Сравнение древнего и современного морских шелковых путей
С исторической точки зрения, термин «Шелковый путь» не использовался широко до 1877 г., когда его ввел немецкий географ Фердинанд фон Рихтгофен. Древний шелковый путь продолжает быть предметом исследования различных сфер: истории, социологии, археологии, политики и международных отношений. В общем смысле, Шелковый путь известен как ряд путей, соединяющих Азию, Европу и Африку по морю и суше. В XX веке шли дискуссии по поводу Шелкового пути и его восстановления. В 2013 г. председатель КНР Си Цзиньпин продвигал идею создания Нового шелкового пути для сохранения регионального сотрудничества и гармонии. Морской шелковый путь XXI века восстанавливает феномен древней идеи, продвигавшей глобализацию мира, взаимной экономической выгоды и устойчивого развития судоходства. Данная статья нацелена на сравнение древнего и современного Морского шелкового пути.
Древний морской шелковый путь
В книге «Шелковый путь: путешествие, торговля, война и вера» Сьзан Уитфилд и Урсула Симс-Уильямс утверждали, что существуют различия в названиях и местах, связанных с Шелковым путем. Любые тексты, связанные с Шелковым путем, по написанию напоминают рассказы, где мифы играют немаловажную роль. Обмен между цивилизациями (религиозное искусство, торговля и. т. д.) способствовали разнообразию точек зрения. Одним из самых существенных элементов Шелкового пути считается морское направление. Древний морской шелковый путь был новым экономическим образованием, что находилось за пределами торговли, неразвитого социального взаимодействия, политической зависимости и сдвигом властных отношений. Однако, в XX веке был введен парадоксальный аргумент учеными, находившимися под влиянием империализма.
С географической точки зрения, Древний шелковый путь состоял из двух путей: один из них шел из Китая в Южно-китайское море, затем Юго-восточную Азию, Южную Азию, Аравийское море, Индийский океан и Персидский залив. Археологические находки подтверждают, что морские связи такого плана существовали за тысячи лет до создания Шелкового пути. Однако, эти морские торговые пути укрепились только в период китайской династии Хань. В статье Джеймса Кона «Морской шелковый путь XXI века» (2015 г.) говорится, что одним из важных аспектов Древнего морского шелкового пути была свобода и автономность передвижения, которая оставалась главной причиной расширения морей и близких контактов с цивилизациями, с которыми велись сотрудничество и торговля.
Вплоть до VII века, сухопутные пути считались удобными и прибыльными. Это та эра, когда китайцы, римляне и парфяне процветали. Но позже появилась новая сила, и арабы стали играть центральную роль в развитии Морского шелкового пути. Морские пути стали прибыльнее сухопутных, поскольку позволяли перевозить большие объемы товаров и были относительно безопасными, поскольку на суше орудовали мародеры и грабители. Исторические заметки о Морском шелковом пути определили преобладание мира над торговлей. В результате искусство, культура и религии оказались ключевыми факторами в сосуществовании и толерантности среди различных цивилизаций. Но существовал один значительный недостаток Древнего морского шелкового пути – непредсказуемость погоды и сильные шторма, которые приводили к кораблекрушению. Позже к ним добавилась и опасность проплывать через пролив, который был важной точкой навигации и контроля сил, а еще позже, с ростом пиратства, монголы начали контролировать морской шелковый путь.
Морской шелковый путь XXI века
Морской шелковый путь XXI века будет начинаться в Китае, далее следовать в Южно-китайское море, оттуда в Юго-восточную Азию, Индийский океан, Африку и Европу. Южная часть этого Пути затронет юг Тихого океана. Согласно Национальной комиссии по развитию и реформам КНР (2015 г.) Новый шелковый путь основывается на пяти принципах Устава ООН: взаимоуважение, взаимное ненападение, взаимное невмешательство, равенство и взаимная выгода, а также мирное сосуществование. Этот проект будет играть важную роль в развитии морского сообщения через региональное сотрудничество, основанное на развитии инфраструктуры, финансовой интеграции, свободной торговли и научного и рабочего обмена. Также научная литература и правительственные доклады показывают, что данный проект может развить новые тенденции региональной торговли и дипломатии.
Китайские амбиции поддерживают подход в международных отношениях, когда сотрудничество продвигает общие интересы. В подобном ключе многие эксперты размышляют о собственности, управлении, геополитике и конфликтах в Южно-китайском море. Могут ли подобные инициативы как создание Азиатского банка инфраструктурной инвестиции выявить практичные шаги Китая с целью ограничить структуры гегемонии? Что важно понимать в нынешнем контексте, что развитие и гармония через двусторонние и односторонние подходы рискует провалиться. Сотрудничество между странами в рамках проекта Нового шелкового пути приведет не только к определенным экономическим результатам, но и к важному взаимному обмену обществ, которые будут продвигать культурные аспекты в гармонии и сотрудничестве.
Если сравнивать древний и современный Морские шелковый пути, то можно заметить, что они обладают различные целями. Однако, их общая подоплека основывается на принципах экономического обмена с помощью мира и гуманного подхода, который может укрепить региональную интеграцию сотрудничеством и культурными связями. Значительно эти два Пути отличаются только свободой навигации. Международное законодательство и регулирование определяет морские границы государств, чего не было в древние времена. Еще одой особенностью Древнего пути можно назвать исследование морей. Цивилизации хотели налаживать контакты для торговли, процветания и обучения. В связи с нынешней геополитической обстановкой возникает вопрос: могут ли великие державы сосуществовать, особенно в нынешней сложной политической динамике? Споры по поводу Нового шелкового пути оставляют ряд неопределенностей, но страны-участницы Европы, Азии и Африки должны понимать необходимость интегрированных сетей. Как и в древние времена, государствам нужна экономическая осведомленность для процветания, что выражается не только денежных суммах, но также и в сотрудничестве обществ, которое указывает на устойчивое развитие глобального мира.