бельгии, Сербии, России.

В докладе я рассмотрю коммунизм как мессианскую и эсхатологическую идею, а также постараюсь показать, что отказ от классических политических теорий и создание единой платформы для представителей левых и правых взглядов – единственная возможность для построения многополярного мира.

Коммунизм как мессианская идея. Мессианизм в поле русской идеи появился вместе с христианством, и осознавался как необходимость просвещения нехристианских народов о слове Божьем. Национальный контекст христианский мессианизм приобрёл под пером инока Филофея, который высказал идею Москва – Третий Рим, после падения второго Рима - Константинополя.

В данной концепции Москва выступает в качестве Катехона. «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (Второе послание Ап. Павла к Фессалоникийцам 2:7). Катехон – это и есть «удерживающий», который мешает антихристу воцариться в нашем мире, за его приходом последует великая битва и Страшный Суд.

Но как можно связать Катехона, удерживающего от прихода антихриста, и безбожную советскую власть, которую многие верующие и называют антихристом? Возможно ли назвать СССР Красным Катехоном?

Первое. Коммунистическая идеология выражала (и подстраивалась) под чаяния народа. Коммунизм лег на почву черноземную, ведь 84% крестьяне, жили общинным образом жизни, что даже заметил Маркс: «На Западе дело идет о превращении одной формы частной собственности в другую форму частной собственности. У русских же крестьян пришлось бы, наоборот, превратить их общую собственность в частную собственность» (письмо Вере Засулич). Артель, как основная хозяйственная единица русской традиционной экономики, противостоит капитализму, так как её цель не прибыль собственника, но благоустроенность членов общины. Джон Рид описывал как в Германии в кафе лидеры профсоюзов, одетые как буржуа, обсуждают с юристами как больше отжать у собственника предприятия; в России на рабочих собраниях звучат радикальные требования общинного передела земли и средств производства. Именно поэтому идея равных прав на образование, медицину и пр, а главное идея передачи основных фондов и средств производства в руки трудящихся увлекли простой народ за большевиками, ведь большевики обещали исполнить вековые чаяния народа об общинном укладе жизни в масштабах государства.

Второе. Коммунизм воспринимался народом как идея религиозная. От коммунизма ждали полного преображения действительности. Тот же Джон Рид описывает, как в Петрограде в 1918 году после речи на левом митинге толпа замирает, колышется, находясь в некоем трансовом состоянии, будто то бы прямо сейчас готова ворваться в коммунизм. Бастующие рабочие в Петрограде 1918 по официальным отчётам ждали коммунизма и поэтому не выходили на работу. Лидеры большевиков употребляли формулу «с нами те, кто верит в коммунизм». По сути коммунизм сам стал религией, несмотря на свою агрессивную антирелигиозную повестку. То есть внешняя форма коммунизма – рационализм и безбожие, а суть – религиозное ожидание нового преображённого мира.

Третье. Коммунизм в революционной России был не просто религиозной идеей, но впитал в себя одну из спорных христианских концепций – хилиазм. Под хилиазмом понимается краткий период Царства Божьего на земле, когда перед Страшным судом 1000 лет будет править Христос. Простой народ таких сложных понятий не знал, зато тысячами бежал в Беловодье, и «тамо не может быть антихрист и не будет». Наложение коммунизма на хилиастические ожидания даёт следующую схему: Маркс – Бог-Отец, пролетариат (помазанник, избавитель) – Христос, лидеры коммунистической партии – апостолы. Христос-пролетариат вступает в борьбу с антихристом, под которым в к. видении понимается капитализм и побеждает его, что и обеспечивает эру процветания, то есть Царство Божие на земле. Горький на острове Капри разрабатывал данную идею, но официального хода она не получила. М. Элиаде подметил, что «бесклассовое общество Маркса и постепенное исчезновение исторических антагонизмов точно повторяют миф о Золотом Веке, который является одним из самых распространенных в мире мифов, и согласно многим традиционным верованиям, знаменует начало и конец Истории».

Таким образом коммунизм воспринимался народом в первые революционные годы в России сознательно и бессознательно как Красный Катехон, как удерживающий от порабощения властью капитала. Но периоды военного коммунизма и НЭПа, разочаровали многих идейных коммунистов, так как военный коммунизм суть время проб, а НЭП - возврат к эпохе дореволюционной, когда спекулянт и/или собственник крупного капитала снова оказались у руля.

Только постановка надэкономической цели – оборона страны – смогла раскрыть творческий и трудовой потенциал народа, обеспечившего небывалый рывок в научно-промышленном развитии, который стал залогом победы в ВОВ. Говорят, мол, «строили из под палки», но тот, кто занимался управлением, понимает, что раб не будет работать с энтузиазмом, не будет совершать научные открытия. Народ видел, что строятся сады, школы, университеты, заводы и он, народ, пользуется этими благами. Только после начала индустриализации народ снова поверил в «светлое будущее коммунизма».

Отметим, что в мировом масштабе СССР выполнил задачу Катехона дважды: 1. Победой над объединенной капиталистической Европой во главе с Гитлером, уже много веков желавшей полакомиться нашим ресурсами. 2. Союз способствовал тому, что в капиталистических странах повышался уровень жизни трудящихся, ведь после войны профсоюзы и компартии в различных странах начали борьбу против буржуазии, и последняя была вынуждена улучшать социальные условия жизни рабочих. Значит СССР на практике удерживал устремления капитала по максимизации прибыли. После нашего проигрыша в холодной войне мы видим, как во всем мире постепенно сворачиваются социальные программы, так как нет второго центра силы.

Кстати, сам Христос совершил единственный акт насилия, описанный в Библии – перевернул столы торговцев в Храме, и именно после этого Его решили схватить. То же самое в мировом масштабе сделал СССР – покусился на миропорядок саддукеев, только они с ним поступили хитрее на этот раз, он сам себя распял. Христос учит нас, что выступая против торговцев, можно лишиться жизни, но в этом путь, Его путь.

Переходим ко второму тезису – СССР в свете 4ПТ. Внимательно рассмотрев сталинский период мы можем обратить внимание, что марксистские догматы не имели полного воплощения в социально-экономической модели страны. 1. Существовало малое предпринимательство (частному предприятию позволялось иметь до 50 человек штат, делать наценку на свою продукцию на 12% выше госцены; в 1936 году 6% промышленного производства за счёт частных кооперативов). 2. линия на построение социализма в отдельно взятой стране шла в разрез с классическим марксизмом. 3. Интернационализм плавильного котла был заменён на линию, где каждый этнос и народ получил право на сохранение собственных традиций, а русский народ был назван «старшим братом в семье советских народов» (а это исторически и его слава и крест). Сталин не был догматиком марксизма, он был практиком и понимал, что нужно строить страну с учётом её национальной и исторической специфики. В этом его отличие от Хрущева, который начнёт реализовывать бездумно марксистские практики (запрет приусадебных хозяйств, отмена частного предпринимательства, виток борьбы с религиями).

Нам же важно отметить, что красная идея не обязательно должна воплощаться в классическом марксистском виде. Удачными примерами слияния социализма и национальных, в том числе религиозных, особенностей при построении государственной системы могут являться арабский социализм партии Баас, исламский социализм Джамахирии, латиноамериканский христианский социализм (Боливия Моралеса).

Сегодня нам следует отказаться от 3х сложившихся политических систем: либерализм, коммунизм (марксизм), национализм (фашизм), при этом взяв лучшее от них для нужд собственного развития. Методологию для создания суверенного государства, в которой могут быть учтены национальная и историческая специфика страны, предлагает 4ПТ, разработанная философом А. Г. Дугиным. 4ПТ предлагает разложить каждую систему на элементы/ идеологемы, тогда окажется, что в каждой есть что ценное. Например, в либерализме – концепт свободы для, для творчества, для семьи, для труда (а не свободы от, от пола, от этнических и народных традиций); в коммунизме – концепт социальной справедливости и чувства меры в создании и распределении благ (нет плавильному котлу для народов, каждый народ имеет право сохранять свою идентичность); в национализме – концепт опоры на традиционные ценности (нет национальной исключительности в форме расизма).

Данная методология – приглашение к творчеству, ведь каждый народ имеет собственные особенности, однако предположу, что в основной массе любой здоровый народ выберет вариант развития с экономикой социальной справедливости и политикой, основанной на следовании собственным традициям.

Замечу, что в России и в Европе мало представлены силы или партии с подобной платформой. В России А. А. Проханов объединяет на полях газеты «Завтра» левых и правых, а также издание «Свободная пресса» С. А. Шаргунова, также можно отметить большую работу в этом направлении Изборского клуба. В Европе – Ален де Бенуа, также мы видим попытки создать коалиционное правительство левых и правых в Италии. Предположу, что мировому капиталу крайне невыгодно появление таких платформ, ему выгодно вечно сталкивать нас лбами, левых и правых, и при этом продолжать контролировать политические и экономические процессы.

Поэтому наша задача – объединять адекватные политические силы на единой платформе, в этом нам поможет методология 4ПТ. Данный процесс станет фундаментом для построения многополярного мира, в котором каждый народ сможет выбрать свой путь, оставив в прошлом деление на правых и левых. При этом надо помнить, что русский народ – это этносы объеденные единой целью, и если этой целью станет идея построения справедливого государства, то мы получим огромный выплеск творческой энергии, от которой смогут подпитаться народы Европы и всего мира. Так Россия снова явится миру в образе Катехона. Надеюсь в последний раз перед Страшным судом.